Ноя. 13, 2010

Ительмены - индейцы России

Индейцы... Услышав это слово, вы, наверно, сразу представите себе образ мускулистого краснокожего вождя племени навахо, одетого в экзотическую одежду из натуральной замши, с бисер­ной повязкой, украшенной перьями, в которую вмонтирован сверкающий камень, олицетворяющий третий глаз.

Похожего человека можно встретить в России. Он тоже индеец. Живет на Камчатке - там, где восходит Солнце, где бог Гелиос запрягает своих лошадей и отправляется в дальнее путешествие по небосклону на огненной колеснице.

Зовут его Борис Жирков. Он - белый шаман из племени ительменов. Слыша­ли о таком народе? Нет?

У ительменов много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, родовых легендах, тотемах, обрядах, танцах. Где бы наши ительмены ни бывали со своими огненными танцами и зажигательными песнями везде собратья встречают их как своих, как родственников.

Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени тлинкитов. Последние живут совсем близ­ко - на Аляске (Берингов пролив можно преодолеть зимой на собачьих упряжках). У обоих племен общий бог-Ворон Кутх, Творец Земли и всего живого на ней.

Ительмены - один из древнейших народов на планете. Их возраст - около пятнадцати тысяч лет! Древний возраст народа был определен по сенсационной находке - наконечникам стрел из вулканического стекла - обсидиана, обнаруженного археологами на Камчатке в 60-е годы XX века. Эти наконечники были сделаны предками ительменов - охотниками на морского зверя и рыболовами.

Немногим более 250 лет назад, когда первые казаки появились в этих краях, ительмены насчитывали более 15 тысяч человек. За это время численность их сократилась в десять раз! По последней переписи населения, на Камчатке осталось лишь чуть более трех тысяч представителей этого этноса. Однако они и по сей день хранят сакральные знания, которые еще до нашей эры систематизировали кельты, запечатлел для мира загадочный Пифагор.

Ительмены, несмотря на их малочисленность, во многом преуспели. Хореографы уверены, что их танцевальное искусство - эталон среди танцев всех коренных народов Севера. Марафон, который они проводят каждый год в сентябре, длится больше 15 часов, его можно занести в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный танец. Антропологи говорят, что у них самый большой в мире нижнечелюстной разъем, а точнее - самая открытая улыбка! Ительменка Валентина Броневич в свое время стала первым губернатором-женщиной в России и была единственной женщиной в верхней палате Российского парламента. Вы, конечно, заинтересовались. Тогда планируйте побывать на национальном ительменском обрядовом празднике Алхалалалай.

Как добраться? На самолете из Москвы до Петропавловска-Камчатского - девять часов лета (почти как до Индии).

Из Петропавловска можно улететь самолетом до поселка Усть-Хайрюзово, а можно пересесть на машину или рейсовый автобус, и - 10 часов пути до поселка Эссо. Здесь можно покупаться в горячих источниках прямо в центре села, пока будете ждать вертолет, можно посетить местный краеведческий музей и познакомиться с другим, не менее экзотичным народом - эвенами. Ждать вертолет иногда приходится долго - неделю, две, месяц. Если повезет и «канарейка» Ми-8 заберет вас с собой, через полтора часа вы в селе Усть-Хайрюзово, А вот и берег Охотского моря, где оби­тает самый большой в мире краб - камчатский, у ваших ног бьют волны и кружат чайки. До Коврана надо еще минут сорок потрястись в машине вдоль бере­га моря по отливу, а зимой по насту на снегоходе или на собачьих упряжках.

И, наконец, вашим глазам открывается бегущая вдоль отвесных скал быстрая речка Ковран и выстроившиеся в ряд вдоль центральной улицы деревянные домики. Это и есть село Ковран. Здесь компактно живут около трехсот ительменов.

Главное занятие ковранцев - рыбалка. Рыбу, преимущественно богатых красной икрой лососевых пород, ловят почти все лето до середины сентября. Ее сушат, вялят, солят, коптят, закладывают в специальные ямы, чтобы зимой кормить собак. Зимой и весной ловят корюшку. Ковранские балыки, подкопченные на ольховых веточках, пожалуй, самые вкусные в мире. Морского зверя - лахтака и нерпу - здесь добывают к большим праздникам. На зиму заготавливают ягоду - голубику, морошку, брус­нику, клюкву, шикшу, травы и коренья. Русские казаки привнесли в местные края культуру выращивания овощей - картофеля, капусты, моркови, свеклы - всего того, что растет у нас в средней полосе.

Живут ительмены в Петропавловске-Камчатском, селах Тигиль, Седанка, Усть-Хайрюзово, Верхнее Хайрюзово. Их можно встретить в Магадане, на Чукотке и даже в Германии - родине известного ученого и исследователя Георга Стеллера, который первым почти два века назад описал этот народ и его землю - Камчатку. Из россиян первым ис­следовал этот народ участник второй Камчатской экспедиции Степан Краше­нинников.

Пушкин мечтал побывать на Камчатке и очень внимательно изучал монографию Крашенинникова «Описание земли Камчатки». На полях он оставил заметку, что Камчатка - земля каменистая, суровая, влажная. Климат на родине ительменов действительно суров - зимы морозные, лето и осень дождливые, ветреные, в море шторма достигают 11 баллов, случаются землетрясения.

Если вы попадете туда в конце августа и в сентябре,- побываете в раю. Когда сделаны все запасы продовольствия на зиму и окончены осенние работы, ительмены проводят обрядовый праздник очищения от грехов и благодарения Природы «Алхалалалай». В течение недели под звуки бубнов вы вместе с местными жителями будете танцевать зажигательные и очень эротичные танцы, петь и даже играть на национальных инструментах - бубнах, дудочках из тростника и урилдычах, сделанных из оленьего рога. При желании - приобретете фенечки с национальным орнаментом, инкрустированный медвежий зуб или фи­гурку национального божка, вырезанного из моржового клыка. Ительмены умеют и любят плести из бисера, творить из дерева и оленьего рога.

Еще в XVIII веке их предки были обращены в православную веру. И они ее приняли без упрямства и боев. Они встречали православных священников как белых шаманов и благодарили Бога, что послал им таких помощников. Почти в каждом доме вы можете увидеть православную икону - даже у шамана Бориса Жиркова. Вместе с тем ительмены до сих пор сохраняют свои языческие обряды, поклоняются богам, главный из которых - Ворон Кутх, одухотворяют Природу.

На Балаганной площади Коврана пря­мо у берега реки стоят ритуальные стол­бы. Это - идолы хантаи в виде человека-рыбы. По поверьям, они оберегают ительменский род от бед и несчастий и приносят удачу в рыбной ловле. Национальный праздник после долгих лет советского забытья восстановил Борис Жирков. Вместе с ним - его сподвижники: лидер национального движения, историк и бывший глава села Олег Запороцкий, его безвременно ушедшие из жизни отец и негласный старейшина села Никита Захарович, брат Александр, местный композитор и организатор всех культурных мероприятий Анатолий Левковскии, артисты национального ительменского ансамбля «Эльвель». Благодаря «Эльвелю» ительменов знают не только в Москве, но и в Германии, Норвегии, Финляндии, Франции, в Америке и Канаде, где артисты побывали с гастролями.

Мировой кризис коснулся сегодня и села Ковран. Слишком дорогая дорога - сообщение между селами местными авиалиниями стоит почти столько же, сколько от Москвы до Камчатки. Поэтому праздник Алхалалалай частично перекочевал в окрестности Петропавловска-Камчатского. Здесь его хранительница Вера Иннокентьевна - человек незаурядных способностей - встретит вас не менее гостеприимно. Здесь, кроме проведения ритуальных праздников, играют национальные свадьбы и удивляют своим искусством гостей. Как-то сюда даже сенаторы из Москвы заехали. Еще бы! Где в столице увидишь такую экзотику в чистом виде - никакой стилизации. Но самое главное - где в наше время можно почувствовать столько душевного тепла, любви, искренности, где встретить такой веселый нрав? Всего этого у ительменов в избытке.

Рейтинг: 0