Окт. 29, 2010

Народная медицина ингушей, как часть этнической культуры. Традиции и обычаи: опыт поколений

Сегодня в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных исследований им. Ч. Ахриева стали уделять значительное внимание развитию этнографии. Национальная культура вбирает в себя огромный пласт понятий. Это этико-эстетические идеалы народа, литература и искусство, художественное творчество и архитектура, одежда и этикет, национальная кухня и мн. др.

Все гениальное просто. Нужно в самом простом и обыденном видеть и чувствовать эту культуру, видеть ее необыкновенную глубину и сохранять ее для потомков. Сбор полевых материалов открывает в области этнографии все новые и новые страницы культуры народа, частью которой является и народная медицина ингушей.

Казалось бы, из года в год, из десятилетия в десятилетие совершенствуется медицина. Для диагностики применяются все более дорогая аппаратура и методы исследования, в том числе и на субклеточном уровне. Но мы замечаем и то, «что начало ХХ века стало переломным в ухудшении здоровья человечества. Разрыв между духовным ростом и развитием технологий достиг критического уровня, разрушаются национальные исторические традиции питания, учитывающие климатические, природные и этнические особенности». «Утрата вековых традиций питания - нарушение баланса и путей поступления необходимых веществ в организм, адаптированных для данного природного региона, для данного народонаселения со своим стилем жизни - приводит к проблемам с питанием, а затем и со здоровьем… Народы благополучно существовали на протяжении тысячелетий. Не зря эти традиции даже закрепились в умах людей с помощью религии».

Настоящая статья касается народной медицины народа. Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры. Основана она на многовековом народном опыте. У разных народов есть отдельные монографии и научные статьи по народной медицине. В последние годы защищаются кандидатские диссертации по этой теме. У ингушей пока нет отдельного исследования по названной теме в силу известных обстоятельств. Примечательно, что сбор полевого материала по национальной кухне ингушей тесно переплетается с народной медициной.

На протяжении длительного исторического времени народные лечебные средства обычно сосредотачивались в руках знахарей. Многие из них, оберегая свое ремесло, хранили их в тайне. Но непременно шло накопление лечебного опыта. И происходило это ни одним днем. Здесь можно говорить и об интеграции знаний по народной медицине у народов Кавказа.

Опыт народной медицины был предметом внимания исследователей-кавказоведов ХVIII-Х1Х вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым, известным российским хирургом Н. И. Пироговым. «Опытность горцев в лечении ран, как свежих, так и застарелых, от какой бы они причины не произошли, никогда не допускает до такого состояния, чтобы больной мог лишиться пораненного члена, и поэтому между горцами за редкость можно встретить изуродованного или калеку, исключая естественных причин, - писал В. Шведов. - Костоправы горцев заслуживают всякого удивления: искусство их и легко и всегда верно». О народных лекарях Н. Ф. Дубровин писал как о специалистах, «…отлично изучивших лечение переломов костей и ран, нанесенных огнестрельным оружием». О народных лекарях и народной медицине много сказано исследователями, врачами. Сегодня, когда научная медицина значительно продвинулась в своем развитии, тем не менее, методы народной медицины продолжают существовать. То, что «…научная медицина до сих пор в той или иной мере сосуществует с традиционными видами медицинских знаний», - пишут Ю. В. Бромлей и А. А. Воронов. «Народная медицина, - читаем мы в «Своде этнографических понятий и терминов», - является составной частью быта и культуры народа, областью народных знаний, включающих в себя представления о болезнях, их возникновении, протекания и лечении, методы и средства, применяемые при лечении, а также обряды и ритуалы им сопутствующие».

Народные знания в области медицины часто бывали единственным спасением для людей. Но были болезни, которые не поддавались лечению народными средствами. Такие болезни, как тиф, корь, оспа и другие ежегодно уносили сотни и тысячи жизней. Традиционная народная медицина ингушей, как и у других народов Кавказа, была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными знаниями в лечении членов семьи, и профессиональной, представленной лекарями, владеющими профессиональными секретами.

Имена лекарей становились широко известными. Часто знания передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Имена народных лекарей сохранялись в памяти. Они были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче, лор е, эшк пхар - пхийн вужаж хинвац», т. е. строитель башен, лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Они считались значимыми для общества людьми - мехк нах.

Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения. Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты. Были врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством. Часто складывались универсальные приемы и методы лечения тех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, болезни суставов и нервно-психические заболевания и другие. Накопление лечебного опыта происходило у ингушей на протяжении многих веков.

Значительную роль в сохранении здоровья людей имели и имеют профилактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего возраста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умываться по утрам, мыть руки перед едой. Бывали народные поверья: «Не подстриженные ногти - убежище шайтана», «Ангел остается только в чисто-убранном пространстве». Опрятный человек вызывал одобрение общества. Тучных людей называли небрежно: «Таккха саг». С принятием ислама правила санитарно-гигиенических навыков у ингушей стали частью требований морали ислама. Признаком хорошего тона считался уход за внешностью. Девушки, женщины мыли волосы яичным желтком, полоскали сывороткой. Верили, что ежемесячное втирание в голову масла, изготовленного домашним способом, укрепляет корни волос. Наилучшим средством для улучшения кожи лица считались маски из простокваши, протирание лица козьим молоком. Много пословиц и поговорок существует в народе о здоровье и важности профилактики: «Могаш, маьрша хиллар - докха совг1ат да» (быть здоровым и свободным - большой подарок), «Кугаж бейха лелбечун - лазар худдац» (кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть).

Известно, что народная медицина тесно связана с природой местожительства народа. Ведь не секрет, что потребление в пищу продуктов растительного и животного мира окружающей природы наилучшим образом способствует здоровью человека. «Все мы являемся частью природы, и поэтому можно смело утверждать, что каждый человек настолько болен, насколько удален от своей прародительницы». Прежде чем остановить свой выбор на тех или других видах окружающей его флоры, человек неоднократно испытывал действие многих из них на себе. Значительную роль в профилактике многих заболеваний имели знания о растительности окружающей природы, потребление в пищу определенных растений, трав, их чередование, начиная с ранней весны (от ранней черемши) до поздней осени. Это способствовало предупреждению многих инфекционных болезней, так и укреплению иммунитета и здоровья человека. Почти в каждой семье имели представление о целебных свойствах лечебных трав, молока, мяса и жира диких животных, которые применялись и в профилактических, и в лечебных целях.

Блюда из овса входили в рацион питания ингушей. Овес - богатый витаминами злак. Овсяная крупа богата белками, углеводами, калием, фосфором, цинком, фтором, йодом. Потребление овса дает силу и выносливость организму. Овсяная мука - это практически единственная злаковая мука, содержащая кремний, играющий важную роль в процессах обмена в организме.

Распространенным блюдом, потреблявшимся в качестве хлеба у ингушей был чурек из кукурузной муки - сыскал.

Народная медицина ингушей, как и других народов Кавказа, значительное время отличалась синкретизмом, т. е. неразрывной связью и сочетанием рациональных и иррациональных способов лечения. Подменять одно другим, естественно, не следует. Первый метод опирается на реальные, физические средства в виде трав и лекарств растительного и животного происхождения. Второй метод (заговоры, снятие сглаза, порчи) основан на силе магического воздействия.

Рациональные способы лечения. В былые времена почти в каждом селении имелись лекари, владеющие знаниями по излечению внутренних болезней, переломов, кожных заболеваний, нервно-психологических и др. Были известны женщины, обладавшие знаниями в акушерстве, гинекологии. Некоторые имена по своему авторитету и глубине народной медицины выходили далеко за пределы села и края. Надо отметить, что лекари знали целебные свойства растительного и животного происхождения и активно использовали их в своей практике.

В лечебной практике ингушей важное значение имела гидротерапия. Так, целебные свойства воды горных родников и минеральных источников Ингушетии (серные, соленые, щелочные, углекислые) известны издревле и далеко за ее пределами. Родник на перевале - Хойр-хаст характеризуется наличием высокого содержания ионов серебра. По наблюдению жителя Эгикала, один из родников в их селе обладал ценными качествами для омоложения кожи лица, и девушки часто ходили именно к этому роднику.

О целебных свойствах думи (курдюк) старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и ложили на голову. Курдюк мог быть не в каждом доме. Его считали признаком изобилия и сушили сами. Он помогал от всяких ран. От думи раны стягиваются и быстро заживает. Думи (курдюк) и модз (мёд) считали святыми продуктами. Думи дят (курдючное масло) и мёд очень полезны. «Курдюк с мёдом – и не будет болезней», - говорили в старину. Думи режут и плавят в масло, затем смешивают с мёдом и натирают при простудах. Думи излечивало от туберкулёза. Для лечения прикладывали большие куски думи на голое тело до талии. За несколько дней из думи всё втягивалось в тело. В старину говорили, из твоего тела уходят столько болезней, сколько кусков думи ты съел. С собой в газырях могли брать в дорогу думи. Если даже рана на голове, могли затолкнуть в эту рану думи и были спокойны. Это служило и дезинфекцией, и лечением. Думи, применяемое для лечения, нельзя было солить. Считают, что думи лечит глаза, восстанавливает зрения, питает мозг человека.

Чёрной шерстью барана лечат ушибы, лёгочные болезни. Для этого состригали шерсть, но аккуратно, чтобы не разошёлся шерстяной слой. Маслянистое содержимое шерсти удерживало состриженную шерсть в
виде полотна. Жиропот при этом сохранялся. Как состригли, вот так и накладывали в виде майки или телогрейки на тело вокруг грудной клетки на неделю. Раньше не было что одевать, поэтому одевали под одежду.
Не стирая, прикладывали на голое тело. Это очень помогало и лечило лёгкие. Говорили, что каждая шерстинка вытягивает болезнь. Со временем это уже стали говорить от имени исламского вероучения. Чёрной шерстью
лечили от ушиба. Для этого шерсть жарили над сковородкой. Затем ногу натирали курдючным жиром, ложили шерсть с поджаренными
ворсинками на ушибленную часть ноги, и оставляли на время. Это помогало.

Народные лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадман в 1975 году (п.Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали
врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились. Пациент тот прекрасно себя чувствует,
получила профессию медработника и сегодня является кандидатом наук.

Иррациональные способы лечения: амулеты, заговоры, снятия сглаза, порчи. Иррациональные способы лечения имели не меньше доверия среди
населения. Несомненно, магические обряды вызывали, особенно при фанатичной вере больного, психотерапевтический эффект, «…который иногда уже сам по себе мог оказывать положительное лечебное действие, а
при удачном сочетании с действительно лекарственными средствами приводит в ряде случаев к быстрому излечению» .

С раннего возраста ребёнка старались окружить вниманием, основанным на профилактических поверьях. Так первые ногти и волосы ребёнка принято было хранить. Пуповину ребёнка берегли до тех пор, пока он не сделает первые шаги. Для оберега от злых духов ингуши привязывали к люльке
коготь медведя, в магическую силу которого верили. Вообще, части тела медведя – коготь, зубы, шерсть часто использовались народами Кавказа в качестве амулетов. Камни с естественными отверстиями использовали
в качестве амулетов. Почитался предками ингушей камень сердолик. Считали, что он «...предохраняет от опасности… Обыкновенно вырезают на нём имя и носят в перстне», - пишет Патканов. «Имеет свойства предохранять от козней врагов и способствует при родах лёгкому разрешению от бремени» , - считали о камне акик – разновидности
сердолика. В грузинских рукописях сердолик (сардиони) «имеет лечебную силу: врачи им лечат опухоли, прыщи и раны, полученные от меча. Для этого растирают его в воде и потом той водой натирают больные места и
раны излечиваются» . У ингушей чаще всего сердолик встречался вместе с бусами и другими камнями на ожерелье. Ценился камень агат, который тоже использовался в качестве амулета. Этому камню тоже приписывались
лечебные свойства. «Если его растереть в воде и той водой обмыть раны и повреждения, полученные от зверей, то они заживут; также излечиваются раны от укуса … ядовитых насекомых» . Распространённым был камень бирюза. По поверьям, тот, кто носит этот камень, будет всегда жить в достатке. К иррациональным способам лечения следует отнести разновидности магии: гомеопатическую («подобное вызывает подобное»),
имитативную магию и др. Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении кори у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета.
Применение красного цвета во время излечения от кори мы наблюдаем и у карачаевцев. Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник – на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет. Помимо
этого у ингушей существовали различные приговоры-ублажения – лазар-хестор. Надо заметить, что эти приговоры могли дополняться формулами исламского вероучения, начиная с конца Х1Х века. Сам текст приговора
сохраняет отголоски первобытных религий, когда обращение к природным явлениям идёт, как к живым существам. Так лекари сегодня, ублажая болезнь «Сари-сурт» (золотуха) начинают читать приговор, начиная с произношения
аятов на арабском языке. Затем читается уже сам текст приговора:

Хьо хоза да хьона лакхача,

Хьо хоза да хьона ц1енача,

Укх баьдеча яг1ача укх… (имя)

Хьо тарлургдац.

Дошув да хьоца, дотув да хьоца,

Д1абаьле д1аг1олахь.

Дошув да хьоца, дотув да хьоца,

Д1адаьле д1аг1олахь.

Хьо хоза да хьона лакхача лоамашца,

Хьо хоза да хьона хьунца, хоха баьцашца,

Хьо хоза да хьона, хьона оакхарашца

Хьо тарлургдац укх…

Доаг1аш дика дахьаш денад хьо

Додаш дика дите г1олахь.

Маьрша г1олда хьо сари сурт.

Хьо хоза да хьоа черсий аьлашца

Хьо хоза да хьона х1ирий сувнашца

Хьо хоза да хьона ингале оаркхингача

Хьо хоза да хьона хиллара чаьрашца

Хьо тарлургдац укх… и т.д.

Текст ублажения мог быть разнообразным. Частым было обращение к талисманам. В их силу верили. В качестве лечения использовали
приёмы отпугивания злых духов. К примеру, если ребёнок долго болел, ему
меняли имя, веря, что это введёт в заблуждение злые силы и недуг уйдёт. Здесь имели место и приёмы гипноза, так как обе стороны – и лекарь, и больной должны были всецело верить в искусство исцеления приёмами заговоров и молитв. Были умельцы и знахари в народе, способные снимать сглаз, стрессы. Всё это иррациональные средства лечения.
Заговоры по снятию сглаза были и раньше записаны учёными.

«1аьржа б1арг болча б1арг бале,

Сийна б1арг болча б1арг бале,

Жог1ара б1арг болча б1арг бале,

Арарча наьха б1арг бале,

Ал-алмазашта хилийталахь,

Лоаман з1оаголашта хилийталахь…

Если сглазил черный глаз,

Если сглазил синий глаз,

Если сглазил карий глаз,

Если сглазили чужие люди,

Пусть сглаз перейдет на ал-алмазов,

Пусть перейдет на горные вершины…

Причём «глаз снимали» не только с людей, но и с неодушевлённых предметов - продуктов питания, огородов, дома. Оберегали живность - животных, пчёл, домашнюю птицу. Оберегами могли служить и растения, и
части тела животного. С целью снять сглаз привешивали к пчелиным ульям красные лоскуты.
Конские черепа долгое время устанавливались предками ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза». Патканов
считает, что камень бирюза излечивает от глазных болезней . Функции оберега приписывали бусам. Часто в склепах и гробницах горной Ингушетии обнаруживаются «глазные бусы», т.е. бусы с тёмным пятном, что придаёт им сходство с глазом. Назначение этих бус отвращать, отражать влияние дурного глаза .
В качестве оберега для дома, его жителей от «дурного глаза» использовалась кисть руки. Изображение человеческой руки встречается у многих народов. Известно, что рука, эмблема силы, представляет собой один из наиболее
распространённых амулетов. Возможно, изображение руки с раздвинутыми пальцами в известковой облицовке древних строений (башен, склепов, святилищ) в аулах Хамхи, Пуй, Эрзи, Бархин и других являлись своего
рода оберегом. «Арабы Алжира рисуют руку на стенах, чтобы удалить из дома злых духов; в Италии многие носят, в качестве брелков, маленькие коралловые руки, чтобы предохранить себя от дурного глаза. Этот род амулетов восходит к глубокой древности и обнаружен в стенах ассирийских жилищ» .

В настоящее время подобные приёмы продолжают существовать. К примеру, предостережением от сглаза является красная тесёмочная повязка на руке или сажа на лбу ребёнка, появились глазницы – ювелирные
камни, которые прикрепляют к одежде ребёнка.
С принятием ислама формулы снятия сглаза наполняются формулами-аятами на арабском языке.

Часто прибегают и сегодня к ритуалу «дол диллар». К этому ритуалу обращаются после стрессовых ситуаций, нервных перегрузок, болезни, которые могут наступать в силу разных причин. Современная медицина относит всё это к нервным нарушениям. И, тем не менее, ритуал живёт, часто наравне с медициной снимая недуг с больного. Если говорить
о том, что существует обряд, то нужно сказать и о том, что не каждый может иметь этот дар. Как сами лекари толкуют своё предназначение?
Иррациональный тон этого ритуала поддерживается тем, что, согласно
поверьям, только человек, увидевший во сне одновременно солнце и луну, имеет некую силу и способность к этому искусству.

Мы не можем не осознавать, как стремительно уходит время. Многое остаётся для нас тайной, уходящей в небытие. Приемы и методы лечения различных болезней бывают похожи у разных народов, и в то же время
у каждого есть своё, оригинальное и самобытное наследие, в том числе и по народной медицине. Значительная часть информации этой статьи из полевых исследований автора.
Настоящая статья – только начало работы над этой и рядом этнографических тем, в связи с чем автор будет благодарен читателям за высказанные пожелания и советы в подборе материалов.
Рейтинг: 0