Ноя. 8, 2018

Индейцы на Байкале

Что общего между американскими индейцами и бурятами? Оказывается, у этих народов немало сходств. Культура, традиции, образ жизни и отношение к природе — лишь вершина айсберга, главное кроется гораздо глубже — на генетическом уровне. По мнению американских исследователей, гены индейцев и бурят совпадают примерно на 30%. Российские ученые подтверждают, что заселение американского континента произошло как раз с территории Алтая и современной Сибири. А значит, состоявшееся на Байкале в начале августа знакомство представителей племен команчей, шайеннов и кайова с коренными сибиряками можно назвать встречей дальних родственников, расставшихся больше 15 тысяч лет назад.

 

Коренных американцев — художника Брента Лернта и семейную пару танцоров Кевина Конниверди и Крикет Роадс-Конниверди в аэропорту Иркутска встречали белой пищей и в национальных костюмах, ведь артисты приехали в столицу Приангарья, чтобы познакомиться с культурой и традициями бурятского народа. Встречу организовали университет Оклахомы и Центр культуры коренных народов Прибайкалья в рамках проекта «От человека к человеку», чтобы индейцы и буряты нашли точки соприкосновения двух культур.

 

— По версии российских ученых, современные американцы вышли с территории Сибири примерно 15 тысяч лет назад, а американские генетики уже давно проводили исследования, результаты которых показали, что гены индейцев и представителей сибирских народов совпадают примерно на 14—38%, — рассказывает председатель Центра бурятской культуры Сергей Шоткинов. — Теперь же американские исследователи решили посмотреть, насколько мы совпадаем культурно.

 

Больше недели танцевали, рисовали и пели, чтобы обменяться традициями и обрядами. Облачившись в национальные индейские костюмы, коренные американцы показали танец с обручами, круговой, танцы змеи и бизона, орла.

 

— Их круговой танец очень похож на наш ехор, — говорит Сергей. — С той разницей, что они за руки не держатся. В их музыке много похожих ритмов, а если переодеть в наши национальные костюмы, то их от бурят сложно будет отличить.

 

А вот в языках сходств сколько ни искали, не нашли.

 

— Зато научили их некоторым словам на бурятском и русском, — продолжает Сергей Шоткинов. — Что удивительно, слыша слова впервые, они схватывали их произношение на лету и произносили уже без акцента.

 

За десять дней представители индейских племен команчей, шайеннов и кайова побывали в Иркутске, Усть-Орде, на Ольхоне, в Усть-Баргузине, в Курумканском районе Бурятии Улан-Удэ. На - учились танцевать ехор, есть буузы, задабривать духов — бурханить и увидели красоты Байкала. Несмотря на то что времени на сибирской земле они провели немного, впечатлений им теперь хватит на год вперед.

 

— В первый же день повезли гостей в позную угощать бурятскими буузами, на Ольхоне — омулем, — вспоминает Сергей. — Старались, чтобы они попробовали разные блюда: бурятские, русские. Правда, в последний день перед отъездом художник Брент не выдержал такого рациона и попросил накормить его фастфудом. А еще, думаю, масса впечатлений у них осталась от поездки на уазике по Ольхону и, конечно, от байкальской природы.

 

— Я рад быть частью всего этого, — говорит команчи Кевин Конниверди. — У нас и у вас очень сильная связь с родной землей, много историй и сказаний, связанных со священными местами. Эта связь с местом не дает нам покидать родные места, и в этом мы очень похожи.

 

А представитель племени шайеннов художник Брент Лернт отметил, что фантастическая атмосфера и пейзажи запомнятся ему надолго. На память о Сибири он взял не только несколько картин местных художников, но и семь круглых белых камешков с Байкала. Для особого ритуала. — Он сказал, что берет их с чистыми помыслами и планирует провести обряд, — объясняет председатель Центра бурятской культуры Сергей Шоткинов. — Как индейцы мне пояснили, семь этих камешков символизируют Большую Медведицу. Их кладут в барабан и в течение ночи проводят специальный ритуал, молятся за мир во всем мире и благополучие людей.

 

 

Ольга Романова

Рейтинг: 1800
Ссылка на материал №1