Ноя. 9, 2014

При рождении ее нарекли ингрским именем Айна

11.06.14

 

 

О трудностях и радостях своей жизни рассказала псковская финка-ингерманландка

История Айны Марцикайнен похожа на многие и многие истории жизни представителей небольшой субэтнической группы финнов-ингерманландцев, которая составляет часть богатства народов России. Проследив за ней, можно увидеть и ингров, и всю Россию: война, депортация, потери близких, тяжелый труд и веселые праздники, счастье воссоединения семей и память.

 

Цветы памяти

Родилась Айна Васильевна в 1929 году на берегу реги Ижоры в деревне Петрово Гатчинского района Ленинградской области, на исторических землях первой созданной Петром I губернии — Ингерманландской. Деревня Петрово — этническое поселение, русские там не жили, только финны-ингры. Поэтому до 3-го класса Айна Васильевна ходила в финскую школу, говорила только на родном языке. А в памятном для всей страны 1937-м году эту школу закрыли, и дети стали учиться в русской, где преподавание велось только на русском.

 

 

- Сначала трудно было, в первый год. Ведь русские слова мы слышали только от ленинградских дачников. Потом привыкли, научились говорить и писать, - рассказывает Айна Марцикайнен.

Отец Айны Васильевны умер рано, и чтобы прокормить 4-х детей, мама работала в колхозе, два раза в неделю ездила в Ленинград продавать молоко,носила его в двух 5-литровых бидонах. Дети, кто постарше, после школы ходили работать на колхозный огород.

- Помню, деревня наша стояла на одном берегу реки, а на другом, на пригорке — колхозный огород, там и работали. Ездили в Ленинград. До вокзала 7 километров, пока идем с подругами — цветы собираем, там такие синие цветочки росли, красивые. Садились электричку, в городе продавали. На деньги покупали мороженое, а домой булки детям... Такая память осталась, самые лучшие воспоминания — о времени до войны, - со слезами вспоминает Айна Васильевна.

- Когда приезжаю на родину — я там как будто летаю. Такая церковь там красивая, кирха святой Катерины. Орган в ней был. Елку на Рождество ставили прямо в церкви, игрушки для нее делали дома. Летом Иванов день праздновали — костры были, качели... А по воскресеньям мама варила овсяную похлебку и говорила: «Пока не съедите — в церковь не пойдете». И мы ели, потому что в церковь очень хотелось!

Ингрский Иванов день празднуется в ночь с 24 на 25 июня, в самую короткую в северных широтах ночь. Это праздник плодородия и жизни. В эту ночь принято жечь костер «Кокко», что в переводе — «орел».

 

Путешественница поневоле

Айна Васильевна вспоминает, как узнала о начале войны. Жили у них летом в доме два брата из Ленинграда, Витя и Женя. И вот в один день отец приехал забрать их в город. Он и назвал причину: Германия объявила войну Советскому Союзу.

В четвертый класс Айна пошла в год начала Великой Отечественной войны, в это время поселок был под немецкой оккупацией.

- В 43-м году в один день пришел комендант, приказал: мешки на улицу, дома заколотить. Всех погрузили в машину, оттуда пихнули в товарные вагоны всю деревню. Привезли в Эстонию, в концлагерь «Балтийский порт», - вспоминает собеседница.

Там российские ингры провели несколько дней, затем были отправлены в Финляндию. Это называлось — спецпереселенцы. Всего за время войны в Финляндию их было отправлено около 63 тысяч человек.

- Там сначала жили в лагере, потом работали по хозяевам. Мне было 14-15 лет. Варила, убирала, чистила... Брат работал конюхом на хуторе. Год мы жили там. Потом — опять в вагоны, нам сказали, что поедем домой. Но домой нас не привезли, и оказались мы в деревне Долгий Мост Новгородской области. А там был такой голод... И еще было холодно. Ингерманландцы были названы политически неблагонадежными, врагами народа, поэтому им разрешили селиться только в 5 областях страны, в том числе — в Псковской и Новгородской, - вспоминает женщина. - Как-то брат предложил поменять одежду на продукты, и мы поехали в Эстонию. Денег не было, поэтому добирались на попутках. Обратно привезли мешок муки, мясо.

Мама Айны Васильевны решила поехать домой с двумя младшими детьми. Откуда-то знали, что их дом в родной деревне уцелел, вот и решили поехать: дома и стены помогают. Только домой их не пустили, нельзя ведь. Эвакуация в 24 часа — так это называлось. Куда? Тогда этого узнать не удалось...

 

Все дороги ведут в Псков

Из Новгородской области Айна Васильевна поехала в Эстонию, где до 47-го года прожила домработницей, работала за еду и одежду. А потом знакомая предложила поехать в Псков, и они на попутках добрались до места. И тут же, на вокзале, встретили девушек, которые позвали их работать вместе на стройке. Айна получила комнату в общежитии, начала работать, да так и осталась. Вышла замуж, родила двух дочерей — Нину и Татьяну. Супруг ее тоже работал на стройке, был награжден орденом Ленина. 

После семи с лишним лет разлуки состоялась неожиданная встреча с мамой. Знакомая спросила как-то, не родственница ли Айне Васильевне некая Ювайнен, что работает на торфопредприятии под Псковом. А Ювайнен — это девичья фамилия нашей героини. И супруги пешком пошли узнать: может, и правда родня?

- Мама так удивилась, когда нас увидела. Познакомилась с моим мужем. Детей у нас тогда еще не было — я долго жила без детей, - рассказывает Айна Васильевна.

После смерти Сталина, в 54-м году, с ингерманландцев был снят статус врагов народа, и Айна с мужем хотели уехать обратно, в деревню Петрово. Но их уговорили остаться, и они уже насовсем обосновались в Пскове. 

Яслей было тогда в городе мало, и Айна Васильевна устроилась поваром в тот же детский сад, куда взяли ее первую дочь. В 69-м году из-за несчастного случая на стройке погиб муж, и женщина поднимала детей одна. Работала на заводе, в пионерских лагерях. Ее официальный трудовой стаж — почти полвека! И это если не считать работы в колхозе, во время войны и позже, в Эстонии.

 

Семья и покой

Айна Васильевна поддерживает связи со своими родственниками, живущими не только в России. В 91-м году она приехала в Петергоф на празднование Иванова дня, куда из Финляндии прибыл ее двоюродный брат. Волновалась перед встречей, боялась не узнать его, ведь они виделись только в детстве.

- С тех пор держим связь, в гости друг к другу ездим, - рассказывает Айна Васильевна.

У нее большая семья, и среди самых близких — 4 внука и 4 правнука. Все они любят ее, уважают, и она в ответ дарит им свою нежность. Жизнь нашей героини — это жизнь страны, жизнь ее народа; история преодоления всех трудностей. Недаром значение финского имени Айна — «на все времена».

ИНТЕРЕСНО

По одной из версий, Ингерманландия получила свое название по имени второй жены Ярослава Мудрого Ингигерды. По другой — земля названа в честь сына князя Рюрика Игоря (Ингвара). Есть и третья версия: «inkeri maa» по-фински - прекрасная земля. 

Рейтинг: 0