Ноя. 8, 2018

Армянский квест или путешествие по городу, которого нет

Будем надеяться, что среди читателей этих строк не найдется человека, который задаст вопрос: «Да откуда они у вас там на Дону — армяне?!” А ведь довелось именно это услышать от — не будем называть по именам — московских журналистов. Ну, что делать, если люди в школе прогуливали уроки истории и не помнят, каким именно способом к России был присоединен Крым, что, кстати, весьма актуально в нынешние времена.

 

Писатель Валентин Пикуль восторгается блестящим дипломатическим искусством, в ходе которого христиане полуострова были вынуждены сняться с насиженных веками мест и отправиться в Россию — вроде бы под защиту единоверцев от притеснений мусульман.

 

Строго говоря, и притеснений особых не было, да и какие могут быть притеснения, если и крымские татары, и греки с армянами жили-поживали вместе уже несколько столетий и друг на друга не обижались: кто-то торговал, кто-то обрабатывал землю.

 

Но уже много лет смотрела Россия на вожделенные крымские земли, а потому действительно с помощью сугубо мирных дипломатических средств устроила переселение крымских христиан вглубь страны, тем самым лишив крымского хана основной массы налогоплательщиков.

 

Историк Василий Ключевский не вторит известному писателю, горько вздыхая по тем потерям, которые понес армянский народ в ходе переселения, реализуя на деле завоевание полуострова без единого выстрела. А это — до трети всех переселенцев: как известно, первыми не выдерживают тяжелые испытания старики и дети. Ростовский историк, автор энциклопедии «Старый Ростов и Нахичевань» Владимир Сидоров идет еще дальше своего коллеги Ключевского и прямо называет мытарства армянского народа (сначала долгий путь и зимовка в землянках под Днепропетровском, потом такой же долгий путь в донские степи) первым в истории страны геноцидом.

 

Так или иначе, оказавшись на Дону, основали крымские армяне пять сел и город под названием Нор-Нахичеван, что в переводе означает «первый привал». После официального включения этого армянского города в состав Российской империи из его названия исчезает приставка «Нор» и добавляется «на Дону». В начале ХХ века название города меняет пол — с мужского на женский — и становится Нахичеванью. В 1928 году Нахичевань наконец-то сливается с Ростовом, и они становятся единым городом. К сожалению, данное поначалу имя новому городскому району — Нахичеванский — потом сменяется на безликое «Пролетарский».

 

Но здесь, на территории бывшего самостоятельного города, осталось еще многое, что напоминает о его былом расцвете. По этим местам и предлагается совершить путешествие — по городу, которого нет на карте, но память о котором еще остается и в сердцах коренных нахичеванцев, и в том, что сегодня принято называть «объектами культурного наследия».

 

 

Сурб Хач

 

 

Принято считать, что лицо любого города определяют главная площадь, учреждения образования и культуры, светской и духовной власти. Начнем с последней, и потому первым вопросом квеста станет такой: назовите армянский храм,  который существует с 1792 года, до сих пор являясь украшением донской столицы?

 

Сурб-Хач-Общий-вид-с-севера

Церковь монастыря Сурб Хач

 

Правильный ответ: церковь монастыря Сурб Хач (Святой Крест). Тогда монастырь, основанный архиепископом Иосифом Аргутинским в 1783 году, располагался далеко от города. Он являл собой комплекс зданий, одним из которых была типография, где появилась первая книга, напечатанная на Дону.

 

Добраться до храма можно на любом автобусе или троллейбусе, следующем в сторону Северного жилого массива (Ворошиловский район Ростова, улица Баграмяна, 1). Храм с проспекта видно сразу: здание выстроено в стиле русского классицизма, авторство его проекта приписывается зодчему Ивану Старову.

 

В советские времена храм ждала печальная участь: город активно расширял свои границы и это здание собирались снести, освободив место для строительства жилого массива. Однако общественность города, не согласная с таким решением горисполкома, обратилась к самому известному в свое время жителю Нахичевани — народному художнику СССР Мартиросу Сарьяну

 

По его инициативе уцелевшая церковь, каптаж, лестница, мост были поставлены на госохрану как памятники истории, проведена их реставрация. В 1972 году в восстановленном здании храма (а в нем принимали участие все предприятия Ростова) открылся музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения.

 

Сейчас храм находится в ведении Армяно-Григорианской церкви. В здании, куда был переведен музей, мы в ходе нашего путешествия еще побываем

 

 

Ростово-Нахичеванская межа

 

 

Оставим вопросы и отправимся к границе между Ростовом и Нахичеванью, которые оба — на Дону.  Сегодня ее нет, а есть Театральная площадь (нынче главная площадь донской столицы), устроенная на месте пустыря — месте кулачных боев, носивших интернациональный характер. Далее к Дону это место переходило в свалку, потому приличного спуска к реке в этом месте в те времена так и не получилось…

 

Граница-между-Ростовом-и-На

В конце ХIХ века граница между Ростовом и Нахичеванью выглядела так

 

В начале ХХ века из города в город стал курсировать трамвай (сначала — конка). Сегодня о меже напоминают лишь старые снимки да табличка в музее русско-армянской дружбы.

 

витрина-с-табличкой-межи

Витрина музея с табличкой межи

 

Соседи, несмотря ни на что, жили действительно дружно: армянские купцы имели в Ростове не только бизнес, но и недвижимость. А гостиница «Московская» на главной улице Ростова напоминает о том, что была она выстроена Церковным Попечительством о бедных армянах города Нахичевани-на-Дону с целью употребления полученных от нее доходов на поддержку этих самых бедных армян.

 

 

Магистрат

 

 

Двинемся по главной улице бывшей Нахичевани-на-Дону, начинающейся аккурат от Театральной площади — 1-й Соборной (в советские времена получившей название также 1-й — но Советской), к главной площади армянского города, нынче разделенной на четыре части. Соборной улица стала из-за дислокации на ней двух соборов города из восьми существовавших. Один из них, выстроенный в стиле классицизма и получивший имя Григора Лусоворича (Григория Просветителя), находился в центре площади, пережил войну и был снесен в начале 1960-х. Сейчас на его месте — Областной Дом народного творчества. Рядом (уже на площади Льва Толстого) в наши времена выстроен другой храм — Сурб Арутюн (Святого Воскресения) в традиционном для армянских культовых сооружений стиле.

 

На той из четырех площадей, которая носит название площади Свободы (а когда-то — Бульварной), среди домов южной ее стороны находится совсем неприметный дом в два этажа (сегодня его фасад полностью закрыла реклама), в котором на протяжении более двух веков вершилось нахичеванское городское самоуправление. «…Повелеваем учредить магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемыми из вас же по жребию начальниками…» — так наказано жить армянским переселенцам в Указе Екатерины Второй, что они и делали с 1779 года. С 1872 года здание реорганизованного магистрата (само учреждение ушло в новое, построенное на соседней площади) занял постоялый двор. А в 1917 году в нем располагался поначалу краевой музей древностей и искусств, в 1921 году получивший новое здание на 1-й Соборной, а потом и вовсе уехавший в Ереван: там остро были востребованы деятели науки и культуры. Так Нахичевань рассталась с Ервандом Шах-Азизом, ректором своей духовной семинарии, и великим Мартиросом Сарьяном — создателями музея.

 

 

Музей

 

 

Однако как был музей на площади — так и остался. Сегодня отреставрированное здание особняка Марка Искидарова приняло в свои стены фонды музея русско-армянской дружбы. И далеко идти от здания бывшего магистрата, чтобы попасть сюда, не нужно — достаточно перейти дорогу, и вот оно перед путником со своим салатно-белым фасадом и изящным балконом на стойках-колоннах. В 1921 году в нем располагалась художественная школа имени Врубеля, созданная сестрами Мариэттой и Магдалиной Шагинян.

 

особняк-Искидарова

Сегодня особняк Марка Искидарова - музей русско-армянской дружбы

 

Открытие нового здания музея прошло 23 ноября 2011 года. Самому музею уже исполнилось 45 лет. И если кто-то захочет узнать о жизни дореволюционной Нахичевани, в этом здании он всегда получит нужную информацию. В музее возродили традицию чтений лекций, которые после 1915 года, года переезда в Ростов Варшавского университета, читали профессора из Варшавы. Сегодня здесь почитает за честь выступить перед публикой профессура Южного федерального университета. Весной в музее проводятся Шагиняновские чтения, под старый Новый год — встречи представителей интеллигенции обоих городов под названием «Ростово-Нахичеванские посиделки».

 

 

Театр

 

 

Напротив бывшего магистрата — через площадь — возвышается прекрасное здание Ново-Нахичеванского театра, которое некоторые жители города называет родственником Одесского оперного. Ну, если и это родственник, то весьма бедный, хотя обилие позолоты внутри удивит любого. Что поделать, таков был вкус армянских состоятельных людей, на средства которых театр был построен. Кстати, открылся он в один год со знаменитым МХТ в Москве, а потом достраивался еще лет семь. Но, как говорится, оно того стоило.

 

здание-Ново-Нахичеванского-

Здание Ново Нахичеванского театр, нынче Ростовского академического молодежного

 

А инициаторами появления театрального здания в купеческой Нахичевани стала общественность – члены Нахичеванского общества любителей драматического искусства, “наклонившие” членов городской думы принять соответствующее решение о строительстве.

 

Весь ХХ век здание не меняло своего предназначения. Здесь выступали труппы Рабочего театра; Театра Рабочей молодежи; театра Комедии; Театра юного зрителя, получившего звание академического. Сегодня на его сцене выступает труппа Ростовского академического молодежного театра.

 

 

Дом художника

 

И чтобы закончить с музами, обратим внимание на скромный домик на восточной окраине площади Свободы. Сегодня ничего не напоминает о той трагедии, которая произошла здесь в последний месяц гражданской войны на Дону. До 1920 года в этом доме, снимая его у Церковного попечительства о бедных армянах, жила семья художника Амаяка Арцатбаняна.

 

Дом-художника-Арцатбаняна

Дом художника Арцатбаняна

 

Уроженец Нахичевана-на-Дону, он был замечательным художником, получившем образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников был Валентин Серов. Вернувшись в Нахичевань, художник зарабатывал на жизнь себе и семье преподаванием в инженерно-архитектурно-строительном училище, в частных гимназиях. В 1907 году он стал одним из основателей Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. Оно прославилось (среди прочих своих замечательных дел) организацией весенних выставок художников, известных всей России и не прекратившихся даже во время Гражданской войны.

 

Жизнь художника трагически оборвалась в том самом доме на площади Льва Толстого. Он был убит 8 января 1920 года — по одной из версий, художник пытался защитить своего сына от мобилизации в Добровольческую армию.

 

Лицей, он же гимназия

 

 

фрагмент-фасада-лицея-№-13

Фрагмент фасада здания лицея №13. он же Екатерининская гимназия

 

Если пройти по площади Свободы на запад, то можно увидеть, что ее северо-западный угол занимает весьма привлекательное здание. Это бывшая Екатерининская гимназия, а нынче лицей № 13, одно из старейших учебных заведений не только бывшей Нахичевани, но и Ростова. Причем гимназия эта женская, открылась она, будучи поначалу просто школой, а затем и прогимназией, в 1861 году — правда, не в этом здании. Собственное здание гимназия, получившей название Екатерининской, получила только в 1893 году.

 

Однако на площади женская Екатерининская гимназия стала вторым учебным заведением: с северо-восточной стороны площади находится здание городского мужского училища (нынче — казначейство). Так сошлись на площади желание отцов города дать образование не только сильной половине Нахичевани, но и тем, кто будет эту половину учить и воспитывать.

 

Нахичеванский рынок

 

 

Если кто-то вам скажет, что история этого рынка начинается в ХIХ веке — не верьте! В 1779 году был заложен главный (уже не существующий) собор Григора Просветителя, а рядом по воистину мировой традиции начинает расти рынок — то самое торжище, где можно купить все что угодно. Потому и ставит рядом со своим названием Нахичеванский рынок гордую дату — 1779.

 

Купить действительно здесь можно все что угодно, но отличает этот рынок от других то, что у него есть свой художник — Игорь Мололкин, который творит настенную живопись. Так новый довольно безликий торговый павильон украсился его картинами.

 

вывеска-базара

 

донской-вариант-картины-Реп

Фрагмент росписи вещевого павильона

 

А нравы этого рынка сохранились, похоже, с давних времен: здесь можно торговаться сколько душе угодно, купить свежайшие фрукты и овощи, можно услышать городские сплетни и байки. А если поискать, то и наткнуться на лавочку, где продают свежайшие лаваши из тандыра и лепешки, а также пироги — грузинские и осетинские. Вот такой интернационал!

 

Ну, что еще можно увидеть в бывшей Нахичевани? Неширокие, соразмерные человеку улицы, которые, сбегая к Дону, согласно городскому плану ХIХ века назывались линиями. За образец плана нового армянского города было взято обустройство Васильевского острова в Санкт-Петербурге — отсюда и «линии», причем численные названия — четные и нечетные по разную сторону от главной улицы города — той самой 1-й Советской (а тогда 1-й Соборной). До сих пор сохранилась «армянская» нумерация домов по улицам, параллельным Дону — увеличиваясь не от ростовского железнодорожного вокзала, а, наоборот, по направлению к нему. Дома в Нахичевани получали номера по мере удаления от собора Григора Лусоворича

 

А уж что нужно спешить увидеть, так это еще сохраняющиеся украшения небольших, до сих пор крепких одно — и полутораэтажных армянских домиков, которые приметил еще генерал Раевский, проезжая Нахичевань в 1820 году и потом описывал их в письме к дочери. На них, этих домах видны еще затейливые восточные узоры. С особняков покрепче (а это уже начало ХХ века) смотрят на прохожих маски бога торговли Гермеса, имеющего явно восточный хитрый прищур.

 

1Maiskaya+10linia)

Дом на углу 1-й Майской и 10 линии

 

А 1-ю Майскую улицу оставить бы как улицу-музей — столько здесь еще сохранившихся оригинальных домов! И почти каждый угол улицы здесь отмечен домом башенкой, и почти каждое окно в доме — причудливым орнаментом.

 

Словом, ай да в Нахичевань!

 

 

Вера Волошина

 

Оригинал

Рейтинг: 1200