Окт. 30, 2019

История одного костюма

20 мая в Арт-Центре «Madina Saralp» открылась выставка «История одного костюма».
Представленный костюм был приобретен в коллекцию Арт-центра «Madina Saralp» у хранительницы комплекта Аминат ЭЛЬМЕСОВОЙ почти год назад. Важным мотивом, побудившим Мадину САРАЛЬП превратить артефакт в живой проект, она называет то, что восстановленная история платья не прерывается уже больше века. Благодаря семейным фотоархивам прослежена история одного платья, которой, как оказалось, более ста лет. Первая фотография с приобретенным платьем датируется 1904 годом, последняя - 2019-м. 

Архивисты подтверждают, что установить владелиц костюма, передававшегося от матери к дочери, удалось благодаря традиции делать фото на память, как в начале века по случаю торжества. Таким образом, платье запечатлелось на нескольких поколениях одной семьи. 

Платье, которое весь ХIХ век надевалось его владелицами на свадьбы и в другие торжественные дни, сшито из тонкого натурального шелка коричневого цвета. Его борта декорированы растительным орнаментом с ритмично повторяющимися, парно разнонаправленными трилистниками. Благодаря такой декоративной отделке платье и его комплектация (шапочка, пояс, нагрудник и платок) вызвали интерес.

 Переходя от одной хозяйки к другой, платье перешивалось, претерпевая различной степени вторжения в крой и детали. Но удивительным остается факт, что оно дошло до наших дней как доказательство связи времен и поколений. 

Одним из результатов этого проекта стало издание альбома, в котором центром осмысления стал комплект адыгского женского национального костюма. Основой для размышления в альбоме послужили конкретные вещественные памятники этнического характера, волей случая ставшие предметом для пристального рассмотрения специалистов: Мадиной ИВАНОКОВОЙ, автором исследования «Адыгэ идэ. Золотое шитье черкесов», Русланом КАРМОВЫМ, историком-архивистом, Мадиной Саральп, художником-модельером. Дизайн альбома, выпущенного тиражом 200 экземпляров, выполнен Жанной ШОГЕНОВОЙ. 

В одном из разделов альбома читаем: 

- В один из летних августовских дней 2018 года в Арт-центр зашла немолодая женщина – Аминат Эльмесова. Ее глаза излучали энергию, свойственную поколению наших бабушек… Этот проницательный взгляд, натруженные руки, ее одежда, уютный аромат дома, исходящий от нее, – все напоминало об уходящей породе искренних, трудолюбивых, жизнестойких людей, которых остается все меньше. По интонации, с которой Аминат обращалась ко мне, я понимала, что наша гостья пришла с какой-то просьбой, которую не решалась выразить. 

В ее руках находились какие-то вещи, о которых она говорила долго, как о близком человеке… «Этот наряд носила моя мать, я в нем выходила замуж. Очень жаль с ним расставаться… Он достался нам от прабабушек по женской линии, но у меня нет дочерей». 

Я слушала и вспоминала много разных историй, связанных с подобным желанием... Но этот случай оказался особенным.

Аминат бережно развернула сверток, и у меня перед глазами оказалось старинное платье с шапочкой и традиционными серебряными украшениями. Дополняли комплект два браслета, кольца, несколько серебряных пуговиц. 

Мое внимание как коллекционера привлекла текстильная часть принесенного комплекта одежды. Дело в том, что пояса и нагрудные застежки, дополняющие костюм, имеют свои типичные аналоги. Они массово тиражировались артелями на территории Кавказа и отличаются друг от друга лишь небольшими деталями, наличием полудрагоценных камней, формой подвеса. Такие предметы имеют больше историческую и духовную, нежели материальную ценность.

С традиционным платьем дело обстоит иначе. Любое нательное изделие являлось продолжением хозяина, его фантомом. Оно тщательно оберегалось от посторонних. Повреждение платья, намеренное или случайное, считалось недобрым знаком судьбы. Практически все изделия изготавливались в домашних условиях для конкретного человека. В каждом решении, будь то выбор ткани, модель, крой, орнаментика, отделка, сочетание текстур, – все является проявлением индивидуальных черт, что дает возможность проникнуть в суть человека через его костюм… Это редкий шанс заглянуть в «изнанку» изделия.

…Изучать костюм интересно не только с этнографической точки зрения. В нем мы можем увидеть большое разнообразие деталей, отделки, технологической обработки и, конечно, общего художественного впечатления… Иными словами, увидеть человека творящего в самом широком смысле. 

Включение традиционного костюма в современность и его адаптация имеют большое культурное значение.  Застывший мужской костюм и костюм женский, изменяющийся с течением времени, - отражение «камня в воде», символ неизменности в ином временном контексте.

...Мы все соприкасались с предметами старины... Кто не помнит шелковой шали бабушки или особый запах предметов из сундука? Кто не пытался в детстве, по секрету от старших, прокрутить колесо швейной машинки «Зингер»? К слову, в дар от Аминат я получила швейную машинку с ручным приводом – вместе с признанием, что ею мало пользовалась в отличие от прежней хозяйки – ее мамы, и светлой грустью по ушедшим временам. Машинка – в отличном рабочем состоянии…
Аминат тем временем продолжала свой рассказ, но уже в бережной сохранности принесенного ею чувствовались уважение к вещи и понимание ее значимости. В доме хранили реликвию и ее историю.

Рассказывая об истории платья, Аминат упомянула и о судьбе матери, коснулась и своей судьбы: она овдовела, и забота о семье, быте легла на ее плечи. Было очевидно, что продажа принесенного Аминат вызвана скорее нуждой, нежели добровольным желанием расстаться с семейной ценностью. Оказалось, что Аминат много лет преподавала в школе русский и кабардинский языки, что один из ее сыновей замечательно рисует… Аминат положила на стол несколько семейных снимков. Это были свадебные фотографии 60-х годов прошлого века…
Вечером того дня история Аминат не давала мне покоя. То ли воображение разыгралось, то ли это платье встречалось мне на фотографиях более раннего периода. И, действительно, на следующий день, изучая интернет-ресурсы, в группе «Фотомузей КБР» в разделе фотоархива я увидела именно это платье на групповой фотографии, заставке портала, где жители КБР выкладывают свои фотоматериалы… Администратор группы Людмила КАБАРДОКОВА (АБАЗОВА) подтвердила наличие точных данных о личностях на этом фото. Время соединило прошлое и настоящее. Мы обратились за помощью к архивисту и эксперту Руслану Кармову, который объединил все снимки в единую сюжетную линию, в результате чего появились историческая справка и редкий случай соединения исторического материала, артефактов, фотоархива, носителя семейной истории и хранителя семейной реликвии в лице Аминат Эльмесовой.

Автор Дина Жан

Оригинал статьи

Рейтинг: 300