Окт. 28, 2019

Сердце дома — печка

Во внутренней планировке избы удмуртов большое место отводилось печи. Печь, домашний очаг являлись символом стабильности дома, семьи.

 

 

Поставить печь созывается помочь

 

 

«Печи у удмуртов были глинобитные — говорит научный сотрудник музея-заповедника «Лудорвай» Светлана Данилова. — Укладка печи — процесс сложный, поэтому для этой работы устраивали помочь, то есть созывали всю родню. Кто-то возит, второй месит, третий заносит, четвертый утрамбовывает, укладывает. Вообще, по поднятию печей были специальные мастера: один человек консультирует, подсказывает, другие выполняют физическую работу. Поставить печку нужно было за световой день, на завтра это дело не оставляли. Ведь тогда глина будет уже другого состава, качества, и печка будет лопаться, даст трещины. Хозяйка готовилась к этому дню, ведь надо было угостить всех помощников».

 

 

«Печебитье» хорошо описывает также удмуртский этнограф Григорий Верещагин: «Для данной работы предпочитают молодых людей. Мальчишки и девчонки возят глину, а взрослые бросают ее через окна лопатами в избу, если окна не высоки; в противном же случае носят на носилках. Девушки же, собравшись в одну группу, толкут глину палками и поют песни, чтобы работа шла весело; толченую глину бросают мужики на деревянные своды, сделанные вроде опрокинутого ящика, а там бьют деревянными молотами, называемыми «чокмор». А в карьере, где добывали глину, работали, как правило, старики».

 

 

Хранительница от сглаза

 

 

Только что сбитая печь была легко уязвима, подвержена сглазу. Поэтому спешили ее побелить, иначе люди, дотронувшись до печки потными руками, могли сказать: «Пусть потение моих рук перейдет к новой печи». Верили, что в таком случае в новом доме бывает всегда сырость.

 

 

«Есть такое поверье, что печка — сердце дома. Поэтому, чтобы в доме не водилась нечистая сила, в только что сбитую печь на ночь садили петуха, — делится своими знаниями, переданными от предков жительница д. Лудорвай Елизавета Матвеева. — Птицу закрывали заслонкой, чтобы не вылетела. Считалось, своим кукареканием петух отгоняет, даже можно сказать очищает, печку от нечистой силы».

 

 

Сама печка тоже является хранительницей от сглаза. «Есть такое поверье, — продолжает Елизавета Матвеева, — когда заходим в дом, обязательно прикасаемся к печке. Этим прикосновением человек очищается от негатива, который впитывает на улице». Именно поэтому печь всегда находилась ближе к дверям — чтобы только переступить порог и сразу прикоснуться к ней.

 

 

В продолжение того, что печка для удмуртов была «святым» местом говорит и Светлана Данилова: «Моя бабушка была суеверная. И когда она возвращалась из бани, обязательно перешагивала порог правой ногой и три раза прикасалась к печи. Потому что считалось, что баня это грязное место, где живет нечисть. Особенно это касалось бань, которые стояли у реки».

 

 

У золы, как и у печки, тоже было много оберегающих функций. К примеру, когда проводили новорожденным «кашу», младенцу сажей красили лобик. Но сажа должна была обязательно быть из печки, которая стоит в доме, а не в бане.

 

 

Три раза вокруг печки

 

 

Вообще, у удмуртов много обычаев, связанных с печью. «Когда парень уходил в армию и чтобы он не скучал по дому, его просили три раза обойти вокруг печки. Однажды в одном районе на свадьбе я видела, как невеста, покидая родительский дом, тоже сделала круг вокруг печи. Правда, я не спросила, то ли это местная традиция, то ли девушке так захотелось», — продолжает знакомить с исконно народными традициями Светлана Данилова.

 

 

«Есть еще такая информация, которую я услышала от бабушек-удмурток. Они рассказывали, что когда дети зимой замерзшие заходили с улицы, их просили побелить изнутри печку, хотя надобности таковой и не было. Все это нужно было, чтобы дети согрелись», — говорит научный сотрудник музея.

 

 

Пол следовало мести по направлению к печи, если мести к дверям, то обеднеешь, лишишься счастья.

 

 

Печь заранее предвещала хозяев о появлении гостей: если из печи во время топки вылетит уголек — жди гостей.

 

 

Удмурты верили, если из очага печи кто-либо унесет золу, то с этой золой уйдет и семейное счастье.

 

 

Перепечи, кокороки, юача…

 

 

«Печь затапливали один раз. Топили с утра, пока основная часть семьи спала, поэтому готовили много, на целый день, на большую семью. И тепло от печки сохранялось весь день», — продолжает рассказ Светлана Данилова.

 

 

Удмуртская кухня весьма разнообразна, особенно это касается выпечки. Самыми популярными блюдами являются табани (лепешки из кислого молока), кокроки (пирожки из пресного теста), шанежки, перепечи.

 

 

Думаю, стоит один раз попробовать удмуртские перепечи, чтобы навсегда в них влюбиться. Своим фирменным рецептом этого блюда делится Валентина Петрова из с. Завьялово.

 

 

Для теста берем: 2-3 стакана муки; одно яйцо; ½ стакана воды; ½ стакана молока; 1 ч.л. соли. На ровную поверхность насыпаем муку (большее количество, чем указано в ингредиентах). В середине делаем углубление, в которое разбиваем яйцо, добавляем соль и вливаем небольшую порцию теплого молока и воды. С помощью тупого ножа или черенка ложки замешиваем тесто, подбирая муку с краев. Постепенно добавляем оставшуюся жидкость. Когда тесто приобретет густую консистенцию, вымешиваем его уже руками. Готовое тесто для перепечей должно быть мягким, упругим и не должно липнуть к рукам. Из теста раскатываем кружки и с помощью защипов делаем невысокий бортик. Сковороду смазываем маслом и выкладываем на него получившиеся корзиночки.

 

 

Кладем в них начинку, заливаем омлетной массой – примерно 3-4 ч.л. на одну перепечку. Печем перед огнем в большой печи. Когда омлетная масса «схватится», а бока корзиночек чуть подрумянятся, выпечка готова.

 

 

Начинка для перепечей может быть разной. Для мясной начинки берем 1 луковицу среднего размера, мелко шинкуем и пассируем на растительном масле до золотистого цвета. Добавляем фарш и обжариваем до готовности. Добавляем соль и перец по вкусу. Для начинки из капусты понадобится 300-400 грамм свежей, которую мелко шинкуем и обжариваем на растительном масле до появления золотистого цвета. Добавляем по вкусу соль и перец. Режем зелень и добавляем в готовую капусту. Заливка для начинки готовится из яиц и молока. На 4 яйца берем 180 мл молока и щепотку соли. Хорошо размешиваем массу.

 

 

Рецептом кокроков из гороха поделилась работница музея-заповедника «Лудорвай» Марина Селиверстова: «Варится горох до консистенции густого пюре. Когда горох остынет добавляем соль и масло сливочное, желательно топленое. Если пост, готовится на растительном масле. Тесто для кокороков можно взять любое: дрожжевое, пресное с добавлением масла. Наши пирожки пекутся, как и перепечи, перед огнем».

 

 

А Елизавета Матвеева рассказала, как приготовить юача. «Берем 3 стакана муки, чайную ложку (без горки) соли, в тесто добавляем много масла (раньше клали свиное), вымешиваем и печем в печи на сковороде. Получается рассыпчатый пирог», — говорит жительница Лудорвая. Кстати, данное блюдо в старину удмурты обязательно брали с собой, отправляясь на «кашу».

 

 

Таким образом, для удмуртов печка была и хранительницей, и кормилицей… Одним словом — душой и сердцем всего дома.

 

 

Автор Анна Трубачева

Рейтинг: 100
Ссылка на материал №1