Окт. 30, 2010

Медниковский «интернационал»

Медниково – деревня старая, а точнее сказать, старинная. Первые упоминания о ней в летописях датированы 1539 годом. Они - свидетельство значимости этого населенного пункта в истории старорусского края. Но на самом деле Медниково должно быть значительно старше. Ведь чтобы обратить на себя внимание древних историков, селу нужно было сформироваться, обзавестись каким-то промыслом, завоевать авторитет в округе. Впрочем, о характере промысла говорит само название деревни. Существовало в ней что-то, связанное с медным производством. На этот счёт вариантов целых три. Первый сообщает, что здесь в средние века было медеплавильное производство. Металл получался не самый лучший, но и такой пользовался спросом. Вторая версия гласит, что в деревне гнули медные трубы, которые были незаменимы в солеварнях Старой Руссы. Как раз в то время добыча соли из естественных минеральных озёр была здесь главным производством. Старорусская соль поставлялась в Москву, к царскому столу и считалась чуть ли не самой лучшей. Получается, медниковцы напрямую были связаны с прославившим Руссу промыслом и, можно сказать, являлись смежниками солеваров. Согласно третьей версии, в деревне лили медную монету – копейку. Так что она, возможно, была филиалом монетного двора. Не исключено и то, что здесь имели место и все три вида работ с медью. Другая легенда связана с датой 26 июля. Этот день – православный праздник собора архангела Гавриила – покровителя деревни. Его здесь особо чтут с незапамятных времён. По этому поводу тоже бытует легенда. Когда-то крестьяне нарушили православный закон не работать по воскресеньям и в погожий день вышли в поле на сенокос. В деревне как раз в это время случился пожар. Прибежали косцы, а избы уже полыхают, не залить. В тот день был праздник святого Гавриила. Люди взяли его икону и обнесли вокруг деревни. Тут же набежали тучи, полил дождь, огонь погас. Так с тех пор медниковцы и считают архангела своим святым.

«Жить единым человечьим общежитьем»

Помните, Владимир Маяковский в своём посвящении «Теодору Нетте, пароходу и человеку» писал об идеальном обществе будущего: «Чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьи общежитьем». Со всем миром не получилось, а в отдельно взятом обществе - деревне Медниково – удалось вполне. «Интернационал» здесь стал образовываться, когда по решению Коммунистической партии Советского Союза Нечерноземье было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. Цель её была благая и далеко идущая: мелиорировать достаточно плодородные, но тяжёлые и переувлажнённые земли северо-запада России, сделать здесь вторую житницу СССР. Вести мелиорацию приглашались в первую очередь специалисты, имеющие опыт в сфере ирригационных работ. Они приехали из Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и других союзных республик. Параллельно с работами на полях быстрыми темпами велось строительство жилья. Вскоре в старорусские края на постоянное место жительства приехали семьи мелиораторов, многие создали семьи здесь, женившись на местных девушках, а кто-то переманил и родственников . «Сращивание» местного и приезжего населения произошло быстро и без проблем. Заместитель главы администрации Медниковского сельского поселения М.Н. Петрова приводит в пример семью Ирины Николаевны Кузевановой, у которой здесь подросли, обзавелись семьями два сына, а ещё родственников – пол-улицы заселить можно. Уже стали взрослыми, вошли в роль отцов и матерей первые ребятишки, народившиеся в смешанных браках. Внешне они очень сильно выделяются как среди местного населения, так и среди чистокровных азиатов: высокие, стройные, темноволосые, но – светлокожие, с русским овалом лица и зачастую голубыми глазами. Мамы зовут их: Базарбай, Алишер, Алия. А на русский лад они Бори, Алёши, Аллочки… Маргарита Николаевна смеётся: «У нас – вторая Америка. Так же понаехал народ с разных концов света, обжился, и вот тебе новое «государство». Приезжий люд давно обрусел, на своих языках изъясняется разве что дома. Все приняли обычаи нашего края, его условия, его увлечения. Приехавшие из Узбекистана, к примеру, и рек-то раньше не видели. Но сколько же из них пристрастилось к рыбалке и стало заядлыми рыбаками! На Ильмень зимой ездят, говорят, подлёдный лов самый азартный. А люд местный с азартом перенял национальную кухню жителей Средней Азии. В каждом доме расскажут, как не только правильно, а и с кулинарными тонкостями приготовить узбекский плов, кавардак, манты, лагман, давлиму, пироги с курагой. Зато переселенцы стали печь русские пироги – с капустой и оценили картошку в мундире с селёдкой.

День православного святого

В общем, жить «единым человечьим общежитьем» медниковцам удаётся очень хорошо. Народные и православные праздники празднуют вместе, одной дружной семьёй. Вот и нынче отметить День деревни в местный клуб пришли и стар и мал. День-то выдался юбилейным: нынче Медниково отметило 470-летие со времени упоминания в летописях. Местные культработники по такому случаю устроили для земляков настоящий праздник с конкурсами, викторинами, выставкой букетов и выступлением старорусского народного хореографического коллектива «Парадиз». Концертом эстрадной песни их порадовала Алла Егорова и участники местной художественной самодеятельности. Встретиться с медниковцами приехал первый заместитель главы администрации Старорусского муниципального района А.В. Быков. Он пожелал деревне процветать, а всем её жителям здоровья и всяческих удач. Андрей Викторович приехал с подарками. Микроволновую печь он вручил Алле Леонидовне Стыга, вырастившей пятерых детей: трёх дочерей и двух сыновей. Сыновья – Андрей и Жан – живут в Медникове, старшая дочь Жанна – в Америке, а Таня и Наташа – в Москве. Алла Леонидовна богатая бабушка: у неё семеро внуков. Женщина она замечательная, трудолюбивая, справедливая, с активной жизненной позицией. Трудового стажа у неё – 50 лет! За плечами – большой опыт общественной работы. В Медникове она была депутатом сельсовета. И со всеми делами управлялась. Дети и муж помогали. Только нет рядом уже любимого супруга Роберта Жановича, он ушел из жизни совсем недавно. Скорбный вдовий платок на голове женщины - даже в праздник – о её горе говорит красноречивее всех слов. Но жизнь продолжается, и Алла Леонидовна обратилась к высокому гостю с проблемой, которая давно стала чуть ли не главной в семьях, где есть школьники. Не возит общественный транспорт их в школу бесплатно. Рейс на уроки в Старую Руссу и обратно обходится в 22 рубля. А если в семье двое или трое школьников? Получается, работай один из родителей только на детские поездки. «Помогите нам», - от имени всех присутствующих попросила бабушка. «Поможем! – ответил Андрей Викторович. – Этот вопрос в администрации уже рассматривается. Если водители станут отказываться везти учеников бесплатно, обращайтесь в мою приёмную. Будем принимать меры». Детей же в Медникове больше 260 на 1424 жителя. Если считать, что наше главное богатство – дети, то Медниково смело можно назвать деревней богатой.

«Балалаечку свою я крепче милого люблю»…

К сожалению, не у всех хватило сил и здоровья прийти в клуб. Зинаида Сергеевна Иванова из тех, кому пришлось остаться дома. Гипертония не отпускает её далеко от родных ворот, а клуб – на другом краю деревни. А когда-то баба Зина была на гулянье первой фигурой. Её и в администрации-то назвали как одну из самых интересных жительниц. Бог Медниково талантами не обидел: кто-то прекрасно вяжет, кто-то вышивает крестиком изумительные картины, а Зинаида Сергеевна сочиняет частушки и играет на балалайке. Вернее, раньше сочиняла и играла. Теперь трёхструнную подружку она берёт редко. Но инструмент настроен и всегда готов запеть. Зинаида Сергеевна хранит его в красном углу у божницы, вровень с иконами. Балалайка – старенькая-старенькая, легкая, звонкая – для неё тоже святыня. Она рядом с хозяйкой с детства. Рассказывает: «Нас, ребятишек, в семье шестеро было. Один осилил гитару, четверо - балалайку, как отец. У меня прямо страсть к игре была. Родители только уйдут из дома, а я хвать балалайку и наигрывать. Так незаметно для себя и научилась. Больше всего душа лежала к частушкам. Бывало, только заиграю, они сами из меня сыплются. Как горох. И откуда только слова брались!». Инструмент хозяйкиных пальцев и сейчас слушается. Тронула струны, поглядела внимательно то ли в никуда, то ли в себя, завела: «Если б не было воды, не было б и кружки. Если б не было старух, кто бы пел частушки?». Похоже, тоже экспромтом сочинила. Поведала Зинаида Сергеевна, что у неё их – целая толстая тетрадка написана. Там и политические, и для праздника, и сатирические, и с «картинками». Откуда у простой деревенской женщины такой талант? Судьба её сложилась непросто, работа была трудной и тяжёлой, книг особо не читала, а ведь сочиняет. Показала тетрадку со стихами и «прозой» - воспоминаниями о своей жизни. Стихи есть такие – за душу берут. «Есенин в юбке»,- делает резюме М.Н. Петрова. … К автобусной остановке мы с Маргаритой Николаевной возвращались, петляя по улочкам и переулкам. В каждом огороде, в каждом палисаднике – буйство цветов. За заборами наливаются яблоки, отцветает картошка, в открытых теплицах видны кисти зреющих помидоров. Трудолюбивый народ живёт в Медникове и, хочется верить, счастливый. У него есть всё: дом, работа, возможности для творчества и «свой» православный святой, который хранит деревню от бед.

Рейтинг: 0