Дек. 7, 2017

Где лад, там и клад

Автор: «Лицей»

В Национальном музее Карелии открылась выставка «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии».

 

Известный собиратель XIX века И. Забылин, составитель сборника 1880 года «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», сравнивал обряды с народной  пьесой. Что же касается свадьбы, то он писал: «Эта народная пьеса ежедневно повторяемая, вообще интересна, так как нигде она не характеризуется лучше всего, как на свадьбах: здесь вы видите и слышите жизнь и веселье, умилительные и трогающие душу черты из народного быта и те религиозные обычаи, с которыми слиты все эти обряды. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым».

 

У любого народа свадьба олицетворяла начало нового этапа в жизни человека —  все равно мужчины или женщины.  Хотя свадьбы отнюдь не всегда были праздниками, часто они превращались в подлинные драмы.  Но в большинстве случаев свадебные пьесы доигрывались до конца. А какое фольклорное богатство оставили нам записи свадебных песен и причитаний!

 

У выставки, которая открылась в Национальном музее Карелии и будет работать до 15 октября,  можно сказать, название с  подтекстом: «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии». Тема свадьбы была выбрана неслучайно, подчеркнул директор Национального музея Михаил Гольденберг, предваряя знакомство с выставкой гостей вернисажа: «Мы утратили что-то важное в эпоху глобализации».

Выставка в Национальном музее Карелии «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии»

Впрочем, согласитесь, сегодня нереально ратовать за возрождение старинных народных обрядов. Разорвалась связь времен.  И произошло это еще в начале ХХ века,  когда сложный свадебный обряд заменили на регистрацию в сельском совете или посещение загса.

 

Полностью свадебный обряд можно увидеть и услышать сегодня только в исполнении фольклорно-этнографических коллективов, да и то далеко не каждого. Нынешние времена не способствуют рождению новых талантов, таких как Ирина Андреевна Федосова, которую, как вспоминала она сама, звали вести свадьбы еще в подростковом возрасте. Нынче это была бы уже не народная пьеса, а спектакль, сыгранный очень слабой неподготовленной  труппой.  Хотя в последнее время и стало модным при проведении свадеб использовать какие-то, чаще просто внешние элементы старинных обрядов, прежде всего костюмов.

 

Речь идет, конечно же, о другом.  Музей взял на себя задачу языком исторических документов и подлинных предметов рассказать, что старинные обряды не были самоцелью, они  подчеркивали важность и значение в жизни молодых людей нового этапа их судеб, неважно, счастье их ожидает на этом пути или горе. И не только в народе: сохранились, например, росписи» свадебных обрядов русских царей. Осознать это  должны были не только родители и родственники, но прежде всего главные герои действа – жених и невеста.

Выставка в Национальном музее Карелии «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии»На вернисаже выступил молодой этноколлектив «Каяхуш» под руководством Яны Лорви и Александры Соловьевой. Его участники показали фрагменты молодежных посиделок XIX века, реконструкцию обряда расплетения девичьей косы

 

К будущей свадьбе молодых людей подводили уже с детства, и в первую очередь девочек. Сначала мамы, а потом к ним присоединялись и подрастающие дочери. Вместе они готовили приданое: девочек с детства учили прясть, ткать, вышивать,  готовить, работать по дому и вести хозяйство. Многим, если не было уже в живых свекрови, приходилось вести хозяйство с первых дней замужней жизни.  И они должны были быть готовы к этому, как и их будущие мужья.

 

Выставка не очень большая, но исключительно насыщенная, яркая.  И еще одна особенность: экспозиция называется  «… Свадебная обрядность Карелии».  И это несмотря на то что на территории Олонецкой губернии жили карелы, вепсы, русские, и у каждого народа свои традиции, язык, обычаи. Но  экспозиция не поделена на подразделы.  Ее авторы постарались показать в первую очередь не особенности свадебного обряда у разных народов, но  то, что присутствует  у каждого, что ценится каждым народом, что уважают они и берегут из поколения в поколение.

 

В фондах Национального музея хранятся уникальные вещи —  свидетели свадебных обрядов конца XIX – начала XX века.  Наряду с цветастыми сарафанами, прялками, расшитыми полотенцами — подлинными шедеврами  народного искусства, на выставке можно увидеть уникальную коллекцию сватальных посохов колдунов, магические обереги, венчальные венцы и многое другое.

Ларец с украшениями невесты

Ларец с украшениями невесты

Одна из коллекций прялок

Одна из коллекций прялок

Коллекция сватальных посохов колдунов

Коллекция сватальных посохов колдунов

 

Главные действующие лица выставки – жених и невеста, колдун-сват, причитальщица и девушки на выданье.

 

– Поскольку люди были очень суеверны, нам хотелось показать значение магических ритуалов для людей того времени, когда самый простой предмет приобретал сакральную функцию. Например, топор или кнут в руках колдуна-свата становился инструментом от сглаза и порчи, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник  музея Татьяна Бердашева.

Колдун патьвашка совершает обряд защиты молодых от «порчи». Дер. Ювалакша, Беломорская Карелия, 1894 г. Фото И.К. Инха

Колдун патьвашка совершает обряд защиты молодых от «порчи». Дер. Ювалакша, Беломорская Карелия, 1894 г. Фото И.К. Инха

 

Полноправным партнером музея стал Национальный архив Карелии, предоставивший уникальные фотографии, сделанные в 30-х годах ХХ века известным карельским ученым и писателем Александром Линевским. Дизайнеры экспозиции  – участники команды Артнаволока  под руководством Егора Пермякова.

 

Как всегда,  в рамках  выставки  музей приглашает  на интерактивную программу «Где лад, там и клад». Можно будет не только познакомиться с выставкой, но и пройти традиционные испытания для жениха и невесты, загадать желание на семейное счастье, сфотографироваться в традиционных народных свадебных нарядах.

 

А закончить рассказ о новой выставке мне хочется словами  замечательного русского писателя Василия Белова, знатока и защитника  народной культуры Русского Севера: «Свадьба – самый яркий пример драматизированного обряда, одна из главных картин великой жизненной драмы, той драмы, длина которой равна человеческой жизни…».

 

 

Фото пресс-службы Национального музея РК и автора

Автор: Валентина Чаженгина

 

 

Оригинал

 

Рейтинг: 0