Окт. 29, 2010

Свои, но другие

В области уживаются друг с другом представители более ста национальностей.Среди них около 130 тыс. украинцев, 120 тыс. белорусов, 40 тыс. армян, почти 30 тыс. азербайджанцев. Есть и весьма малочисленные диаспоры и землячества, но и им свойственна своя культура, навыки, обычаи, которые порой резко отличаются от привычного нам уклада. И зачастую воронежцы воспринимают эту незнакомую им культуру с внутренним напряжением. Некоторые - даже враждебно. При этом чаще всего за подобным отношением стоит элементарное отсутствие информации. Написать обо всех и сразу соседях - невозможно. Поэтому сегодня "Берег" рассказывает о представителях трех национальностей, проживающих в Воронежской области: цыганах, чеченцах и езидах. Поющий народ Ученые говорят, что цыгане - это национальность. В чем-то они похожи на евреев: раскиданы по свету и состоят из большого числа этнических народностей, отличающихся друг от друга обычаями, диалектами, культурой и даже внешностью. Порой различия столь велики, что представители этой национальности могут показаться разными народами. Однако все цыгане имеют общее происхождение. Европейские, а также проживающие в арабских и кавказских странах произошли от одной довольно маленькой группы выходцев из Индии, расселившихся по миру через Персию. Проживающие в Воронежской области цыгане также неоднородны. Например, в Ямном есть большой табор представителей этой национальности, исповедующих ислам. А в самом Воронеже проживают в основном те, кто придерживается православной веры. Как рассказала "Берегу" Фаина Пунтова, представлявшая свой народ на недавнем межнациональном форуме в Доме офицеров, отличий в их быту очень много. Например, цыгане-мусульмане не едят свинину, а у православной части этого народа она, напротив, крайне популярна. Или еще: среди православных цыган не принято брать за невесту выкуп, а у мусульман - наоборот. К тому же, если в том же Ямном в таборе вместе живут разные семьи, то у православных цыган это не принято. Правда, в отличие от русских, после свадьбы молодые не уходят от родителей, а перебираются в дом мужа. Считается, что всех цыган объединяет и ряд душевных качеств. Настоящий цыган гостеприимен, энергичен, сообразителен, красноречив, эмоционален, чадолюбив, профессионально успешен и просто не имеет права предаваться унынию. Он должен уметь веселиться. Вечером в будни - расслабиться, скинуть с себя груз прожитого дня и войти в новый день свежим, свободным. А в праздник - петь, танцевать, не жалея ног, пить, но не допьяна, и полностью отдаваться веселью. Наверное, подобный образ жизни и привел к тому, что у этого народа так много талантливых певцов и танцоров. Например, в прошлом году житель села Нижний Мамон Михаил Пунтов представлял Россию на детском Евровидении. С песней "Спит ангел" он занял тогда на Кипре 7-е место. Кстати, газеты и телевидение, рассказывая о победителе всероссийского отборочного тура, вообще предпочли не упоминать, что этот мальчик - цыган. С тех пор, как рассказал "Берегу" Миша, его семья переехала в пригород Воронежа - поближе к мегаполису, где можно совершенствовать свой вокал и принимать участие в различного рода культурных мероприятиях. Нохчо в Черноземье Нохчо - значит "чеченец". А понятие "нохчалла" - особенности чеченского характера в одном слове. Это гостеприимство, взаимовыручка, дружба на всю жизнь, особое почитание женщины, неприятие любого принуждения и многое другое. Для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции. Чеченец должен быть немногословен, нетороплив, осторожен в высказываниях и в оценках людей, сдержан. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних и не возьмет при них ребенка на руки. Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор - если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. Как рассказал "Берегу" председатель чеченской общины в Воронежской области Адлан Носаев, в нашем регионе проживает порядка 2,5 тыс. нохчо. Половина приехала сюда еще при советской власти, когда Воронеж стал побратимом Грозного. Другая часть прибыла уже после начала военных действий на Кавказе. В Доме офицеров, в рамках межнационального форума, чеченцы представили свою экспозицию. - Мы гордимся своей историей, - сказал Адлан Носаев. - И думаем, что у нас будет прекрасное будущее в единой России. Ведь если не будет великой России, не будет и великой Чечни. Сам Адлан занимается фермерством в Верхнехавском районе. Когда-то успешно торговал в Воронеже, но во времена чеченских войн его бизнес серьезно стали "прессинговать": мол, не на Кавказ ли перечисляешь свою прибыль?! Было неприятно и обидно, но в последние годы, к счастью, такого "экстремистского" подхода больше не наблюдается. - Мы составная часть российской культуры, - уверен председатель чеченской общины. - Хотя бы потому, что веками жили рядом с терскими казаками. Наши народы, обычаи, эпос, кухни - все давно перемешалось. И кто у кого и что перенял, уже не разберешь. Солнцепоклонники из Эдема "О Всевышний, помоги народам мира, помоги страждущим, тем, кто на чужбине, тем, кто в странствии, тем, кто в нужде, и под конец - помоги нам!" Так каждый день, становясь лицом к солнцу, произносят свою молитву верующие езиды. Их историческая родина - Месопотамия. Они считаются прямыми потомками древних вавилонян. А их вероисповедание - езидизм - представляет собою отголосок древневавилонской государственной религии. Сами они называют себя солнцепоклонниками. Главные святыни езидов находятся в Северном Ираке; крупнейшая из них - храм Лалеша Нурани ("пресветлый" или "священный" Лалеш). Год у езидов начинается не в январе, как мы привыкли, а в апреле. Приход нового года совпадает с первым главным езидским праздником, который отмечается в первую среду апреля. Общепринята точка зрения, что езиды представляют собой отдельную группу курдов. Хотя кто-то и убежден, что это разные этносы. По мнению Ниаза Осояна, возглавляющего воронежскую общину езидов, они - единый народ. Просто много веков назад враг, испугавшись доблести и воинского искусства езидов, сделал все, чтобы разделить этот воинственный народ с помощью религии. И поэтому одни перешли в мусульманство, став курдами, а другие - по сей день придерживаются старой веры. В Воронежской области сейчас проживает 317 езидов и 319 курдов. Еще до революции 1917 года, во время войны с Турцией, курды и езиды активно помогали русским солдатам. Поэтому, когда Советская Россия прекратила боевые действия, турки стали жестоко мстить этим нациям, и многие люди бежали в Армению, Грузию и другие страны Закавказья. При Советском Союзе маленькие народы в республиках никогда не обижали, но после развала СССР начались проблемы. В результате многие езиды и курды переехали в Россию. - Мы поклоняемся солнцу, как поклонялись раньше все народы. В нем мы видим отражение Бога, - пояснил Ниаз Осоян. - У езидов есть интересный обычай: на свадьбах молодой человек кидает сверху на голову девушки яблоко. Эта традиция имеет очень древние корни, которые уходят еще в те времена, когда на территории езидов и курдов, в саду Бога - Эдеме жили первые люди, Адам и Ева. И это яблоко - символ того плода, который они вкусили с запретного дерева.
Рейтинг: 0