Окт. 28, 2019

Детская рубрика «ЧIимучIали» («Бабочка»)

В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота сила и души. Именно в языке заключен генетический код общности и идентичности этноса. Без языка этнос вымирает. Отрадно отметить, что для решения проблемы сохранения, развития родных языков в последнее время в Дагестане делается многое. Почти во всех образовательных учреждениях республики созданы необходимые условия для полноценного изучения родных языков. Тем не менее, изучение родных языков в школе требует совершенно иных методик, более сходных с преподаванием иностранных языков и значительно большего времени, чем предоставляется учебным планом, а также перенесение центра тяжести на изучение родных языков в дошкольном возрасте в дошкольных образовательных учреждениях и в семьях. В этой связи неоценимую помощь детям, родителям и учителям родных языков оказывает регулярная детская рубрика «ЧIимучIали» («Бабочка») в республиканской газете « ИЛЧИ».

Сегодня лакский язык для большинства лакских детей фактически превратился в чужой язык. Лакские дети изначально находятся в худших исходных позициях, чем дети других национальностей. Опасность потери языка у лакцев значительно выше, чем у других народов. Фактически у лакцев всего два района: Лакский и Кулинский. Живущие в горах лакцы продолжают активно переселяться на равнинную местность. Раньше бабушки, дедушки жили в горах, туда на лето отправляли детей, там они учили лакский язык. Поколение бабушек уже ушло и продолжает уходить, а нынешнее поколение бабушек в городе, села полупустые в горах. Приграничный с Чеченской республикой Новолакский район переселяют ближе к городу, что тоже способствует стиранию нации и потере языка. Даже в сельской местности редко попадаются дети, в совершенстве владеющие родным языком. В основном лакский знают на бытовом уровне.

Вот уже более двадцати лет вышеназванная рубрика, автором которой я являюсь, тесно сотрудничает с учителями родных языков. Используя жанры детского фольклора, сказки, легенды, сказания, которые представляют собой своеобразные учебники подготовки детей к жизни, рубрика передает им богатый социально-духовный опыт народа. Детская рубрика как бы стала своеобразным учебником по изучению лакского языка. Учителя родных языков давно отметили, что наша рубрика не просто эффективно помогает при изучении языка, но и способствует росту духовно богатой личности. Дети пишут сочинения, рассказы, стихи, сказки на родном лакском языке, придумывают кроссворды.

Вот некоторые отзывы:

Асият Омариева, учительница родного языка № 26 школы г. Махачкалы: « В своей работе мы всегда опираемся на детскую рубрику «Ч1имуч1али». Она не только вырабатывает у детей любовь к своему языку, но и способствует воспитанию патриотизма, формированию и укреплению лучших традиций среди детей и молодежи».

Софият Курбанова, учительница родного языка Хойхинской средней школы: «Мини-газета «Ч1имуч1али» помогает юным читателям развивать основы нравственности, воспитывать национальное самосознание и стремление к углубленному изучению обычаев и традиций культуры и народов Дагестана. Она верный помощник на уроках родных языков». Лакцы, проживающие в других регионах и читающие газету в Интернете, так же отмечают, что день выхода детской рубрики становится для них как бы праздничным днем, поскольку нет других изданий на лакском. Да и в самом Дагестане детская литература на лакском мало издается , «Бабочка» стала желанной площадкой и для лакских писателей, пишущих для детей и для юных читателей и их родителей. В конце года ежегодно победителям конкурсов и активным юнкорам в качестве приза делаем годовую подписку на «Илчи», вручаем дипломы, памятные подарки.

В основном авторы, конечно же, сами дети. Они пишут на лакском языке стихи, сочиняют сказки, рассказывают своим друзьям по «Бабочке» притчи, легенды, исторические предания, чаще всего бывают публикации на тему истории, культуры, фольклорных поэтических и песенных традиций. Наши конкурсы, (например, проводили конкурсы на темы: «Кухонная утварь наших предков», « Рабочие инструменты лудильщика») помогают детям увидеть красоту и могущество самобытного языка. Они чувствуют силу и величие лакского слова, стали ближе к своим предкам, к людям, которые всегда понимали важность лакского языка.

Рубрика «Ч1имуч1али» выходит с объемом не менее 2-х, 3-х полос нашего еженедельника. Выходит с регулярностью один раз в месяц. По сложившейся традиции часто гостями рубрики бывают школы. В предлагаемой вашему вниманию рубрике - ученики Кумухской школы. Рубрика вышла под заголовком «Ххяллулу ххюнкIлул кюруй» («Гнездо перепёлки на скале»). Так называется стихотворение ученицы 1 «б» класса Абдуллаевой Айны/

Гнездо перепёлки на скале,
Село моё – отдушина Цовкра,
Родник дел добрых,
В вершинах гор раскинувшее село.

Буршинцы, живущие по соседству
Друзья наши, кунаки, родня,
И в горести, и в радости с нами
Всегда кулинцы из славного Кули.

Мы с древних век соблюдаем свято,
Традиции куначества,
Из поколения в поколение
У нас – кунацкие отношения.

(подстрочный перевод)

Абдуллаева Айна, 1 «б» класс

Дедушка – лучший друг

У меня есть друг старший,
Поседевший как ледник,
Всезнающий,
Дед и стихи знает,
И сказку охотно расскажет,
И загадку отгадает,
Историю села расскажет,
Не скучно с дедом,
Он – талант,
Учитель, друг, наставник.

(подстрочный перевод)

Гаджидаудова Патимат, 4 класс

Пришел домой, уснул возле печки

Зима подкралась в горы,
Снегом завалила дворы,
А друг прибежал: вытаскивай, санки,
По снежному ковру кататься!- сказал.

Катались мы с горки,
Счёт времени потеряв,
Пришел домой, уснул возле печки
И приснились снежные гонки.

(подстрочный перевод)

Магомедов Арслан, 4 «а» класс

О маме стихи слагают поэты

О маме стихи слагают поэты,
О маме стихи не бывает достаточно,
О маме стихи льются как родник,
О маме песни поются сами.

И я подрасту, о маме напишу
Самый лучший стих маме посвящу,
А пока я крепко мамочку обняв,
Расскажу на лакском как маму люблю.

(подстрочный перевод)

Сулейманова Курбанпатимат, 2 класс

Автор рубрики Патимат Рамазанова, апрель 2019

Оригинал статьи смотрите по ссылке ниже

Рейтинг: 56180
Ссылка на материал №1