Ноя. 9, 2014

Эх, деревня, разойдись! Шире Русь!

 

10.10.13

 

 

На дружбу народов в России потратят семь миллиардов рублей

Для решения проблемы «свой-чужой» власти страны разработали программу на ближайшую семилетку

Одна из самых острых тем в России - это межнациональные отношения. В Петербурге, как и в Москве, больше всего распространены антимигрантские настроения. Оно и понятно - большинство иностранцев, приезжая в Россию для заработков, выбирают чаще всего эти два мегаполиса. Порою неадекватное поведение приезжих порождает агрессивное настроение у местных.

В итоге мы пожинаем плоды промахов миграционной политики: оттираем свастику с заборов и гадаем, куда же движется наша страна.

Что мешает местным и приезжим находить общий язык, уважительно относиться друг к другу? Может ли государство помочь взаимопониманию?

Бороться с ксенофобией и экстремизмом власти решили рублем. В конце августа премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Она охватывает 2014-2020 годы. Минэкономразвития, которое потрудилось над концепцией программы, заложило предельный объем финансирования  - 6,766 миллиарда рублей. Из этой суммы средства федеральной казны - 4,581 миллиарда. Остальное поступит из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К чему ведет ксенофобия

В 2009 году Петербург сотрясало от выходок неофашистов. Новости о нападениях на иностранцев появлялись с пугающим постоянством. Банда борцов за чистоту нации нападала на сенегальцев, нигерийцев, камерунцев, корейцев. Однако властям удалось пресечь откровенный криминал.

Тогда неофашисты делали упор на устрашение города. Так, в Северной столице в апреле 2009 года в преддверии 9 Мая поклонники Гитлера умудрились расписать портретами и надписями «SS» целый квартал. Акцию они подготовили к дню рождения фюрера. «Художества» на доме 107 на проспекте Стачек коммунальщики постарались как можно скорее убрать.

 

 

Но уже в ноябре 2009 года история повторилась. Неизвестные разрисовали памятник подводникам свастикой. И это в День народного единства! Яркий след оставили неустановленные лица на мемориальном кладбище на острове Декабристов.

На памятнике погибшим русским подводникам и еще двух мемориальных плитах вандалы красной краской нарисовали фашистскую свастику и число «88» - закодированное нацистское приветствие «Heil Hitler» («Хайль Гитлер»), так как буква H в латинском алфавите идет восьмой по счету.

Коммунальщикам в те лихие дни было противопоказано расставаться с тряпками и красками.

Создается впечатление, что сейчас мы возвращаемся к тем страшным временам. То в центре города - на пересечении Невского проспекта и Полтавской улицы - развесят плакаты с цитатами рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, то запустят курсировать по улицам города автобус с портретом союзника Гитлера Густава Маннергейма, а то и просто выцарапают на дверях вагона в метро свастику. Совсем недавно по городу разъезжала иномарка с эмблемой первой танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», которую водитель наклеил поверх георгиевской ленточки.  

Северную столицу будоражит от сходов националистов, которые остро реагируют на преступления, совершаемые мигрантами.

- Что там у вас в городе происходит? - удивляются наблюдатели из соседних регионов.

- Буйства этнопреступлений в Петербурге нет, - сдержанно отвечают на любые подобные вопросы в нашем главке и стараются свести случившееся в разряд бытовых склок. Но так ли все однозначно?

Дело в экономике

Эксперты полагают, что проблемы противоречий многонационального народа в нашей стране не новы, а резонансные случаи только давят на старые мозоли. Все эти противостояния в стиле «свой-чужой» обострились с распадом советской власти.

- Ксенофобия и нетерпимость никак не связаны с пресловутым национальным характером, а возникают в связи с социально-экономической ситуацией в обществе, - говорит доктор политических наук, завкафедрой международных политических процессов факультета политологии СПбГУ Валерий Ачкасов. - Если семьдесят процентов населения получают доход ниже того, который считается среднестатистическим по России, то в этой ситуации быть толерантным к тем, кого некоторые рассматривают как привилегированных (такое отношение у россиян к кавказцам) либо как конкурентов на рабочие места, то о какой нацио-нальной терпимости может идти речь?

У нас ведь как: на рынок труда выходят русский дворник и таджикский, а выбирают последнего, потому что он согласится на меньшую заработную плату. Это приводит к снижению зарплат повсюду - в ЖКХ, на стройке. Поэтому надо радикально менять ситуацию: строить эффективную экономику, увеличивать доходы населения. Это приведет к снижению напряженности межэтнических отношений. Ведь подъем национализма на бытовом уровне объясняется просто: человек с не очень хорошим образованием и не особо развитым интеллектом ищет причины, почему он живет все хуже и хуже. Проще всего это объяснить с помощью образа врага. Раньше это были евреи, теперь - кавказцы.

Сейчас в правительстве подсчитали долю толерантно настроенных граждан. Показатели не радуют: 25 процентов опрошенных заявляют, что «Россия - для русских». Но к 2025 году власти намерены увеличить процент позитивно мыслящих на десять.

Учиться ладить

Программа, разработанная Минрегионразвития, рассчитана на семь лет. Задачи благие: укрепить единство страны и поддержать «этнокультурное развитие» ее народов, наше общение и дружбу.

Упор решили сделать на поддержку проектов по усилению гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и ответственности, а также взаимного уважения обычаев народов нашей многонациональной страны. 

Особую роль отводят традициям российского казачества, в состав которого, как известно,  входят представители многих народов России.

На федеральном уровне хотят разработать учебную программу. Собираются преподавать историю народов нашей страны и культуру межэтнического общения. Будут изучать многовековой опыт взаимодействия народов России.

Кроме того, обещают усовершенствовать учебную литературу и программу обучения, чтобы эффективно формировать общероссийское гражданское самосознание и воспитывать культуру межнационального общения.

В плане мероприятий больше двух десятков событий. Это те, что охватывают несколько тысяч человек: фестивали, форумы для журналистов, молодежные образовательные лагеря. Сюда же входят публикации специальной периодики, а также мастер-классы учителей русского языка и многое другое. Задействованы не только Минрегион России, но и Министерства культуры, образования и науки, Росмолодежь.

Реализовывать программу намерены в два этапа. Первый - самый насыщенный - с 2014 по 2016 годы. На этом этапе чиновники будут бороться с ксенофобией, расовой и религиозной нетерпимостью, чтобы сформировать положительные сдвиги для укрепления единства российской нации.

За эти годы собираются разработать новые и скорректировать действующие региональные целевые программы в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития.

Второй этап - с 2017 по 2020 годы. Условно его можно назвать «закрепляющим» периодом.

Запустят мероприятия в сфере государственной национальной политики.

Гражданин без широких штанин

Программу одобрили, подписали только 20 августа. С момента публикации в «Российской газете» началось бурное обсуждение. Появились сторонники, противники.

- Особых новшеств я в этой программе не увидел, - говорит политолог Александр Сайгин. -  Идея сформировать конструкт единой нации берет свое начало еще с СССР. Впрочем, говорить о том, что национальная политика при советской власти была эффективной, я бы не стал, поскольку более-менее монолитным конструкт «советский народ» просуществовал не более двадцати лет - с начала 60-х и до начала 80-х

годов. Все остальное время крупные народы пытались обрести идентичность и независимость.

Конструирование идентичности - это не тот вопрос, который можно решить в жестких временных рамках. Достаточно посмотреть на Бельгию, Великобританию и другие не мононациональные страны.

Ну а если говорить совсем уж честно, то в России в плане строительства надо попытаться ориентироваться на опыт США, где «американская мечта», формировавшая американскую идентичность, и стала залогом взаимопроникновения культур, при этом оставив англосаксонский базис. Осталось только понять, какая мечта есть у России и в чем заключается наш политический фундамент.

Но оставаться в стагнации, без движения, мы тоже не можем. Иначе будет конфликт.

- За годы советской власти благодаря национальной политике у нас сформировались внутренние этнокультурные нации в республиках, - отмечает Валерий Ачкасов. - Для большинства групп эта этнокультурная идентичность является первичной, а то, что они граждане России, для них вторично.

Задача какая: сохраняется этнокультурная идентичность татар, башкир и так далее, при этом стараются сформировать «надидентичность» российскую, политическую. То есть  пытаются развести эти два понятия. Но надо понимать, что в сегодняшних реалиях бороться за национальную гордость будет тяжело.

- Национальная политика до последнего времени активно не развивалась, - говорит вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - Существовали какие-то отдельные региональные программы, однако единого контура направления не было, что мешало общему подходу. А вопрос очень важный. Наша Федерация  многонацио-нальна и многоконфессиональна. Без единой программы правильной интеграции говорить о Российской Федерации как едином субъекте очень сложно.

Раньше этим направлением частично занимались Минрегион, администрация, но центра принятия решения не было.

Сам факт презентации этого документа - серьезный прорыв. Другое дело, что он требует доработки. Пока программа плохо согласуется со смежными областями: демографической стратегией, экономическими моделями. Частично необходимо прорабатывать отдельные направления, связанные с филологической частью. Но в целом на фоне сложной экономической ситуации, связанной с расширением миграционных потоков, роль программы особенно важна.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Доктор экономических наук, профессор кафедры российской политики Станислав Еремеев:

- Любая страна должна быть современной. Это значит иметь такой уровень экономического и социального развития, чтобы граждане чувствовали себя тут комфортно. Согласитесь, Россия пока далека от этого. Чтобы успешно реализовывались планы модернизации современности, необходима сплоченность населения.

Опыт успешных реформ второй половины двадцатого века целого ряда стран, таких как Южная Корея, Сингапур, Китай, страны БРИКСа, показал, что изменения были успешны, когда они поддерживались населением. В этих условиях вопрос национального строительства очень актуален. Мы говорим о том, что должна быть этническая идентичность.

В условиях глобального развития мира для нашей страны важно завершить процесс выстраивания единой политической нации, который был прерван большевистской революцией семнадцатого года. Вождь большевизма Иосиф Сталин тоже понимал, что без мобилизации населения сделать ничего невозможно. Но это все было основано на принуждении, а у нас совсем другая задача. Надо, чтобы мы все осознали себя единой нацией. И эта программа направлена на выработку идентичности политической нации.

Не нужно путать этнос - национальную культуру, самобытность - с понятием «политическая нация». Какие примеры мы знаем? США. Приезжая в Штаты, вчерашние европейцы, китайцы, японцы превращаются в единую нацию - американцев.

Первый пример выстраивания таковой дала Великая французская революция. Нам трудно себе представить, что до нее не было единой нации французов.

Сегодня вопрос общего экономического и политического пространства для России не абстрактный. Для жителей Петербурга, Москвы, Калуги, дальних сибирских поселков превратиться в сограждан - ощущение очень важное. Оно не выдумано философами, теоретиками, оно идет из правды жизни.

Как этого можно достичь? Выстроить этнополитическое пространство таким образом, чтобы живущие на территории России народы независимо от национальности воспринимали себя членами одной семьи. Еще через создание общих правил игры. Закон должен быть один для всех. У нас должно быть единое правовое пространство.

Необходима и образовательная политика. Независимо от того, где родились наши сограждане, они должны иметь определенный набор одинаковых образовательных стандартов, что давало бы им возможность чувствовать себя гражданами. Вот это все и есть процесс политической, социальной и экономической идентичности. 

Любая нация сильна своим духом. И этот дух формирует культура. Поэтому, когда мы говорим о духовных скрепах, мы говорим об исторической памяти, о тех значимых фигурах в российской отечественной истории, которые стояли в основе формирования нашего сознания. Сейчас здесь есть проблема.

Не надо воспринимать эти духовные скрепы как навязывание. Это стремление вернуться к базовым ценностям: семье, памяти отцов, героическому прошлому. Все не просто так. Вот, например, фильм «Сталинград» - это что? Попытка объяснить молодому поколению то, что случилось задолго до его рождения. Ведь для многих события шестидесятилетней давности - это как война 1812 года. А из жизни уходят последние очевидцы, дальше историю могут трактовать как угодно. От нас сейчас зависит, сохранится ли многовековая многонациональная культура. Тип взаимодействия на этой российской равнине был очень интересен, он складывался из умения взаимодействовать разных этносов. Это уникальный опыт.



Рейтинг: 0