Окт. 28, 2019

Хуш килдегез – добро пожаловать!

В нашем регионе живут представители более 140 национальностей. Чтобы познакомиться с их образом жизни, обычаями, укладом, мы решили проехать по селам нашего края. В Астраханской области 17 татарских сел. Для нашего первого путешествия мы выбрали село Линейное в Наримановском районе.

Язык мой

В школе, где началось знакомство с селом, нас ждали. Но на вахте записали в журнал, как положено. Нынешнее здание школы построили в 1964 году благодаря хлопотам землячки — депутата Верховного совета Мухсины Зулькарнаевны Хамзяевой. Здесь учатся 180 детей. «109 — из чисто татарских семей, есть смешанные семьи», — рассказала завуч Руфина Сагитова.

Когда-то, до 60-х годов, детей учили на татарском языке. Но потом ребята стали уезжать в город, поступать в вузы и ссузы, а экзамены везде на русском. И тогда от обучения на татарском языке отказались. В конце 80-х его изучение решили вернуть. Но восстановить утраченное не так просто. Методичек и учебников не было. На энтузиазме вели занятия Линоза Атнагулова, Ралина Исамбаева, Зиляра Альмитова. Сейчас принят закон об изучении родных языков. Учебниками бесплатно помогает Министерство образования Республики Татарстан. Большую работу по сохранению родного языка и культуры ведет общество «Дуслык». Сегодня татарский язык изучается как предмет в трех школах области, еще в пяти факультативно и в 11 школах работают кружки. Вот и в Линейном надеются восстановить изучение родного языка на программной основе.

16 лет на базе школы работает творческое объединение «Йолдызлар» («Звездочки»), которым руководит Ильсияр Валишова. Лауреаты областных и всероссийских конкурсов, они ставят народные танцы, театрализованные постановки на татарском, воспроизводят старинные обряды.

Есть и вокальная студия «Мирас» («Наследие»), которой руководит Рафхат Абдульманов. Когда-то в Линейнинской музыкальной школе открылось единственное в области отделение курая. Играть на старинном татарском инструменте детей учил Джявдят Аллабердиев, сейчас там преподает Рафхат Абдульманов.

Родную культуру стараются сохранить. И все же… Не слышна уже в селе саратовская гармошка. А ведь еще недавно на ней играли Халиса апа Абляева, Хажаста апа Давлетова, Рауфа апа Умерова. Сейчас лишь Гульшира апа Гайнуллина нет-нет да сыграет на детском празднике. Бабушки стареют, а молодежь навык не переняла. А ведь освоить этот инструмент не просто, объясняет Рафхат Абдульманов. Если у аккордеона есть клавиши, которые задают нужную ноту, то на саратовской гармошке их нет — на ней играют мехами. И этот дар передается на ментальном уровне. То же относится и к татарскому пению: мон — так называемые мелизмы, когда голосом выдают «колокольчики» — это тоже передается по наследству.

Как в селе с работой

Но, конечно, жизнь состоит не только из песен и танцев. Главное — была бы работа. Когда-то в Линейном был богатый колхоз «Победа», славившийся урожаями на всю страну. В 2007-2008 годах он обанкротился.

«Но земля нас кормит, — говорит глава Линейнинского сельсовета Шамиль Зайнутдинов. — У нас порядка ста небольших крестьянско-фермерских хозяйств, мини-птицефабрика, теплицы. Люди умеют работать, но есть проблема с водой».

Линейное находится в зоне западных подстепных ильменей. Когда-то это был цветущий край. Старожилы вспоминают, что рыба всегда шла на нерест, а местное озеро было судоходной рекой, по которой во время войны женщины, провожая мужей на фронт, плыли на колхозной барже «Первое мая» до самой Астрахани. Но в последнее время из-за маловодья ильмени пересыхают. Чтобы спасти местность от полного безводья, ФГУ «Оросительные системы» ведет подкачку. Территория вошла в федеральную программу «Очистка подстепных ильменей».

Село находится на федеральной трассе, поэтому развивается придорожный сервис. Сейчас это большой комплекс. А когда-то Зифа и Фарид Хафизовы были первооткрывателями. Построили ярмарку, где люди в цивильных условиях могут торговать рыбой, овощами, арбузами. Открыли магазин «Клевое место», где продается буквально все: продукты, рыбные деликатесы, хозтовары, сувениры, мусульманская продукция. Гордость комплекса — банкомат, единственный в радиусе 50 километров. «Нельзя сказать, что работы на селе нет совсем, — говорит Зифа Хафизова. — Не хватает специалистов, которые умеют досконально работать с компьютером, маркетологов».

Молодежь, как и везде, стремится в город. Но многие находят себе дело на родной земле. Рафаэль Абжалимов и Ильдар Исанбаев занимаются земледелием, Ринат Исанбаев — животноводством. Салих и Ульяна Хафизовы открыли автомойку и кафе. Обе семьи Хафизовых, кстати, были делегатами съезда успешных предпринимателей в Татарстане, организованного Всемирным конгрессом татар.

Подмести перед домом

Чем отличается Линейное от других астраханских сел? На первый взгляд, особенно ничем. Правда, вдоль главной улицы с обеих сторон растут полувековые деревья — когда-то их посадили для защиты от песков по инициативе тогдашнего председателя сельсовета Гайнутдина Тажиева. В центре села первые комсомольцы разбили парк. Летом село утопает в зелени. А еще обращает внимание чистота на улицах. Это традиция, негласный закон: даже если в доме не успел убраться, перед домом обязательно надо подмести.

Линейное газифицировано еще в 1988 году — это заслуга бывшего тогда председателем колхоза Валерия Шеина. Это одно из немногих сел в Наримановском районе, обеспеченных качественной питьевой водой. Есть мечеть, обелиск погибшим в годы Великой Отечественной войны. Четыре ФАПа, три дома культуры, два почтовых отделения, спортплощадка. Но нет ФОКа для занятий зимой, сетует глава.

Лишь бы не война

Мы часто жалуемся на жизнь и говорим, что раньше было лучше. А вот старожилы считают иначе. Гульстан эби Мавлюдова, Наиля эби Зубаирова, Софья эби Давлетова — все они пошли трудиться лет с десяти. Работали, как и многие, в колхозе за «пустые палочки» — трудодни. Но не унывали. Домов культуры не было, собирались по домам или за селом. Пряли, вязали, вышивали, песни пели, играли на саратовской гармошке.

«Раньше молодежь была послушнее, — вспоминает Гульстан эби. — Отец был главным: что скажет, то и будет». На вопрос, что пожелали бы новым поколениям, бабушки в один голос говорят: «Лишь бы не было войны».

А еще, говорит Наиля эби, в селе обязательно нужен доктор.

«Врач-то есть, но только терапевт, а болезни разные. Раньше у нас и роддом был, и больница, и лаборатория».

Перемяч — голод с плеч

«Куда? А перемяч?» — останавливает нас на пороге старшая дочь Гульстан эби Фируза. Это нерушимый закон гостеприимства: без угощения из дома уйти нельзя. Перемяч — это кайнар. А «кайнар» — по-татарски «горячий». Их и есть надо обязательно горячими, только со сковородки, потом они уже не такие вкусные. Ну это у нас и так все знают. И несмотря на то, что нас ждал впереди обед, мы сели за стол и отведали перемячи. Очень вкусные!

Кстати, и в «Клевом месте» нам предложили чай-кофе, но, конечно, тут же на столе оказались пироги. Их пекут в кафе Розы Юсуповой. С начинкой из апельсина и лимона — просто пальчики откусишь! Но и от обеда в кафе «Шелковый путь» Зухры Арслановой мы тоже не смогли отказаться.

Кухня

Рецепты от Галии Сабитовны Хафизовой, село Линейное

Вареный сахар

Сахарный песок (1 кг), молоко (700 г, лучше свежее, если магазинное, то в бутылках 6%), сливочное масло (1 пачка).

1 кг сахарного песка и 700 г молока кипятить, каждый час помешивая. Если капнуть с ложки на тарелку и через некоторое время капелька застывает, то пора в кипящую массу положить 1 пачку сливочного масла. Теперь постоянно помешивать. Когда масса начнет бурлить, продолжаем ее перемешивать еще некоторое время. Затем проверяем готовность: с ложечки капнуть на блюдечко. Если через некоторое время (не сразу) капелька застывает, то масса готова.

Круглую сковороду с помощью кисточки намазать маслом (лучше топленым, но можно и подсолнечным) и влить массу.

Можно, кроме названных ингредиентов, добавить одну плитку шоколада (не молочного) после первой проверки готовности.

Общее время варки 2-3 часа, не меньше. Если молоко густое — быстрее.

Шакер-чурек

Топленое масло (0,5 литра), сахарный песок (700 г), щепотку соды, щепотку соли, 2 яйца (только желтки). Взбить в миксере, затем взять муки (примерно 1 кг), замесить тесто (нетвердый замес). Сначала оторвать кусочки теста, сформировать шарики. Затем шарики вложить в предварительно смазанные формочки. Предварительно пустые формочки обмакнуть в сахарный песок в глубокой тарелке. Хочу отметить: раньше, в старину, бабушки вкладывали в формочки (калып) марлечку, обмакивали в сахарный песок и только потом вкладывали шарик из теста.

В смазанные маслом противни уложить заготовки и поместить в умеренно нагретую духовку. Через некоторое время содержимое первой и второй полочки поменять.

Маленькие секретики: желательно использовать мелкий сахарный песок, тогда шакер-чуреки получаются нежными.

Обычаи

Многие обычаи и традиции уже уходят из повседневной жизни. Но старожилы их еще помнят. Так, рассказывает Роза Сафаровна Бикбаева, среди подружек было принято называть друг друга не по именам, а ласково: «сердэш» (тот, кому можно доверить свой секрет), «эруэм» («красавица моя»), «кубэлэк» («бабочка»), «алтыным» («золотце»). А среди друзей была традиция давать своим детям имена друг друга. Вспоминают про двух друзей Дамира и Анюра, которые дали еще до женитьбы друг другу такое обещание. И если Анюр его выполнил сразу, то Дамиру это удалось со второй попытки: первой у него родилась девочка. Но в конце концов он дождался сына и назвал его Анюром.

Существовали обычаи вызывания дождя, кичке уен (вечерние посиделки), эммэ, когда собирались всем миром, чтобы, например, построить дом. Отголоски этой традиции сохранились до сих пор: когда приступают к какому-то большому делу, подключается вся родня, друзья.

Свадебный обряд начинался со сватовства. В сваты назначали уважаемых людей из рода. На сватовство приходили с подарками и угощением. После сватовства проводили никях (аналогично венчанию). И сейчас молодожены нередко после никяха едут в загс.Сама свадьба длилась три дня. В первый день гуляла молодежь, во второй — семейные пары, на третий — те, кто обслуживал в 1-2 дни.

Праздники

Сабантуй

Считается праздником Весны, так как проводится после весенних работ, в пору ожидания урожая. Есть разные версии перевода этого слова, но основные две: «Праздник плуга» или «Свадьба Земли и плуга». Земля несет женское начало, плуг — мужское. По сути это праздник плодородия, зарождения новой жизни. Неотъемлемый атрибут праздника — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе корэш и конные скачки. «Скакун заранее чует приближение Сабантуя», — говорит татарская пословица.

В Астраханской области Сабантуй всегда отмечали в селе Ново-Булгары Икрянинского района. Первый областной Сабантуй провели в Линейном в 1989 году. А в 2008 и 2017 годах Астраханская область проводила Федеральный Сабантуй.

Обычно празднуется в мае, но в этом году в связи с мусульманским постом Ураза Сабантуй пройдет 21 апреля на Центральном стадионе Астрахани.

Науруз

Праздник Нового года. Отмечается в период с 22 по 31 марта. В этот день дети и молодежь ходили по домам с песнями и поздравлениями, собирали подарки. Потом за городом варили «грачиную кашу», играли, пели песни. Многие годы Науруз проводится на территории парка «Аркадия».

История села

В 2017 году село Линейное отметило 230-летие. На самом деле оно старше, считает жительница села, краевед, заместитель председателя АРО ОТНК «Дуслык» Роза Сафаровна Бикбаева. В 1771-72 годах казанские татары спустились вниз на плотах в поисках лучшей доли. Основали село Каменный Яр в Черноярском районе и почти одновременно Линейное в Наримановском. Татарское название села — «Кэменни». Название Линейное произошло от того, что село находится на бывшем линейном тракте. В состав Линейнинского сельсовета входят также села Туркменка (раньше называлась Урта авыл — Среднее село и Яна авыл — Новое село), Курченко (называлось Картузан, есть две версии перевода: «старец обогнал» или «снег и пыль») и Янго-Аскер (в переводе — «Новая армия»).

Сначала село было основано в месте, которое называют Кызыл кум — красные пески. Но потом песок стал засыпать село, и старейшины решили перенести его на нынешнее место.

Вокруг Линейного множество озер. Большое пресное озеро называется Яфрак — «Листок». По рассказам старожилов, название оно якобы получило из-за листвы, которую сбрасывали на водную гладь растущие по берегам деревья.

Кстати

В этом году свое 30-летие отмечает общество татарской национальной культуры «Дуслык» («Дружба»), руководит которым Анвер Ибрагимович Алмаев. Главная задача общества — поддержка и развитие национальных обычаев, сохранение культурных ценностей татарского народа, родного языка. Издается газета «Идель» на двух языках — русском и татарском. Действует молодежное крыло общества «Дуслык» — «Яшь кунел».

Автор Вероника Иошко

Оригинал статьи смотрите по ссылке ниже

Рейтинг: 0
Ссылка на материал №1