Ноя. 7, 2018

На алтыбакане и под звуки домры

Автор: Пять сов

Сколько раз в своей жизни человек загадывает желание? Всё ли сбывается? Не всё – а только то, во что он верит, чего желает всем сердцем. Казахский народный музыкант и композитор Курмангазы Сагырбайулы, как считается, еще при жизни творил чудеса, за что и был причислен к лику святых. После его смерти на месте захоронения был воздвигнут мавзолей. Сюда постоянно приходят представители самых разных национальностей и религий – говорят, Курмангазы помогает всем. Неподалеку от мавзолея находится региональный культурный центр имени этого замечательного композитора. Сюда жарким астраханским днем направились выпускники Школ межэтнической журналистики, чтобы познакомиться с творчеством Курмангазы и национальными традициями казахского народа.

 

Смотреть материал полностью

 

Родился Курмангазы в 1806 году в Атырауской области в семье бедного пастуха. С малых лет он прославился как мастер игры на домре. В18 лет покинул свой родной аул и начал давать концерты. В своем творчестве воспевал бескрайние казахские степи, критиковал богатое сословие, за что не раз попадал в тюрьму. При жизни Курмангазы никогда не писал нот, все его произведения передавались из уст в уста и были записаны на бумагу спустя много лет после его смерти. Удивительно, что все кюи (а именно так называется музыка, исполняемая на домре) народ сохранил, не забыв ни одной. За свою жизнь композитор написал более шестидесяти кюй.

 
 
Мавзолей Курмангазы расположен в селе Алтынжар, Володарского района Астраханской области. С давних пор сюда приезжали паломники с самыми разными просьбами. Раньше здесь была скромная могила, но спустя сто лет после смерти композитора, в 1996 году, над ней был построен мавзолей из белого камня-песчаника, который специально везли из Казахстана. Внутри мавзолея находится гробница Курманганзы и скульптура домры. Именно на этом народном казахском музыкальном инструменте композитор исполнял свои произведения.
Экскурсовод музея Курмангазы Татьяна Еременко рассказала нам, что у могилы композитора загадывать желание может человек любой национальности и религии. Главное - верить в то, что оно исполнится. Однажды здесь произошел удивительный случай. На экскурсию приехала группа школьников. Они набрали камушков с этого святого места. Но, видно, их вера в чудо не была так сильна, поэтому все камушки исчезли, когда дети сели в автобус.
Как дорогих гостей встречают туристов в центре им. Курмангазы. Нас тут ждали его сотрудники в национальных казахских костюмах. Артисты пели народные песни и угощали гостей кумысом, баурсаками и хлебом-солью. Кумыс – это народный казахский напиток на основе конского молока, для гостей в него добавляют рис. Баурсаки – это своеобразные пирожки из слоеного теста.
В просторном дворе центра для гостей устроили реконструкцию – сценки из жизни казахского народа. Например, можно было установить юрту или пожарить баурсаков. Или покататься на алтыбакане – национальных качелях на шести столбах.
Алтыбакан, кроме того, были незаменимым развлечением казахов в дни свадеб и других праздников. Пока одна пара каталась на качелях, другие запевали народные песни. 
В здании музея гостей ждут очень интересные экспонаты. Например, родословное древо казахского народа, где собраны представители всех известных фамилий. Здесь же хранятся портреты Курмангазы и его последователей, выполненные кистью художника или руками ткачей прямо на коврах и гобеленах. В музее также представлена коллекция народных костюмов. Особенно красивы свадебные наряды жениха и невесты, их чаще всего шили из красной ткани.
На территории музея находятся две юрты: охотничья и гостевая. Еще одну юрту на момент пребывания туристов только начинали строить. Несколько мужчин поднимали шанырак – круг, образующий потолок юрты и являющийся самой важной ее частью.
Пока мужчины работали, женщины уже разводили костер, на котором в кипящем масле в котлах жарились баурсаки. Казахи считают, что это название произошло от казахского слова «баурым», которым они называют родного человека. Этим хлебом принято делиться только с самыми близкими и родными людьми.
Готовится это блюдо очень быстро, именно поэтому баурсаки стали излюбленной пищей кочевых народов. Сначала тесту дают немного подняться, потом раскатывают, а после разрезают на небольшие части. Причем, если котел во время переселения люди всегда забирали с собой, то глиняные печи каждый раз делали заново. Для их растопки использовали сухой помет рогатого скота. Таким же образом отапливались и юрты в зимнее время.
Светлана Альбикова, заместитель директора центра, рассказала о том, как жили казахи в древности. Основным их занятием была обработка шерсти, так как юрты строили целиком из войлока. Овец и верблюдов обычно стригли в теплое время года. Женщины обрабатывали шерсть, кипятили, а затем долго утрамбовывали палками и катали. В результате получались большие войлочные ковры. Все, чем украшались юрты в древности, было сделано вручную. Пестрота обстановки в юрте объясняется в первую очередь скудными степными пейзажами. Именно поэтому люди пытались раскрасить свою жизнь в яркие цвета.
История жизни казахов в Астраханской земле начинается с 1801 года. Тогда по приказу русского императора Павла I казахский хан Букей перебирается с левого берега Урала на правый. Кочевали казахи в поисках лучших пастбищ и во время смены времен года. Астраханские степи были идеальным местом для скотоводства, так как зимы в этих местах мягкие и короткие – скот можно пасти в поле до ноября.
После экскурсии туристов пригласили на обед. На столе стояли национальные казахские блюда. Например, бешбармак – традиционное мясо-мучное блюдо, конская колбаса, бульон на баранине и, конечно, баурсаки. Тем временем сотрудники центра устроили для гостей концерт. 
Тем временем сотрудники центра устроили для гостей концерт. Они исполнили свои лучшие номера на казахском, русском и английском языке. И конечно, туристы услышали музыку самого Курмангазы.
Кроме того, артисты показали, как проводится свадебный обряд открывания лица невесты. На свадьбу всегда приглашался акын – поэт и музыкант. Именно этот человек проводил обряд. Под звуки домры невеста кланялась родителям жениха и почетным гостям. Те в свою очередь клали в специальную коробку деньги. Когда акын завершил песнопения в честь молодых, он с помощью домры приподнимал ткань, закрывающую лицо невесты. Теперь она могла стать рядом с женихом. Все деньги, которые были собраны за время обряда, доставались акыну.
Интересно, что центр им. Курмангазы посвящен не только жизни и творчеству композитора, но и замечательным традициям казахского народа. Здесь слилось воедино все – музыка, песни, танцы, национальная кухня, обряды и, конечно, гостеприимство казахов.
Рейтинг: 200