Дек. 7, 2017

Валеги, валены, валенухи, вальни…

Автор: «Лицей»

В Музее изобразительных искусств Карелии провели семинар по истории войлоковаляния.

 

Через историю войлока можно изучать историю и географию Евразии. Почему только Евразии? В других частях света его нет и никогда не было. Ученые говорят, все дело в климате.

 

Музей изобразительных искусств Республики Карелия провел обучающий семинар «Одежда и изделия из шерсти — неотъемлемая часть народной культуры России».

 

Выступили специалисты из музеев Санкт-Петербурга Е. Царева («История доместифицирования шерстистых животных. Войлоки Евразии») и Т. Зимина («Валяные изделия в русской традиционной культуре»).  Людмила Капуста, хранитель фондовых коллекций Национального музея РК, рассказала об изделиях из шерсти в традиционной культуре народов Карелии XIX-XX веков. Сергей Глебушкин, коллекционер из Москвы, провел обзор костюмов из собственного  частного собрания.

 

Слушатели узнали, что широкое освоение войлоковаляния связано с одомашниванием овцы. Долог был путь человека в создании одежды — от шкур диких животных до войлока из шерсти домашней овцы. Были упомянуты Месопотамия, Анатолия, Оттоманская империя, шумеры, фригийцы, скифы, уйгуры, саки, монголы, Пызырыкские курганы, город Мерв, стертый монголами с лица земли навечно. Одиссей одолжил войлочный подшлемник … Усопший Александр Македонский возлежал на костре, покрытом красными войлоками… Плиний описал войлок как одежду плебса…  Все европейцы валяли овечью шерсть и вязали из шерсти и даже использовали войлок как обивку лодок.

Шерстяное тепло

 

 

Шерстяное тепло

Слушатели задумались, возможно, впервые в жизни, над вопросом: почему люди не использовали шерсть коз в таких масштабах, как овечью шерсть? Оказывается, коза на заре цивилизации могла дать от силы 300 граммов шерсти в год! Поэтому в древности ткани, полученные из козьей шерсти, ценились буквально на вес золота и были доступны лишь для людей самого высокого ранга. Сдерживающим фактором в разведении коз был их неуемный аппетит: как известно, умные и ловкие козы в прямом смысле «съели» леса и оголили горы на огромных территориях. Оказывается, шерсть дикой овцы совершенно непригодна для валяния, поэтому человеку пришлось потратить века для того, чтобы одомашнить ее и дождаться от нее мягкой тонкой шерсти, а попутно одомашнить еще собаку и лошадь, без которых выпас овечьих стад невозможен.

 

В российском деле войлоковаляния самыми востребованными и общеизвестными товарами являлись валенки и шляпы. Сколько же исчезло профессий, а с ними и целый языковой пласт,  существовавший еще в прошлом веке! Вот лишь некоторые из них: шерстобит, катавал, каталь, пимовал, шаповал. А какое разнообразие в названии валенок в разных губерниях: валеги, валены, валенухи, вальни и даже волнухи, и это далеко не весь перечень. Валенки были для крестьянской семьи ценным приобретением, а молодежь считала валенки с галошами престижной обувью. В начале ХХ века появились даже женские валенки на каблуке. В Карелии же, оказывается, валенки не получили всеобщего признания – болот много, сыро. Северные же карелы валенки совсем не восприняли, из Финляндии туда возили кожаную обувь.

 

Слушателями семинара стали учащиеся петрозаводских колледжей и специалисты по вопросам образования, культуры и социального обеспечения из районов республики.

Участники семинара, гости из Санкт-Петербурга, владелец коллекции костюмов Сергей Глебушкин, сотрудники музеяУчастники семинара, гости из Санкт-Петербурга, владелец коллекции костюмов Сергей Глебушкин, сотрудники музея

 

Семинар завершился открытием интерактивной выставки «Шерстяное тепло». Межмузейный выставочный проект «Шерстяное тепло», который будет экспонироваться в Музее изобразительных искусств РК  по 9 апреля, раскрывает этапы  превращения стриженой шерсти в одежду и предметы быта с целью сохранения, популяризации и развития народных культурных традиций.

Шерстяное тепло

Столь необычная для музея тематика проекта «Шерстяное тепло», включающего целый ряд образовательных мероприятий для разных возрастных групп населения в разнообразных формах, возникла и развивается благодаря сотрудникам музея изобразительных искусств Республики Карелия – координаторам  проекта Марине Коршаковой и Наталье Козловской. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 №_68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». 

 

Фото Екатерины Лобастовой  и Натальи Козловской

Автор: Екатерина Лобастова

 

Оригинал

 

Рейтинг: 0