Ноя. 7, 2018

Разные храмы – сходные судьбы

Автор: Пять сов

Издавна представители разных религиозных конфессий конфликтовали друг с другом. И до сих пор подобные столкновения периодически случаются. Неужели за столь долгий срок люди не могли прийти к согласию? Оказывается, это возможно. Примером тому служит Астраханская область – один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают представители разных религий. И, конечно, здесь есть множество храмов с уникальной архитектурой и историей.

 

Смотреть материал полностью 

 

 

Хошеутовский хурул

 

Хошеутовский хурул – это буддистский храм в селе Речное Харабалинского района, построенный еще в XIX веке. Он является единственным частично сохранившимся калмыцким хурулом дореволюционного времени. Недаром его считают памятником федерального значения. 

 

Хурул был построен в русском и монголо-тибетском стиле и состоял из главного каменного храма (сюмэ) и двух часовен (цаца), объединенных колоннадой. Хошеутовский хурул стал символом единства калмыцкого и русского народов, сочетая в себе православно-храмовую и буддийскую архитектуру. 


Оказывается, это произошло не случайно, а напрямую связано с историей создания хурула. Основателем храма был Сербеджаб Тюмень из калмыцкого княжеского рода хошутов. Он построил хурул в 1818 как памятник в честь победы в войне 1812 года, в которой принимал участие. 

 

Однажды побывав в Петербурге, будущий основатель храма увидел православный Казанский собор. Он настолько поразился красотой колоннад, напоминающих тетиву натянутого лука, что решил: в его храме должно быть что-то подобное. К сожалению, эти колоннады не сохранились до наших дней, зато сам хурул сейчас полностью восстановлен. Он сильно пострадал в советское время, так как в нем располагались то детский сад, то школа, то зернохранилище. Колонные галереи были разобраны в 60-е годы для строительства коровника.

 

Мечеть в Красноярском районе

 

Несмотря на то, что мечеть в селе Красный Яр называют татарской, сюда для молитвы приходят все местные мусульмане. Название появилось просто: первый имам здесь был татарином.

 

Новый имам Рамазан рассказал об устройстве этого прекрасного храма. Здесь есть два этажа – на первом молятся мужчины, на втором – женщины. Весь пол в мечети покрыт зелеными коврами. Обстановка успокаивает и располагает для молитвы. 

 

Для посещения мечети есть свои правила. Все женщины обязательно должны покрывать головы. В мусульманский храм нельзя входить с обутыми ногами. Отсюда и пошла на Руси традиция – разуваться при входе в дом. Принесли ее в наши земли еще монголо-татары, которые исповедовали ислам.

 

Здание мечети заслуживает отдельного рассказа. Храм на этом месте существовал еще до революции. Во времена СССР здесь находился военный госпиталь, универмаг, складские помещения. Здание настолько пришло в запустение, что 2000-х его восстанавливали с нуля.

 

Кому-то покажется странным, но имам Рамазан считает своим хорошим другом священника местной православной церкви. Они очень часто общаются, и не только на религиозные темы.

 

Православный Христорождественский монастырь

 

Женский монастырь Рождества Христова находится здесь же, в Красном Яре, почти через дорогу от мечети. И он тоже уникален. Это первый православный монастырь, открывшийся в Астраханской области после 1917 года - в 2010. Поэтому он стал символом возрождения православия для местных жителей.

 

Игуменья Августина рассказала о причинах основания монастыря в Красноярском районе. Оказывается, раньше через эту местность перевозили наркотики. Чтобы бороться с этим не только силами закона, но и с помощью молитвы, было принято решение о строительстве храма. Сама церковь Рождества Христова была основана в 2002 году на месте старого храма Владимирской иконы Божией Матери. Ее разрушили еще при советской власти.

 

Священник Алексей Угаров подробно рассказал о храме. Все христианские церкви построены по образцу иудейской, созданной еще при царе Соломоне. Перед входом находится притвор, где совершались ритуальные омовения. В самом храме на стенах можно увидеть множество икон с изображением святых. В православии принято смотреть на икону не как на картину, а как на окно в другой мир. Самой важной частью церкви является алтарь, отделенный от основного храма иконостасом, – сюда могут заходить только священники.

 

На территории монастыря есть и часовня, названная в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». У нее своя история. Однажды в Красном Яре сильно разлилась река. Люди увидели на воде икону Богородицы, но никак не могли ее вынести на берег. По этому поводу состоялось богослужение, только тогда икону смогли взять и отнести в храм. Но на следующее утро она оказалась на прежнем месте. Тогда было принято решение построить часовню на сваях и именно здесь.

 

На примере Астраханской области хорошо видно, как представители разных конфессий могут общаться, не конфликтуя, и даже дружить. Да, и у буддистов, и у мусульман, и у христиан религиозные воззрения отличаются, но общечеловеческие ценности остаются неизменными. Ну и проблемы во всех религиях примерно одинаковы. А еще бывает полезно узнать, как много общего в судьбе храмов всех трех, на первый взгляд таких разных, религий.
Рейтинг: 100