Ноя. 6, 2019

Буза - это не «фольклор». Размышления бузника.

Автор: Буза

Сегодня 90% населения нашей страны (а, может, и больше) понимает под словом «фольклор» некие выступления на сцене с визгливыми песнями и странными плясками. Артисты должны быть одеты в кокошники и шапки-ушанки. Женщины обязательно нарумянены, как матрёшки, а мужчины непременно − в обтягивающих штанах, в красных сапогах и с ярким георгином на картузе.

 

Мы не будем сейчас отвлекаться на объяснение причин появления этого осознанно придуманного псевдо-фольклора.

 

Но именно таким образом «русской культуры» сейчас наводнена информационная среда России. Однако большая часть психически здоровых граждан нашей страны испытывают к такому «фольклору» естественное отвращение и отторжение. Кто-то подсознательно, а кто-то и осмысленно видят в этом балагане унижение достоинства русского народа.

 

Другая − меньшая часть населения нашей страны упивается убогостью этой клоунады, тиражирует её и одновременно, умело применяя современные средства информации, тычет в лицо русским всем этим мусором:

 

- Вот, мол, ваша настоящая культура, вот ваш фольклор, наслаждайтесь, быдлота, своим уродством!

 

Такой «фольклор» и навязанные извне стереотипные представления о русской национальной культуре − не Буза. Русская воинская традиция Буза к этой масштабной мистификации не имеет никакого отношения! Именно поэтому мы настойчиво утверждаем: Буза − это не то, что 90% россиян называют «фольклором».

 

В первую очередь Буза – это ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ, а не реконструкция или сценическое выступление. Буза - такое же естественное русское явление, как привычка париться в бане и есть черный хлеб.

 

По объективным причинам, связанным с массовым оттоком сельского населения в города, был в ХХ веке период (60е- 80е годы), когда Бузу стали забывать, но, к счастью, не утратили.

 

Это боевой опыт русского народа, его воинская культура − практичная и востребованная.

 

Грамотный, профессиональный фольклорист или этнограф возразит мне:

 

− Но ведь слово «фольклор» означает «народный» (от английского folk-lore — «народная мудрость»). Соглашусь! В этом смысле, безусловно, Буза - это народная мудрость, как и прочий аутентичный русский фольклор, к сожалению, очень мало известный нашему современнику. В таком значении, Буза - это настоящий фольклор!

 

В современных условиях назначение и применение Бузы не изменилось. Этот рукопашный бой, как и прежде, используют для эффективной самообороны. Его и сейчас практикуют в Вооруженных Силах Российской Федерации. Бузники регулярно соревнуются на праздничных и спортивных состязаниях: бьются голыми руками, палками и на ножах, один на один и «стенка на стенку».

 

Да, теперь бузники в своих соревнованиях часто используют современное защитное снаряжение, купленное в спортивных магазинах. Это доступно и удобно. Изготавливать щитки, шлемы и перчатки по старинной технологии накладно и времязатратно, мы же − не реконструкторы, поэтому подходим к этому вопросу сугубо с практической стороны. 

Снаряжение это − лишь оболочка, не суть традиции. Сама же техника боя и философия борьбы остаются прежними. Буза, как все старинные боевые системы, связанна своими корнями с обычаями и традициями национального воинства. А шире - с культурой русского народа.

 

На одном рукопашном бое свет клином не сошелся. Человек должен жить полной жизнью: общаться, праздновать, гулять, и, значит, уметь петь, играть на музыкальных инструментах, плясать. Поэтому на праздники мы надеваем русские традиционные костюмы. И поэтому же играем на гуслях и изучаем настоящую русскую пляску.

 

Это наша любовь к обычаю, дань уважения русскому народу, способ самоидентификации в однообразном, унифицированном пластмассовом современном мире. Возможность ощутить самим и показать другим свою принадлежность к нашей великой культуре. Это даёт силу, наполняет жизнь красотой и радостью.

 

Для нас, совершенно естественно одеваться в русскую одежду, а, например, не в японское кимоно – атрибут совершенно иной национальной культуры. А если кого-то это раздражает или ранит, то это проблема его личной самоидентификации и целостности, не наша. Кому-то роднее одежда китайская, кому-то − ближневосточная, а кому-то − шотландский килт.

 

На здоровье, у нас свободная страна!

 

Мы свой выбор уже сделали.

 

(Базлов Григорий)

 

Оригинал поста

Рейтинг: 0