Окт. 29, 2010

Табор уходит в школу

Двадцатилетние первоклашки

Липецкой школе с цыганскими классами - семь лет. Сюда перекочевал табор прибалтийских цыган, и их барон стал ходатайствовать об обучении детей.

- Сначала барон предлагал выкупить у них один из домов, чтобы учителя могли приезжать в табор, - вспоминает Николай Кузнецов, директор МОУ ОСОШ № 2, на базе которой и сформировались цыганские классы. - Но сложность заключалась в том, что их дома не приспособлены под эти цели - с точки зрения охраны труда и противопожарной безопасности. А по сравнению с другими школами Липецка у нас оказалось больше свободных помещений. И мы предложили им учиться в нашем учреждении. Администрация города выделила автобусы, которые возят учеников из табора в школу и обратно. И 1 сентября 2002 года 70 цыган в возрасте от семи до двадцати лет начали учиться в классах компенсирующего обучения. Было создано шесть первых цыганских классов.

Первоначально по просьбе барона классы формировались по родственным связям. И за одной партой наряду с семилетними могли заниматься и двадцатилетние школяры. Но позднее учителя смогли убедить цыган, что эффективнее учиться в группах одного возраста.

Отдавая цыганят в школу, барон говорил, что достаточно будет их просто научить читать и писать. И те, кто был постарше, после второго класса школу покинули. Но остались и те, кто перешел сегодня в 8 класс.

На урок - с плясками

Обучать цыганских детей грамоте оказалось не таким простым делом. Поначалу приходилось прививать им элементарные навыки поведения и культуры - пользоваться столовыми приборами, сидеть за партами, держать осанку. Учителя сожалели, что нет курсов цыганского языка, потому что большинство первоклассников по-русски не разговаривали. Год ушел только на то, чтобы друг к другу приспособиться.

- Да, курьезных случаев в нашей практике много было, - смеются педагоги. - На уроки ходили с песнями и плясками. Приходилось объяснять, что тетради нужны, чтобы в них писать, а не пирожки в столовой заворачивать. И украденный у окрестных продавцов товар с извинениями возвращать.

У цыганских учеников своя логика.

- Ребята, а теперь назовите слова, начинающиеся на букву "ё".

- Ёжик.

- Ёлка.

- Ворона.

- А почему ворона?

- Но ведь она живет на ёлке…

Русский язык, по словам преподавателей, для их учеников самый тяжелый предмет. А вот к математике многие имеют склонность. Правда, иногда цифры из примеров приходится переводить на рубли.

- Так, если попросить 60 разделить на 3, некоторые могут и задуматься, - говорит учительница 3 "Б" Валентина Болотова. - А вот если предложить 60 рублей разделить на троих и спросить - сколько тебе достанется, - ответ следует незамедлительно.

Родители просят: вы с ними построже. В отдельных случаях даже побить рекомендуют. Но у учителей подход более демократичный - все школьные проблемы решаются через барона.

Зато, по словам педагогов, их детки энергичные, эмоциональные и очень добрые. И таких привязанных учеников еще поискать надо.

- Как-то я заболела, - вспоминает педагог Людмила Иосифова. - Так весь класс пошел к директору, кулаками по столу стучали, требовали - верните нам учительницу.

А еще у цыганских детей прекрасно развита взаимовыручка. Старшие ученики всегда помогут младшим.

Муж из третьего "Б"

Больной вопрос для педагогов - ранние браки цыган. Большинство именно по этой причине бросает школу. Но учителей тему ранних браков просят даже не затрагивать - традиции обсуждению не подлежат.

- Цыганские дети женятся в 13-16 лет, - говорит социальный педагог Ирина Барбашина. - Есть и исключения. Недавно сыграли свадьбу 11-летнего Ивана из 3 "Б". У родителей появились деньги - вот его и женили. Мама другого нашего ученика - Камиля - говорила, что если она его в 12 лет не женит, то потом за него никто не пойдет. Девочкам после замужества по обычаям запрещено обучаться в школе. Мальчики учиться продолжают, хотя у некоторых уже дети по три-четыре года. Сейчас у тех ребят, что учатся восьмой год, другие взгляды. Они свои традиции чтят, но начинают задумываться, что и у русских есть чему поучиться. Например, самим выбирать спутницу жизни. У цыган ведь все решают родители.

И другие цыганские обычаи отражаются на учебе. Например, если в семье траур, год нельзя грызть семечки, смотреть телевизор, женщинам - краситься, мужчинам бриться и стричься. Нельзя слушать музыку. И ученики просят освободить их от уроков пения. Учителя относятся к этому понимающе.

Битва за учеников

Сегодня благодаря стараниям педагогов ромалы мало чем отличаются от обычных учеников. Школьную форму дети не носят, но родителям выделяют деньги на одежду. И если первое время цыганята могли зимой приходить на уроки в сланцах на босу ногу, то теперь в школьных коридорах встречаются исключительно опрятные, со вкусом одетые ученики.

- Первый год было тяжело, - вспоминает директор Николай Кузнецов. - Когда начинали обучение, не было ни методических пособий, как работать с двуязычными детьми, ни опыта. Но антидискриминационный центр "Мемориал" помог наладить общение с другими цыганскими школами. Этой весной в преддверии Международного дня цыган, который отмечают 8 апреля, перенимать опыт в нашу школу приезжали педагоги из других регионов. И дали нам высокую оценку. У нас налажено горячее питание, выделяются средства на школьную и спортивную форму, тогда как в других регионах такого нет.

По словам заместителя директора по воспитательной работе Ирины Шульгиной, в школьных требованиях для цыганских учеников никаких поблажек нет. Задания на дом выполняют в таборе. Сначала даже обижались, когда мало задают, но когда поняли, что это такое, домашнюю работу просить перестали.

- Но отдать должное, они честно говорят - почему не выполнили задание - не справились или не захотели, - говорит Ирина Витальевна. - Мы за это их не ругаем.

Охотно ребята занимаются в кружках пения, рисования. Особенно любят компьютерный.

- О занятиях в компьютерном кружке и напоминать не приходится, - говорит Ирина Шульгина. - Четко знают свое время, и попробуй учитель хоть на пять минут сократи урок…

Сейчас в ее четвертом классе обучается 12 детей. Двое из них - отличники, шесть хорошистов. В планах - с нового года открыть подготовку для будущих первоклассников. А для восьмиклассников организовать экскурсии в профтехучилища.

- Это наша мечта - чтобы хоть кто-то из цыганских учеников окончил школу и получил специальность, - говорит она.

- В России много цыганских школ, но нигде еще цыгане не доучивались до восьмого класса, - поясняет директор. - Наша цель, чтобы дети смогли окончить не только девять, но и одиннадцать классов и поступить в вузы. Для некоторых наших учеников это вполне реально.

Кузнецов уверен: образование в цыганской жизни будет занимать все большее место.

- Сегодня у нас есть несколько учеников, которые имеют своих детей, - говорит он. - И через некоторое время эти дети придут учиться сюда. Родители сами будут осознанно готовить своих детей к школе, помогать в выполнении домашних заданий, рассказывать - как сами учились и для чего это необходимо.

Прямая речь

Дмитрий Климов, кандидат географических наук:

- Лингвистические исследования языка романи позволили установить, что более тысячи лет назад цыгане жили в Индии. Считается, что каждый народ должен иметь собственную территорию, на которой протекает его развитие. Но есть два исключения - евреи и цыгане. Разбросанные по разным материкам и странам, они при этом не теряют своего этнического самосознания. Но евреи создали свое государство, цыгане - нет.

В большинстве своем цыгане - христиане, хотя есть и исключения, например, часть крымских цыган - мусульмане.

Почему цыгане стараются вести замкнутый в границах табора образ жизни и придают такое большое значение своим традициям? Каждый народ стремится к самосохранению, и чтобы в крупных городах не оказаться поглощенными более крупной народностью, стараются селиться рядом, держаться друг друга. Это защитная реакция против этнической ассимиляции - процесса своеобразного "растворения" одного народа в другом, когда более крупный народ "поглощает" более малочисленный соседний. Ассимилируемый народ утрачивает свой язык, традиции, культуру и в конечном итоге этническое самосознание, тем самым становясь частью другой народности.

Интересные факты о том, как цыганам пытались привить советский образ жизни, приводятся в энциклопедии "Народы России" под редакцией В. А. Тишкова 1994 года: "В первые годы советской власти государство принимало меры для улучшения положения цыган и повышения их образовательного уровня. Были изданы указы о внеочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Стала издаваться литература на цыганском языке, первый в мире профессиональный цыганский театр "Ромэн". Однако в дальнейшем цыгане разделили судьбу многих депортированных народов, тысячи цыган были высланы в Сибирь. В 1956 году был издан указ Президиума Верховного совета СССР о привлечении цыган к оседлому образу жизни. За неподчинение закону был установлен срок наказания - пять лет лишения свободы. В жизни это вылилось в грубое нарушение прав человека - запрещение перемены места жительства и инкриминирование наказания по национальному признаку".

Кстати

На территории Липецкой области, по данным последней переписи населения, проживает 3122 человека, обозначивших свою национальность как "цыгане". В регионе это пятый по численности народ после русских, украинцев, армян и азербайджанцев.
Рейтинг: 100