Янв. 5, 2014

«…И голову в песок!», 24.08.2012

Звезда (Пермь)

94 от 24.08.2012

 

Константин ШУМОВ

... И голову в песок!

 

Говорят, Испуганные Страусы Прячут Головы В Песок

Очень похоже на комментарии правоохранительных и других государственных органов уже на третью за последние два месяца массовую стычку между пермяками и гостями из ближнего зарубежья. Самый свежий пример - ссора между русскими и азербайджанцами у кафе "Акварель" в микрорайоне Железнодорожный.

Соберусь с силами и выдохну: конфликт случился между разными национальными группами, и он по сути своей - межнациональный, пусть меня клеймят позором сотрудники не только правоохранительных органов, но и чиновники краевого и других уровней. Да, в суровых строках протоколов отчетливо говорится - "конфликт возник на бытовой почве". Что именно так сработал спусковой механизм конфликта - верю. Но в пистолете есть не только предохранитель и спусковой крючок, еще и обойма. А она, хочешь не хочешь, заряжена межнациональными отношениями.

Удивляет упорство правоохранительных органов: все - бытовуха! Когда в июне в Перми русские громили кафешки "нерусских" (заодно досталось на орехи и посторонним), национальной подоплеки не было? Когда в августе таджики выясняли отношения с армянами "из-за русских девушек", межнациональный конфликт тоже отсутствовал? Когда на днях едва не сошлись в рукопашную у кафе "Акварель" русские и азербайджанцы, они бутылку портвейна не поделили? Били, стреляли, резали лиц иной национальности. При этом, однако, не кричали: "Умри, русская (азербайджанская, таджикская, армянская) собака!" - что не позволяет перевести все дела в разряд статьи 282 УК России про межнациональную рознь: "Межнационального конфликта в данном происшествии не усматривается". А то, что коллизии вызревают годами, - неважно. Проще закрыть глаза на существующие проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений, чем решать их публично.

Часть национальных диаспор в Прикамье живут последние годы довольно замкнуто. А число соплеменников увеличивается. Приезжающая молодежь погружается в ту же языковую и традиционную для гастарбайтеров среду, поэтому и чувствуют себя как дома. Но только на ограниченной территории, где все свои. Изоляция от общей культурной среды города и края приводит к конфликтам с окружающей действительностью.

Бытовой национализм подпитывается экономикой и завистью к более успешным (по разным причинам) "иноверцам". Вопрос на засыпку. Почему испокон веку в День ВДВ закрываются все пермские рынки? Прямым текстом: отслужившие в "войсках дяди Васи" били "хачиков" и громили прилавки. Их провоцировала не иностранная спецслужба, а наша не сильно устроенная жизнь. Причины всех экономических неудобиц легко переводятся на "чужих", лиц иной национальности, приехавших в Пермь и успешно скупающих все и вся. Приведу пример из своей личной практики. Красновишерск. Середина 80-х годов. Кафе "Ветлан". Изрядно выпивший азербайджанец, веером в кулаке растопырив сотенные, кричит: "Всех русских баб на эти сотки скуплю!" Морду лица ему помяли суровые красновишерские мужики, за что попали в кутузку. И что сегодня бы сказали? Исходя из логики современных пермских чиновников и силовиков, подоплека конфликта "бы-то-в-а-я". А межнационального ни тени нетути! Но… Смог бы такой фокус-покус устроить русский торгаш, скажем, в азербайджанском поселке? Боюсь, не вернулся бы на родину. Если только в деревянном бушлате…

Услышал год назад на официальном мероприятии от одной из защитниц прав человека в Прикамье: "Просто приезжие умеют договариваться с властями". А местные русские, татары, башкиры, коми-пермяки, удмурты, марийцы, выходит, не умеют?..

Гнойники межнациональных конфликтов время от времени прорываются. Вызревают они постепенно, не спонтанно. Как сказал мне один из русских предпринимателей в Карагайском районе: "Ты делаешь заявку на открытие бизнеса и получаешь положительное решение через полгода после заявки приезжего предпринимателя. И теряешь бизнес. У тебя оскорбили дочь, а в полиции не принимают заявление". Когда люди видят, что у приезжих лиц иной национальности за счет каких-то преференций и бизнес растет как на дрожжах, и документы на него получить легче легкого, в отличие от коренных жителей, тоска одолевает. Тут же закрадываются сомнения - а чисто ли все? И возникает "национальный вопрос", и руки тянутся к топору. Только кого "рубить"? Приезжих или местных "слуг народа"?

Меня ошеломили высказывания чиновников на одном из форумов о наличии отсутствия этнической преступности в Пермском крае. Голимая "дружба народов" - клейма некуда ставить! Да есть она, этническая преступность - и это, к сожалению, медицинский факт! Например, основной наркотрафик в Прикамье идет через таджикскую диаспору. Причем внедрять "своих людей" полиции в этнические преступные группы крайне трудно. Любой пришлый, как вошь на лысине.

Если старательно не замечать первопричину конфликтов в межнациональных отношениях - это непрофессионально. Дай бог, когда-нибудь в этом вопросе наступит ясность не только для отдельных подразделений ФСБ и полиции, но для всех сотрудников правоохранительных органов. Пока же видна лишь паническая боязнь признавать конфликты межнациональными.

Кстати, то, что страусы прячут голову в песок от испуга, - не более чем миф - на бытовой почве.

Рейтинг: 100