Окт. 30, 2019

Чаепитие со старовером

Без участия этого молодого человека примечательной внешности — с красным верхом кубанка на голове, окладистая каштановая борода, косоворотка, четки — не обходится в Елецком районе ни один фестиваль. Да не только в районе. Знают его в городе, где он держал в свою пору сувенирную лавку, известен и в других регионах, связи его в социальных сетях самые обширные. На недавнем фестивале ремесел, что проходил в археологическом парке «Аргамач», помогал устроителям праздника торговать сувенирами, рассказывал о всевозможных чаях и предлагал бесплатную их дегустацию. Итак, представим его читателям — Николай Волков, подвижник из команды археологического парка, где в эти дни выкладывает известняковый фундамент будущей старинной кузницы, которая станет еще одним этнографическим объектом «Аргамача».

 

Отведать «Коня и Дракона»

— Кубанка на голове — это что-то значит? — интересуюсь у Николая при встрече.

— Во мне казацкие корни. Дед по отцу с Верхнего Дона, — и неожиданно задал вопрос:

— А вы с утра что-нибудь ели?

— Да вроде бы перекусил, — отвечаю, не понимая, к чему клонит собеседник.

Наша встреча проходила в аргамаченском трактире «Вое­вода Мясной», где множество всяких бытовых древностей. Николай направился к одной из них — сундуку — и достал из него что-то вроде деревянной шахматной доски, только без клеточек, но с прорезями.

— Это по-китайски — чабань, — поясняет Николай. — Чайная доска.

Тут же на доске появляются маленькие пиалки, чайничек и пакет с иероглифами. В пакете нечто прессованное. 

— Будем пить напиток под названием «Чудесный чайный куст Коня и Дракона», — говорит Николай.

С кустом, да еще чудесным, все понятно, но при чем здесь Конь и Дракон? Впрочем, такова неведомая нам китайская грамота.

А тем временем мой собеседник продолжает совершать на чабане  манипуляции — размалывает прессованный чай, не какой-нибудь, а коллекционный и, как пояснил мастер, еще молодой — ему всего-то 13 лет. 

Понятное дело, потом следует заварка, а дальше Николай ошпаривает пиалки кипятком и воду из них выливает на… чайную доску. Но все правильно. Внутри ее специальный выдвижной ящичек. И наконец-то по миниатюрным чашечкам разливается «Чудесный чайный куст…». Напиток необычно розового цвета. 

— Чувствуете, какой запах? — спрашивает Николай.

Да, запах своеобразный. А про утренний завтрак вопрос был неслучайным. От этого чая у непривычного к нему человека на голодный желудок может и давление повыситься.

Чай я отведал. Что сказать? Не «Майский», конечно… К тому же без сахара. Хотя понимаю свою некомпетентность в этом вопросе.

— В начале апреля в «Аргамаче» проводили чайную церемонию, — продолжал рассказ Николай, выпивая одну пиалку за другой. — Двадцать пять человек собралось — гостей из нашего юрт-отеля. 

Первый такой опыт, как довелось слышать, не вышел комом. Вслед за фестивалем исторической реконструкции «Русборг», на котором чаи от Волкова тоже будут представлены, с 10 по 12 мая в «Аргамаче» пройдет фестиваль чая и трав. О них Николай может говорить бесконечно. В беседе привел занятные факты. Оказывается, прессованному чаю проложили путь русские купцы, которые привезли в Китай специальное оборудование и там стали делать плитки в форме этаких блинчиков. А еще есть в мире не только чайные кусты, но и деревья. И бывает чай не только сушеный, но и копченый. Что такой китайский сорт напитка, как «Большой красный халат», это сбор нашего иван-чая.

В этом году ожидается участие Николая Волкова в различных фестивалях в Самаре, Тамбове, Липецке, где он будет представлять сувенирную продукцию археологического парка «Аргамач», сборы собранных здесь трав. И мимо байкеровского фестиваля на Кубе не пройдет. Только на другой Кубе — в долгоруковском местечке с таким названием.

Его небеса обетованные

По воскресеньям Николай отправляется на церковную службу в Воронеж. Служба эта длится долго — с семи утра и до полудня. С исповедью и причастием. И в молельном доме — храме Михаила Архангела — женщины стоят строго слева, а мужчины справа…

Николай Волков — православный и глубоко верующий человек. И этой деликатной для него темы я коснулся с разрешения своего собеседника. Он не принадлежит к Русской православной церкви, но в рядах Русской православной, только старообрядческой церкви. Иначе — старовер, крестится так, как крестились со времен равноапостольного князя Владимира, — двумя перстами. 

История же старообрядчества такова. Представители русского духовенства во главе с патриархом Никоном в 40-е годы XVII века выступили за приведение к единообразию церковных текстов и правил богослужения. Были споры, что взять за образец — древнерусские церковные книги или греческо-византийские. Победили сторонники византийских канонов. Церковная реформа Никона привела к расколу церкви и религиозной войне. Значительная часть православных людей не приняла нововведений: написания «Иисус», а не «Исус», поясные поклоны во время службы вместо земных… Церковные власти подвергли жестоким гонениям противников реформы. Сосланного в Сибирь лидера русских старообрядцев протопопа Аввакума приговорили к заточению в земляной тюрьме, а затем заживо сожгли. В XX веке позиция канонической Русской православной церкви значительно смягчилась. Все проклятия, наложенные на старые обряды и христиан, их придерживающихся, были отменены. Но гонения и преследования не прошли бесследно, общины старообрядцев разбросало по всему миру — они есть в Европе, Латинской Америке, Австралии. И до сих пор являются строгими приверженцами своей веры. Ее выбрал для себя по глубоким убеждениям Николай Волков. И крестился как старовер — с троекратным погружением в воду. Той же веры придерживаются его жена и двое деток. И борода нашего героя — это не дань моде, а характерная особенность старообрядческих мужей.

Сегодня патриарх Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, с которым встречался Президент РФ Владимир Путин и который поблагодарил главу государства за возможность видеться староверам со всего мира в Москве. А такая встреча, пояснил Николай Волков, традиционно проводится в столице в праздничную неделю святых жен-мироносиц. Начинается она в этом году с 12 мая. Собираются последователи старой веры со всех континентов и из таких далеких стран, как Боливия. 

А ездит на службы в Воронеж Николай потому, что староверческих общин в Липецкой области нет, но есть в Курске, Тамбове…

То, что староверы не курят, об том известно. А как насчет употребления спиртного?

— А почему бы и нет, — без всякого лукавства отвечает Николай. — Чем мы уж такие особенные? Вот сейчас идет пост. Дочка из школы приходит и говорит, что согрешила, котлетку съела. Ну и что? Зачем ребенку себе во вред выделяться, это не есть, другое…

…Чай выпит, идем на объект, где трудится Николай Волков.

«Хоромы» для Булата

По профессии Николай Волков газосварщик, работал строителем, поэтому дела на сооружении кузницы ему знакомые. И кузница будет не бутафорская, а всамделишная, где туристам покажет мастер-класс елецкий кузнец Джамполад Гасанов, который не пропускает ни одного районного, городского фестиваля и известен на праздниках со своим молотом и наковальней под творческим псевдонимом Булат.

Старательным мастером доволен управляющий делами парка «Аргамач» Алексей Попов. Фундамент растет на глазах. И красная казачья шапка-кубанка Николая то и дело мелькает, как только он начинает укладывать камни на раствор, работать мастерком.

Кстати, связи с местными казаками у Волкова самые тесные. Не раз отправлял вместе с ними и московскими друзьями гуманитарную помощь в Луганск, Донецк, Горловку. Однажды, вспоминает, неделю не могли выбраться назад из горячей точки.

…Вот такой он, Николай Михайлович Волков, коренной уроженец Елецкого района, знаток чаев, старовер, казак и мастер на все руки.

Автор Александр Дементьев

Оригинал статьи

Рейтинг: 0