Дек. 7, 2017

В древней хакасской деревне

Степи, горы, леса. По бескрайним просторам ходят стада коров и лошадей. Июньское солнце согревает землю. На высоком голубом небе — редкие облака. Хищные птицы рассекают эту синеву своими крыльями. И все это можно назвать одним лишь словом — «Хакасия».

 

25 молодых блогеров, журналистов, специалистов по межнациональным отношениям и туризму прибыли в Этнографическую экспедицию по Сибири. Основная цель - познакомиться самим и познакомить свою аудиторию с представителями коренных народов этого региона. И вот, чтобы полностью погрузиться в бытовую обстановку древних хакасов, они отправились в деревню Казановка.


Автобус останавливается около живописнейшего места. Здесь стоят береза и лиственница, нижние ветки которых сплошь покрыты разноцветными ленточками. Экскурсовод Леонид Еремин рассказывает об обряде «повязывания чалама»:
- В Хакасии есть места, обладающие сильным энергетическим полем. Чаше всего они находятся на перевалах. Здесь обитают горные духи, к которым можно обратиться за помощью. Для этого на деревьях или специально установленных столбах повязывают разноцветные ленточки. Хотите попросить духов о чем-нибудь? 


- Да. Но у нас ленточек нет, - замечают туристы. 


- А я знал, поэтому подготовился, - с этими словами Леонид Еремин достал из кармана разноцветные ленты. – Только, смотрите, каждая ленточка имеет определенное значение: белый цвет обозначает чистоту помыслов, красный – символ удачи и солнца, синий – цвет неба и счастливой судьбы, а зеленые обычно повязывают шаманы – он символизирует землю и обладает особой силой. Повязывать ленточки нужно особым образом, создавая петлю, чтобы ветки дерева могли расти. Не забудьте загадать желание! 
Дальше, возле деревни под названием Казановка экспедицию встречают женщины в хакасских костюмах. В руках у них национальные блюда – талган и айран. Талган – это сладкие шарики из молотых злаков и сливочного масла, айран – кисломолочный продукт, чем-то напоминающий кефир.


Вместе с Леонидом Ереминым участники Экспедиции отправляются на экскурсию к камню «Ах-тас». Это древний менгир, по преданию исцеляющий от всех болезней. Экскурсовод рассказывает нам легенду:
В древние времена в эти места переселялись люди, во главе со старейшинами Иней и Апсах. И вот супруги, прожившие всю жизнь вместе, поссорились из-за того, где ставить поселение. В самом разгаре ссоры Иней так толкнула Апсах, что тот перелетел через реку Аскиз, опустился на гору и превратился в камень. Иней не вынесла горя и от переживаний тоже окаменела. Чтобы увековечить память своих предков потомки установили на месте их ссоры камень «Ах-тас», что в переводе означает «Белый камень». 
Если обойти камень кругом, то можно увидеть, что верхняя его поверхность в точности повторяет рельеф окрестных гор. Смотришь на восток – камень повторяет контуры одной горы, подходишь с другой стороны – видишь то же самое, только гора уже напротив другая. Вот на что были способны древние мастера!


В Казановке есть еще одно интересное место. Здесь лежат камни с древними петроглифами - наскальными рисунками, сделанными рукою древнего человека. Леонид Еремин взял лист бумаги, приложил к камню и потер его пучком травы. На листе стал проявляться силуэт чаши. Но не все петроглифы можно так просто скопировать – многие из них выходят за масштабы листа распространенного формата А4. Например, здесь есть камень с изображением оленихи, кормящей своего детеныша. Древние хакасы занимались охотой, поэтому, изображая свою добычу, они верили, что после смерти душа животного сохраняется и переходит в новорожденного олененка.

Долгие прогулки по окрестностям деревни завершаются. Во время ужина туристам предлагают попробовать национальную хакасскую кухню. Чего здесь только не было: баранина, залитая бульоном, овощной салат, кровяная колбаса, каша из жареной сметаны, черемша и, конечно, талган. Все съесть – невозможно, но попробовать – стоит!

Вечером участники экспедиции удобно устроились в одной из юрт.
Экскурсовод Елена Кыржинакова рассказала:
В древние времена ал (поселение) представляло собой несколько юрт, в каждой из которых жила семья. Один ал населяли только представители одного рода, соответственно, все его жители были родственниками. Юрты в те времена строились без фундамента: просто снимался верхний пласт земли и стелили бересту. Стены юрты изготавливали из лиственницы, а затем из сосны. При их строительстве люди не использовали ни одного гвоздя. Крышу покрывали берестой, которую предварительно очень долго варили под закрытыми крышками в казанах. Укрепляли ее с помощью длинных жердей и привязывали веревками. В юрте могло быть от шести до четырнадцати углов, чем их было больше – тем богаче считалась семья. А богатство зависело от того, сколько скота она имела. Двери устанавливались строго с восточной стороны. Во-первых, в целях практичности: в этих местах преобладают западные ветра. Во- вторых, предки хакасов почитали культ солнца, вставали по нему и, выходя утром из юрты, обращались со своими просьбами.

В центре юрты всегда стоял очаг, в котором жила богиня огня. После того, как гость входил в юрту он в первую очередь кланялся ей, а после хозяевам. Юрта была строго разделена на две половины: женскую и мужскую. На женской половине находились полки с посудой и разная домашняя утварь, а на мужской – рабочие инструменты и охотничье снаряжение. Кроме того, в юрте были и свои сферы влияния того или иного теса (от хакасского – «корень, сущность, первооснова»), которые служили в первую очередь для защиты определенного пространства от злых духов, а людей - от болезней. Семья обращалась к шаману, который проводил обряд «оживления теса». С тесом советовались, когда ходили на охоту или болел ребенок. В этот момент духи посылали знаки о том, как нужно поступить. Над входом вешался тес в форме медвежьей лапы. Считалось, что если плохой человек войдет в юрту, то он обязательно упадет. В юрте была только одна богато украшенная кровать с войлочным матрасом, на которой спали муж и жена, причем детям запрещалось даже садиться на нее. Сами дети спали на полу вокруг очага. 


Древние хакасы вели полукочевой образ жизни. За лето земля нагревалась, на ней ставили юрту и поддерживали тепло с помощью очага до самой весны. После того, как хакасы стали вести оседлый образ жизни, понадобилась другая система отопления. В юртах были установлены небольшие печки. Точно такие же есть сейчас в деревне. 

 
Много интересных традиций у хакасов связано со свадьбой. Нередко молодых девушек похищали из их алов женихи. До замужества у девушки на голове было заплетено множество косичек. Когда невеста приезжала в дом к жениху, жены его старших братьев проводили обряд состой - расплетали ей все косы и заплетали две. Считалось, что чем туже заплетена коса, тем крепче будет семья. Тем временем отец девушки отправлялся в погоню, и чем больше с ним ехало всадников, тем больше должен заплатить жених за свою избранницу.


После экскурсии туристам выпала возможность пострелять по бутылкам из настоящего лука. Как оказалось в цель попасть не так просто. Если представить, что древние охотники делали это на ходу, то остается только поражаться их мастерству. На утро участники экспедиции отправились на мастер-класс по изготовлению талгана. Никаких особых хитростей в этом нет: нужно добавить молотое зерно в растопленное сливочное масло, по вкусу можно положить сахар, какао или черемуху, а потом сформировать всю эту смесь в небольшие, аккуратные шарики. На основе этого зерна делают каши, иногда просто перемешивают с водой. Такой продукт получается низкокалорийным и очень полезным.
В заключение Леонид Еремин привел туристов к скале, на которой были изображены петроглифы. На этот раз мы сами попробовали перекопировать их с помощью листа бумаги и пучка травы. Минута – и на белой поверхности проявляется силуэт коровы, лося или оленя.

Мы покинули залитую утренним солнцем Казановку. Впереди нас ждал другой музей-заповедник с чайной церемонией, еще одной экскурсией по юрте и каменной женщиной – Хуртуях Тас... Но это уже другая история.

Рейтинг: 0