Ноя. 6, 2019

Буза. Если с боку смотреть, то снизу кажется, что сверху ничего не видно!

Автор: Буза

Современному человеку свойственна простота мышления. Не та простота, о которой говорили святые отцы древности, которая была целостным взглядом на жизнь и ее события. А простота, позволяющая быстро поставить оценку какому-либо явлению, записать его в «хорошее» или «плохое», «черное» или «белое».

 

Более того, мышление современного человека устроено таким образом, что он стремится втиснуть в вышеуказанные категории, которые вне любых наших понятий и вне «быстрооценочного» понимания, явления, изначально более глобальные и требующие как минимум тщательного, комплексного подхода. «Православие – религия рабов», «Путин –вор» и т.д. и т.п. Это явные примеры клипового, категорийного мышления. Ну а что, «определился» человек и стало ему проще и понятнее в нашем сложном и многообразном мире.

 

Примерно такая же ситуация происходит с таким направлением культуры как буза. Да, в моем понимании рукопашный бой это лишь составляющая, хотя и очень важная, данного кладезя ценностей, который пока не востребован нашими современными, русскими гражданами страны. Именно попытки некоторых «диванных аналитиков» рассмотреть бузу в отрыве от народной культуры, исключительно как единоборство, при чем - с позиций классических, восточных и западных единоборств и побудили меня написать данную статью. Скажу сразу, что в системах рукопашного боя я ориентируюсь очень хорошо, а спортивными единоборствами с 12 лет я занимался долгое время (каратэ-сенэ, годзю-рю, боевое самбо, бокс и кикбоксинг). Конечно, в лихие девяностые мы много ходили в гости к другим секциям и группам, в том числе и прикладным, для обмена опытом. Ну а иногда встречи были не очень дружеские. И поверьте мне, что вопросы применимости и эффективности конкретной системы в реальных условиях для меня не пустой звук, я знаком с тем, о чем говорю.

 

Но вернемся к бузе. Лично для меня, ее главная ценность заключается в том, что это мощное средство противостояния демонизации нашего общества (компьютер подчеркивает красной линией слово «демонизация». О чем это я, действительно? Нет такого слова, и явления тоже нет). Буза – мужская традиционная культура. Она выстраивает целостного человека ( мужчину) в определенных рамках, которые впоследствии делают его свободным человеком, способным принимать решение и ответственность за себя и за окружающих. Человека способного мыслить и самое главное – человека получившего прививку от «расчеловечивания» (которое нас сейчас активно насаждают). Понятное дело, что эта сверх-задача выпадает из поля внимания людей с клиповым сознанием. Точнее скажем так – они не в состоянии вместить данную идею, поскольку она более глобальна, чем их мышление. Вот и начинаются нападки на рукопашный бой в стиле: «ну с рубахами, сапогами и гуслями нам все ясно», «а покажите технику», «да это не работает», «а что работает, то вы своровали» и т.д. Категоричность мышления оппонентов требует не рассматривать явление в комплексе (хотя бы даже только рукопашный бой), а сразу же, за три секунды определить категорию (желательно негативную) в которое можно запихнуть то, что не укладывается в разум.

 

Вообще, с моей точки зрения, русский рукопашный бой – буза это самая эффективная прикладная система единоборств. Учитывая то, что она имеет соревновательную практику полноконтактных боев (которых нет ни в одном стиле называющим себя русским), можно сказать, что это практически универсальная система. По своей глобальности она могла бы являться для нашего современного общества примерно тем же, чем в середине и завершении советского периода истории нашей страны являлось самбо. Посудите сами, есть хороший спортивный раздел, есть прикладной, на серьезном уровне работа с оружием как в спортивном, так и прикладном значении. Идеология? Ну, здесь буза выигрывает. Культура? Тут вообще нет аналогов.

 

Почему же тогда наше направление рукопашного боя несправедливо забыто, не понято, осмеяно? Почему такая эффективная система …жизни вообще лежит на полке и пылится, в масштабах страны разумеется? Первую причину мы уже назвали – сложность восприятия современным человеком комплексных явлений, проявлений культуры в частности. Вторая причина – явно отголосок норманской теории, который выражается в мыслях типа «да откуда у русских рукопашный бой», «да откуда у деревенских людей вообще система», «может ли вообще из России появится что-нибудь стоящее» и т.д. При чем поражает ужина мышления оппонентов, уверенных в том, что единоборством можно назвать только те виды где есть формальные комплексы (ката, тао, пумсе) или только те, что имеют строго ограниченную траекторию технических действий (удары, блоки, нырки, передвижения, стойки). Не совсем ясно почему система, позволяющая нанести боксерский удар, если он соответствует определенным принципам, считается: либо «недосистемой», либо единоборством с ворованной техникой и новоделом.

 

Про «новодел» хочется сказать отдельно. Конечно, людям вообще тяжело принимать все новое (в том числе и хорошо забытое старое) и не вписывающееся в их картину мира. Что поделать, такова жизнь. Однако, я могу не напрягаясь перечислить множество авторов «новоделов», которые сейчас являются абсолютно традиционной классикой. Ояма Мусутацу и кекусинкай, Дзигаро Кано и дзюдо, Мицуё Маэда – вот уж новодельщик так новодельщик, взял и БЖЖ создал (ученик Кано кстати). Вин-чун, так как мы его знаем - по сути система пропущенная через авторское сознание Е Веня в 20 веке. Ну про Ощепкова и Харлампиева я думаю писать излишне. Они создавали свою систему борьбы очень авторски, более чем кто-либо. Кстати, еще меня всегда интересовал вопрос почему такие системы как самбо и БЖЖ могут продолжать свое развитие в современном мире и впитывать в себя новые техники, методики и т.д., а бузе такого права не дают. Эдакая безвыигрышная лотерея. Вы нам покажите техники 10 века (только таких не было, доказать все-равно не сможете, мы таких не знаем, это не работает), а если техника понятна и известна, то это вы все украли. Ну, вот и что делать в данной ситуации?

 

Честно говоря, я вижу только один путь. Делать информацию о бузе (общую), свои идеи более известными и узнаваемыми. Шутка ли, ни один из тех, с кем я дискутировал и спорил на предмет эффективности нашей системы, даже не знает о существовании соревновательной, полноконтактной практики в виде Мстинской традиции. Просто не знает и все! Для большинства людей Базлов и исторические реконструкторы это люди одного порядка, которые занимаются чем-то там похожим. Про этнографические исследования и комплексное понимание такого явления как – мужская традиционная культура вообще можно говорить с трудом. Большая часть народа принципиально не готова к восприятию информации на данном уровне.

 

Сейчас век информации, век борьбы за информационное поле и борьбы с применением завоеванного информационного поля. Поэтому, для проведения работы по созданию «образа бузы» в массовом сознании нужна система мероприятий. Нужна планомерная и полноценная работа на различных интернет-площадках и в различных форматах (соцсети, сайты, группы, прямые эфиры, информация, информация, информация). В википедию нужно самим добавить статью (пока там никто не написал). Другого пути просто нет. Если это не сделаем мы, то это сделают (и уже частично сделали) за нас. Свято место пусто не бывает. 
Люди неграмотны. А как известно – « В эпоху повальной безграмотности важнейшим из искусств для нас является кино».

 

С уважением, Сергей Садко

 

Оригинал поста

Рейтинг: 0