Окт. 30, 2010

Избранный Ураном

- Не называйте меня вдовой, - просит Нина Савинкова, наследница и супруга Тимофея Степанова. - Я его жена. На презентацию выставки «Миры Олонхо», она пришла в национальном платье и серебряных украшениях удивительной красоты. Это дань его памяти - Тимофей Степанов был безгранично предан своей северной родине. Как художник, он очень много сделал для ее прославления.

...Там несутся по

глади степей

Табуны низкорослых

коней...

...Там, в степях, далеко-далеко

Кто-то первым пропел ОЛОНХО...

В краю сказителей

В 2005 году (в Год смерти мастера. - Прим. авт.) ЮНЕСКО включило героический эпос якутского народа Олонхо во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества. В самом списке всего несколько десятков произведений устного творчества. Олонхо мир увидел именно глазами живописца Степанова. - Все началось с детства, говорит искусствовед из Якутска Марин Федорова. Ведь Тимофей Степанов родился в необычном месте. Поселок Кюндяя Сунтарского улуса знаменит своими олонхосутами (сказителям и Олонхо. - Прим, авт.). Одно из сказаний посвящено удивительному месту - Среднему Миру. Там царствует трехликое божество - мастер Уран, искушающий людей творчеством. Тимофей Степанов шутил, что и его околдовал Уран. Однако в существование кут - памяти предков он верил на полном серьезе. Иначе как в его воображении возникали причудливые шаманские образы. Его картины из цикла «Миры Олонхо» написаны не совсем в академической манере: где-то нарушено цветовое решение, где-то перспектива. - Тимофей Степанов писал не как художник, а как олонгхоеут, - подтверждает Мария Федорова. - Его работы - это не просто иллюстрации к Олонхо, а отражение якутской философии - бесконечной борьбы добра и зла.

Углем по печи

Суть этой борьбы художник постиг с детства. Он родился в тяжелое послевоенное время. Был пятым ребенком в семье. Мама при родах умерла. Малыша отдали в детский дом, иначе бы не прокормили. Рисовать он начал в три года. Карандаши и бумагу давали не так часто, и Тимофей царапал столешницу, что-то чертил углем на печке. Воспитатели сердились и ругали будущего гения за порчу казенного имущества. В 1977 году Степанов поступил в Ленинградский институт живописи имени И. Репина. Он был одним из первых пяти реставраторов, выпущенных «репинкой». - Поступил-то он на отделение I живописи, I а закончил реставрационное, - поясняет Нина Санникова. На одном из курсов не выполнил летнее домашнее задание. То есть он его выполнил, но картины где-то оставил, и они пропали. Встал вопрос: или отчисление, или переход на новое реставрационное отделение. Тимофей выбрал второе и ни разу об этом не пожалел. Народный художник Якутии всю жизнь проработал в Национальном художественном музее, возвратил к жизни более 300 бесценных работ. Свои полотна он рисовал только в выходные и праздничные дни, продолжает Нина Егоровна, - в углу и без того крошечной реставрационной мастерской. Заходить туда он никому не разрешал, разве что дочери Айталине.

Искрящееся счастье

Айталина Тимофеева - успешный адвокат и директор частной картинной галереи - любимица отца. Имя для дочки тоже он выбирал, в переводе с якутского Айталина означает искрящаяся, сверкающая. Творчество своего отца девушка знает лучше всех. - Он не любил рисовать с натуры, - говорит она. - Глядя на его работы, всегда есть о чем поразмышлять. Вот эта одна из моих любимых - «Кун-Куо», или девушка-солнце. (На картине изображена якутская красавица в окружении дерущихся богатырей. - Прим. авт.). В детстве я спросила отца, зачем рядом с ней эти богатыри. Он ответил, что в мифологии все войны происходят из-за женщин. А волосы Кун-Куо в виде змей - это женские хитрости и уловки, которыми она завлекает мужчин. Все полотна Тимофея Степанова отличаются большими размерами. Супруга как-то попеняла ему: зачем ты нарисовал такие большие, их неудобно будет перевозить. На это он ответил так: «Это Олонхо, по-другому нельзя». Богатырскому эпосу художник посвятил 30 работ, в экспозиции ДВХМ - 25 самых лучших. Перед ее открытием якутские гости провели древний обряд благопочитания. Прямо в выставочном зале разожгли жертвенный огонь и «покормили» его прядью из гривы белой кобылицы, лепешкой и кумысом. Огонь горел с треском, но при этом запахло травой и цветами. - Так и должно быть, -говорят якуты. - Значит героям Олонхо хорошо в музейных залах.

Рейтинг: 0