Ноя. 8, 2018

По даргински Загидат, а по-русски – Зоя

На благодарненской земле проживают представители разных национальностей и народностей. Мы ходим по одним улицам, посещаем одни и те же учреждения, ежедневно общаемся но, по сути, знаем друг о друге очень мало. Кто же они, наши соседи? В спецпроекте «БВ» «Национальный ответ» мы попытаемся ответить на этот вопрос, рассказав о семейных и этнических традициях жителей района разных национальностей, чтобы лучше понять друг друга и, возможно, стать немного ближе. Ведь все мы - граждане России, и пусть кто-то ходит в церковь, а кто-то в мечеть, главные ценности у нас общие - семья, родина, жизнь, счастье родных и близких.

 

Когда этот проект только задумывался, я, честно говоря, сомневалась, что получится, не касаясь острых тем, рассказать что-то новое и познавательное о наших земляках других национальностей. Но выходит уже четвёртый материал этой рубрики, и становится всё интереснее узнавать нюансы семейного уклада других народов, изучать их традиции, искать отличия и подмечать какие-то схожие черты, роднящие наши культуры.

 

Сегодня мой рассказ о даргинской семье, проживающей в х. Большевик.

 

Чай вдвоём вкуснее

 

Эта улыбчивая, приветливая, смуглая, темноволосая женщина в Большевике всем известна, как Зоя Алиханова - хозяйка небольшого продуктового магазинчика. Её настоящее имя Загидат здесь мало кто помнит и знает, как и тот факт, что когда-то она преподавала даргинский и русский языки в одной из школ Левашинского района Республики Дагестан...

 

С Загидат Убайдулаевной мы встретились прохладным октябрьским утром. Она накрывала стол к завтраку. Мужа - Магомедсаида Самадовича и младшего сына Аслана (он учится в Стврополе) не застали, зато познакомились с близкой подругой хозяйки дома, ставшей ей здесь, вдали от родины, второй мамой - Любовью Васильевной Епишовой. Любовь Васильевна, как и Загидат, приехала в Благодарненский район из Дагестана, где трапезничать в одиночестве просто непринято, поэтому пить утренний чай вдвоём или приглашать к столу соседей - для них своеобразный ритуал. Говорят, так гораздо комфортнее и вкуснее, а по одиночке - даже аппетита нет.

 

Загидат, вообще, - очень радушный, гостеприимный человек, и двери её дома всегда открыты для земляков, как было принято ещё в семье родителей. О своём отце - Убайдуле Абдурахмановиче и маме - Калимат Магомедовне Курбановых она говорит исключительно с гордостью и нежностью. Простые труженики (отец чабановал, мама ему помогала), они смогли достойно воспитать шестерых детей и выдать замуж всех пятерых дочерей, снабдив каждую необходимым по даргинским обычаям приданым (спальный и кухонный гарнитуры, шкаф-стенка, стиральная машинка, диван и т.д.).

 

Свадьба

 

Раз уж речь зашла о приданом, не удержавшись, расспрашиваю о свадебных традициях и свадьбе самой Загидат. Своего будущего супруга Магомедсаида она впервые встретила в детском саду дагестанского села Дегва, где работала ещё будучи студенткой филологического факультета. Он поставлял туда зерно и заинтересовался скромной, красивой девушкой. Сама Загидат этой мимолётной встрече тогда даже значения не придала и очень удивилась, встретив однажды в гостях у своей бабушки маму парня. В восемнадцать лет она была ещё совсем девчонкой и о замужестве не задумывалась, поэтому когда бабушка осторожно начала готовить внучку к этой мысли, упоминая Магомеда как возможного жениха, растерялась и заявила, что, вообще, не хочет пока выходить замуж и расставаться с семьёй. Но постепенно уговоры, к которым подключились и другие родственники, сделали своё дело.

 

С Магомедсаидом они виделись ещё несколько раз на свадьбах и проводах общих знакомых, но, как было принято, не общались. Однако эти встречи тоже помогли принять решение, и на четвёртом курсе Загидат засватали, а через два года сыграли свадьбу.

 

На невесте было белое платье и белый платок, а лицо скрывала длинная шифоновая вуаль, которую она не снимала до конца праздника. По старинному обычаю отец Загидат не присутствовал дома, когда будущий зять приехал забирать его дочь. А родственники невесты и жениха праздновали торжество по отдельности, молодые сначала побывали в доме родителей Загидат, а потом их встречали уже в семье Магомедсаида.

 

Сейчас, по словам Загидат, многое изменилось. Большинство обрядов осовремениваются, становятся проще, демократичнее. Браки по сговору уходят в прошлое, у пары есть возможность встречаться и общаться до свадьбы, во время застолья все собираются вместе, неизменной осталась лишь традиция одаривать невесту дорогими подарками, в числе которых украшения, одежда, косметика и всё, что потребуется ей в новом доме, в новой семье.

 

Деревянная люлька и имена из рода в род

 

Интересны и национальные обычаи, связанные с рождением детей. Например, для первого ребёнка родители ничего не покупают сами, всем необходимым его должна обеспечить мама молодой жены. Загидат с улыбкой вспоминает, как ей подарили старинную деревянную люльку для мальчиков со специальным отверстием посередине и прочими приспособлениями, чтобы малыш дольше оставался сухим. Зоя ею мало пользовалась - неудобно, но обычай есть обычай, такую люльку принято было дарить независимо от того пригодится она или нет. По сегодняшним временам - это настоящий антиквариат.

 

А ещё помимо вещей для новорождённого, мама презентовала дочери всю необходимую кухонную утварь, посуду и продукты, как бы подтверждая её новый статус - матери и хозяйки.

 

Имена сыновьям - Муслиму и Аслану дал супруг - Магомедсаид. Такова традиция - имя ребёнку даргинцы дают в честь родственников или пророков. И делает это всегда мужчина. Загидат назвал дедушка в честь прабабушки. Её сыновья получили имена предков по линии отца. А они, когда создадут семьи, в свою очередь смогут назвать своих дочерей именем мамы.

 

Женщина-даргинка имеет право дать малышу имя кровного родственника только, если у неё нет братьев. Нам, не посвящённым в тонкости чужого уклада, такой обычай может показаться немного несправедливым, но Загидат мудро объясняет: - Девочка, вышедшая замуж, становится частью рода супруга, так зачем передавать в него имена своих предков, это сделают её братья - продолжатели рода.

 

С годами, впрочем, данный ритуал тоже меняется, и новорождённого сегодня могут назвать даже в честь героя полюбившегося фильма.

 

Главные традиции - щедрость и гостеприимство

 

Жизнь семьи Алихановых не была простой и гладкой. Им довелось многое пережить, в том числе потерю ребёнка. Из Дагестана переехали в Благодарненский район, где жили родственники супруга. Дом его брата в посёлке Ставропольский сменился непростым бытом на кошаре в селе Мирном, затем в Гофицком. Загидат многому пришлось научиться, например, доить коров и управляться с хозяйством, а поскольку работы по специальности в районе не было, после декретного отпуска она вынуждена была снова выйти на работу в одной из школ Дагестана и фактически жила на два дома. Но никогда у женщины не возникало даже мысли, что она с чем-то не справится - не тот характер, не то воспитание.

 

Когда младшему сыну исполнился год, Алихановы переехали в х. Большевик, купили собственный дом и осели здесь, а в 2002 году бывшая учительница стала индивидуальным предпринимателем и открыла небольшой продуктовый магазинчик. С тех пор прошли годы, хуторяне давно считают Алихановых своими, и говорят о них, как о добрых, отзывчивых и очень радушных людях. А для Загидат Большевик стал второй родиной, где она также старается следовать традициям своего народа. И самые главные из них - уважение к другим людям, щедрость и гостеприимство. Каждую пятницу она старается что-нибудь приготовить и угостить соседей и друзей, а если готовить нет возможности - просто раздаёт сладости детям. Это называется сделать «садака» - добровольное пожертвование, чтобы в семье все были здоровы и благополучны. Главное - дар должен быть искренним, бескорыстным и идти от сердца. У Загидат по-другому и не получается - настолько она открытая и бесхитростная.

 

Когда переехали, часто накрывала во дворе стол, готовила что-нибудь из национальных блюд и приглашала соседей, родственников и просто знакомых. Просто потому что у них так принято - дом без гостей - не дом, недаром дагестанская пословица гласит: «Да не придёт такой день, чтобы к вам не пришёл гость!».

 

Своих сыновей Магомедсаид и Загидат воспитали такими же - добрыми, отзывчивыми, гостеприимными, почитающими старших, людьми. Большинство друзей Муслима и Аслана - русские, и Загидат относится к ним с поистине материнской теплотой. Людей по национальностям в этой семье делить не принято а мировосприятие собеседницы искренне восхищает.

 

- Не могу сказать, что в Дагестане лучше, чем в Большевике и наоборот, - говорит Загидат, - потому что всё зависит от тебя самого - как ты относишься к людям, так и они к тебе отнесутся, а место, национальность и вера значения не имеют, главное - везде оставаться человеком.

 

Она сама - лучшее доказательство этих слов: для всех открыта, всем рада, неудивительно, что и к ней односельчане относятся с большим уважением.

 

Национальная кухня

 

Пока беседовали, телефон Загидат неоднократно оглашал уютную кухню звонкой трелью. Кто-то звонил и просил оставить пару булок хлеба к обеду, кому-то требовался другой товар и человек интересовался, имеется ли он в наличии. Её номер есть практически у всех односельчан, а каждый день наполнен хлопотами и заботами, так что готовить национальные блюда, признаётся, сейчас получается только по праздникам или когда в гости приезжают родственники. Тогда обязательно стол украшают тонкий мясной пирог - чуду и любимое даргинское блюдо - хинкал. Не путать с грузинскими хинкали!

 

В целом хинкал - это кусочки пресного теста, приготовленные из пшеничной или кукурузной муки и сваренные в мясном бульоне. На стол подаются с варёной говядиной или бараниной. Есть даже такой обычай - на второй день свадьбы новобрачная обязательно готовит хинкал, демонстрируя своё умение, и угощает всех родственников и гостей. Иногда свекровь может попросить её приготовить и более сложное блюдо - вареники с яичной начинкой. Лепить их целое искусство, а своевременно добавить сырое яйцо - тоже не каждая хозяйка сразу наловчится. Загидат на свадьбе их готовить не пришлось, но потом они, конечно, неоднократно входили в меню их семейной трапезы вместе с хинкалом, чуду и варениками с крапивой.

 

В даргинской кухне много выпечки и мясных блюд, но чего никогда не увидишь на столе - так это свинины. Мусульманам не полагается употреблять её в пищу по религиозным причинам.

 

Самая важная заповедь

 

Люди разных вероисповеданий, вопросы религии мы, тем не менее, обсуждали без неловкости и дискомфорта. Супруг Загидат ради интереса прочитал Библию и нашёл в священных книгах мусульман и христиан много общего.

 

- Заповеди в большинстве религий одинаковы. Главное - не причинять и не желать зла другим, - мудро рассуждает Загидат, - не завидовать, не воровать, не убивать и помогать тем, кто нуждается. Это даже важнее, как мне кажется, чем держать пост - Верно. Грех не то, что ты в рот положил, а то, что из рта «выскочило», - делится Любовь Васильевна наставлением своей бабушки, которая тоже жила в Дагестане.

 

А я невольно вспоминаю замечательные строки украинской поэтессы Ирины Самариной: - Самый главный пост - не «есть» друг друга. И любить не только букву «Я»…

 

Всё правильно. Основные духовные ценности у нас практически одинаковые, так зачем искать отличия? Главные праздники Речь заходит о национальных праздниках. Загидат рассказывает, что в Дагестане наиболее торжественно и празднично отмечают день жертвоприношения (Курбанбайрам) и разговения (Ураза-байрам). Разумеется, здесь, в Большевике, Алихановы тоже стараются следовать традициям предков, просто делают это не так масштабно - скромнее.

 

Курбан-байрам

 

Праздник отмечается в честь пророка Ибрахима. Как гласит Коран, во сне к нему явился ангел Джабраил и повелел по воле Аллаха принести в жертву своего сына Исмаила. Готовясь к обряду, Ибрахим отправился в долину Мина, к месту расположения Мекки. Исмаил последовал за отцом, повинуясь воле родителя и Всевышнего. Во время жертвоприношения ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. За преданность и душевную чистоту Ибрахима Аллах даровал его сыну жизнь.

 

В этот день полагается принести в жертву барана или другое животное (коза, корова и т.д), раздать мясо тем, кто живёт небогато, а из оставшегося приготовить праздничную трапезу для родных и близких. Но если у человека нет возможности использовать крупное животное, можно довольствоваться и домашней птицей. Ритуальное угощение малоимущих - садака, худойи - защищает дарующих от всевозможных несчастий и болезней.

 

Ураза-Байрам - очень большой и очень давний мусульманский праздник, отмечаемый не одно столетие. Первые упоминания об этом торжестве датированы 624 годом нашей эры. Он знаменует окончание поста Рамадан. В Уразу принято ходить друг к другу в гости с угощением и поздравлять, тех, кто держал пост, с его окончанием, а хозяевам дома желать здоровья и благополучия. Детей, пришедших с такими пожеланиями, по традиции одаривают подарками, как и во время щедрования у православных.

 

Семья

 

В даргинских семьях, даже в современных, принят патриархальный уклад. Традиционно лидирующее положение в них занимают мужчины и старшие родственники. Глубокое уважение к старшим - это фундамент этики даргинцев. Сыновья Алихановых Муслим и Аслан - хороший пример таких отношений: они нежно любят и ценят маму и почитают отца, его слово всегда решающее. А в целом - это крепкая, дружная и очень большая семья, потому что Алихановы не делают различий между родными братьями и сёстрами и двоюродными, и даже троюродными - для них все свои - родные. Визит каждого наполняет дом радостью. Да и односельчан они не делят на своих и чужих, ведь душевные и моральные качества от национальности и религии не зависят, для них есть просто друзья и земляки.

 

 

Наталья Неткачева

Рейтинг: 0
Ссылка на материал №1