Окт. 26, 2019

Татары, ставшие моими земляками

Красноярская земля стала для татар- переселенцев родным домом. Из истории жизни семьи почетного гражданина Канского района Валентины Лебедевой (Рахмановой) и собственной семьи автора.

Из окна поезда

 

В Казани я не была никогда. Но, проезжая столицу Татарстана, не могла оторваться от окна поезда: сменяющие друг друга золотые, синие, разноцветные купола церквей, монастырей и минареты старинных мечетей - необъяснимое завораживающее чувство. Приехав домой, в интернете прочитала о казанских святынях и о самом городе, где уже несколько сотен лет мирно живут ислам и христианство, о том, что Казанский Кремль входит в число объектов всемирного наследия Юнеско, об истории знаменитой падающей башни Сююмбике. Легенда гласит, что Иван Грозный, узнав о красоте казанской царицы, решил взять её в жены. Услышав отказ, напал на город. Царица, желая уберечь город, согласилась, но с условием: пусть избранник за неделю возведёт семиярусную башню. С нее царица бросилась вниз. С того времени башня начала склоняться и отклонилась к нынешнему времени от своей оси почти на два метра.

13 июля в Канске на стадионе «Текстильщик» прошёл татаро-башкирский праздник - Сабантуй.

13 июля в Канске на стадионе «Текстильщик» прошёл татаро-башкирский праздник - Сабантуй.

Но это что! Вот уж точно никогда не могла предположить, что пройдет несколько лет - и слово «татары» в моей жизни станет не просто обозначением одной из национальностей России. Судьба распорядилась так, что и невестка Ангелина, и зять Дмитрий, и оба внука, естественно, имеют татарские корни. И теперь я уже с особым интересом читаю и впитываю все, что связано с татарами. Даже осваиваю блюда татарской кухни.

Мой старший онык*

 

Сын с семьей живет в Красноярске, и, когда приезжаю к ним в гости, мы с невесткой Ангелиной часто готовим татарскую еду. Само собой, у нее в этом деле больше знаний и навыков.

Внук Савелий и невестка Ангелина. Чак-чак очень вкусный.

Внук Савелий и невестка Ангелина. Чак-чак очень вкусный.

Вот и в очередной раз, задумав приготовить на ужин треугольники с мясом и картошкой - эчпочмаки, без проблем замесили дрожжевое тесто - этот процесс знаком обеим.

- У вас хорошее настроение сегодня? - вдруг спрашивает невестка.

Заметив мой вопросительный взгляд, продолжает:

- Бабушка Гельфизя мне всегда говорила, что, когда готовишь, надо думать только о хорошем - тогда еда пойдёт на пользу и прибавит здоровья.

Пока тесто поднимается, приступаем к начинке. Здесь Ангелина берет бразды правления в свои руки.

- Всем тонкостям приготовления треугольников меня научила бабушка, - говорит невестка, разрезая картошку на кубики.

Мне досталось резать на кубики говядину. Лук, сливочное масло, специи - и наша начинка готова. Отрезая небольшие кусочки теста, раскатываем их на разделочной доске. Выкладываем начинку на тесто, соединяем края с трёх сторон и красиво защипываем.

Вдруг Геля спохватывается:

- Ой, а давайте не будем их в центре защипывать - так бабушка делала, а потом, уже когда они будут печься в духовке, добавим туда бульон, оставшийся от вареной курицы.

Так мы и сделали. Сын, пришедший вечером с работы, был немало восхищен нашими татарско-гастрономическими способностями.

В другой раз мы с Ангелиной делали самое известное татарское лакомство - чак-чак. Татары до сих пор верят, что его яркий жёлтый цвет символизирует их солнечную родину, а слипшиеся в меду сладкие шарики - сплочённость народа.

Читала, что в татарских деревнях существует такая традиция: татарские девушки на выданье катают тесто, замужние - его жарят, а женщины постарше занимаются медовой заливкой, оформляют блюдо и заодно присматривают себе невесток, а потом отправляют сыновей свататься.

Храм всех религий виден из окна проезжающих поездов.

Храм всех религий виден из окна проезжающих поездов.

Ну да моим внукам до невест еще далеко, а вот с ролью главного дегустатора трехлетний Савелий справился легко. Увидев наш шедевральный десерт, он предположил, что в этом «домике» живут пчелы и там же делают мед. Но это не помешало ему за обе щеки уплетать лакомство.

Для тех, кто захочет повторить наш «кулинарный подвиг», сообщу рецепт настоящего чак-чака, который Ангелина старательно записала когда-то за бабушкой Гельфизёй.

Тесто: 3 яйца, разрыхлитель, сахарный песок, мука. Сироп: 150 г мёда, 150 г сахара.

Тесто раскатать до толщины 2-3 мм, разрезать на полоски (шириной 2 см), в свою очередь их тоже разрезать на маленькие кусочки, размером 3-4 мм. Обжарить всё в кипящем подсолнечном масле до золотистого цвета. Выложить кусочки на бумажную салфетку, чтобы не осталось масла. Сварить из мёда и сахара сироп на медленном огне. Затем в глубокой посуде смешать обжаренные кусочки и сироп. Выложить всё на тарелку, придав любую форму.

Лебедева-Рахманова

 

Общаясь с татарами, давно сделала вывод: потомки переселенцев, живущих рядом с нами, бережно относятся к истории своего народа. Ответ на вопрос: «Откуда берут начало мои истоки?» начала искать, и небезуспешно, почетный гражданин Канского района, директор Браженской школы Валентина Лебедева (в девичестве - Рахманова). Не так давно дети на день рождения подарили ей большую книгу для записей под названием «Моё родословие», и она с огромным интересом и удовольствием начала ее заполнять.

Валентина ЛЕБЕДЕВА.

Валентина ЛЕБЕДЕВА.

Валентина Ивановна начала с фамилии отца - Рахманов. Узнала, что эта фамилия тюркского происхождения, восходит к распространенному мусульманскому мужскому имени Рахман, что значит «милосердный». Выяснила, что Рахмановых в нашей стране, оказывается, очень-очень много.

- Вышла в интернете на форум под названием «Рахмановы, откликнетесь!», - рассказывает Валентина Ивановна. - Там люди из Средней Азии, Казахстана, с западных территорий России. Всех интересует: не родственники ли мы все?

Детская память Валентины Ивановны сохранила не так много воспоминаний, а деда она вообще никогда не видела: родилась после того, как он погиб на войне. По одной из возможных версий, род ее отца, Ивана Ивановича Рахманова, берет свое начало из Сибирского ханство, возникшего в конце 15 века в результате распада Золотой Орды в Западной Сибири. Племена, населявшие ханство, занимались тогда охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством (так называлась добыча меда диких пчел), изготавливали предметы обихода.

Дед, Иван Гавриилович, бабушка Клавдия Мироновна и их восемь детей. В верхнем ряду - отец Валентины Ивановны - Иван Иванович.

Дед, Иван Гавриилович, бабушка Клавдия Мироновна и их восемь детей. В верхнем ряду - отец Валентины Ивановны - Иван Иванович.

- Я родилась в деревне Рахманово (недалеко от села Степняки на высоком берегу Кана), которой уже 30 лет нет в Канском районе, - вспоминает Валентина Ивановна. - Татарская речь в нашем доме звучала нечасто, но с детства слышала, что отца называли татарином, а он сам называл нас, своих детей, татарятами. В деревне было очень много Рахмановых, я думала раньше, что все они - наши родственники, и только много позже поняла, что однофамильцы. Когда после войны возобновилось строительство БАМа, полдеревни, в том числе многочисленные деревенские рахмановцы, уехало в Братск на крупнейшую стройку века.

Семья Валентины осталась тогда в деревне. Но, как говорится, пути господни неисповедимы, и спустя много лет, Евгения, дочь Валентины Ивановны, окончив Санкт-Петербургский университет, приедет в этот город жить и работать. Так что Братск все-таки отметился в семье Рахмановых-Лебедевых.

Деда Валентины Ивановны звали Иван Гавриилович. «Почему Иван?» - спросите вы. Может, потому, что были времена, когда люди старались избавиться от нерусских имен и фамилий.

Как дед попал в Сибирь, Лебедевой еще, возможно, предстоит узнать. Но она уже выяснила, что из Рахманово он был призван на Финскую войну и пропал без вести. Есть и другая информация: на одном из сайтов прочитала, что Иван Гавриилович Рахманов (деревня Рахманово, жена Клавдия Мироновна) действительно пропал без вести, но только в 1942 году во время Великой Отечественной войны. В этом году племянница Валентины Ивановны шла в «Бессмертном полку» Москвы с портретом прадеда.

Дети Валентины ЛЕБЕДЕВОЙ: Евгения, Роман, Дмитрий.

Дети Валентины ЛЕБЕДЕВОЙ: Евгения, Роман, Дмитрий.

 

Сыновей Валентины Ивановны, Романа и Дмитрия, внешне русскими не назовешь.

Она показывает фотографию:

- Правда, в них есть татарская кровь? Однажды Рому, слегка обросшего, остановили сотрудники милиции - он показался им подозрительным. Благо, я была рядом и предъявила свой паспорт.

Старший сын Дмитрий женат на татарке - из многих выбрал именно ее, Татьяну. И вряд ли это «чистая случайность».

- Таня - хорошая хозяюшка, все успевает, - говорит Валентина Ивановна. - Когда я однажды приготовила на ужин лепешку с картошкой (еще мама готовила такую), Таня сказала: «Так это же наше, татарское блюдо - кыстыбай называется».

Зов крови - хоть и невидимая, но очень прочная нить, соединяющая каждого человека с предыдущими поколениями. Говорят, все мы, даже не осознавая того, обладаем огромной и неисчерпаемой памятью наших предков, переданной нам по крови на уровне генов.

В Сибирь!

 

Думаю, многие жители Канска и Канского района, в ком есть татарская кровь, хотели бы знать, как их предки оказались в наших краях.

Есть данные, что первые татары пришли в наш край из Казани. В поисках земли они стали переселяться сюда еще в XVIII веке. Сначала шли опытные мужчины, они искали земли подальше от тракта и от «начальников», чтобы никто не мешал их порядку. В Пировском, Боготольском и Казачинском районах появились тогда целые татарские деревни, здесь переселенцы установили свои мечети, школы. Как отмечают авторы многих публикаций, татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до революции 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи.

По данным всероссийской переписи 2010 года, в Красноярском крае проживает более 34 тысяч татар, это третья по многочисленности национальность после русских и украинцев. Правда, сейчас по известным причинам второе и третье места могут поменяться местами.

Еще больше татар прибыло в край на строительство Транссиба. Тогда каждая губерния российской империи должна была отправить определённое количество повозок, лошадей и людей для строительства железной дороги. К берегам Енисея отправились и татары из Казанской и Уфимской губерний, многие здесь осели, продолжали заниматься земледелием, торговлей, извозом, выкорчевывали под пашню тысячи гектаров таежной земли. При этом сохранили свои культуру, традиции, религию.

Следующий, самый крупный этап переселения - время столыпинской реформы (начиная с 1906 года). Тогда людям, которые перебирались на свободные земли, были положены послабления и льготы. Так, на территории Красноярского края образовалось около 50 поселений татар, 32 из них до сих пор существуют. А после гражданской войны, в 30-е годы прошлого столетия, татары бежали в Сибирь от голода, охватившего Поволжье.

Из краеведческих источников узнала, что во время коллективизации в Канском округе был даже создан татарский колхоз «Берлек», что значит - единение.

И, наконец, последняя волна - 50-60-е годы прошлого века - время крупных комсомольских строек. Известно, например, что возводить красноярский алюминиевый завод первый эшелон приехал из Казани.

Современные историки подчеркивают уникальный феномен татарской толерантности: за все время с начала переселения в Красноярский край они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической или религиозной почве.

*Онык - в переводе с татарского - внук.

Автор Татьяна Крускина, июль 2019

 

Смотреть оригинал

Рейтинг: 0