Окт. 30, 2010

Ой, чита-дрита – Сабантуй!

Песенным громом, дождём веселья в прошедшую субботу грянул на всю округу Сабантуй в Верх-Казанке Большемуртинского района. Это, как и соседняя Казанка - исконное татарское село, первопоселенцами которого были выходцы из Казанской губернии. Пролетело столетие, как обосновались в красивейшем лесном месте приенисейской земли "столыпинские ходоки". Но времена не истребили дедовских традиций, не дали угаснуть великому духовному наследству татарского народа. И хотя с годами Казанка и Верх-Казанка живут в многонациональном единстве, именно эти селения стали в крае точками возрождения национальной татарской культуры и духовности. А Сабантуй стал объединяющим сибиряков гуляньем. В "казанском" крае Красноярья ренессанс древнего национального праздника, до этого пропавшего на несколько десятилетий из народной жизни, состоялся в 1995 году. Произошло это благодаря энтузиазму тогдашнего главы сельсовета, ныне покойного Амира Ермакова, и большой организаторской помощи его жены Назии, заведующей сельской библиотекой. Тогда они, как говорит Назия Валиевна, по детской памяти шли к возрождению Сабантуя с его традиционными забавами и песнями. И теперь это событие в сельской жизни происходит каждый год, к огромному удовольствию всех казанцев и соседей из ближних сёл. "К проведению такого большого праздника задолго начинаем готовиться - дело-то серьёзное! - улыбается глава Верх-Казанского сельсовета Рашид Бадртдинов. - И спонсоров подтягиваем, и творческие силы собираем". Душевно, звонко, весело прошёл в Верх-Казанке и нынешний Сабантуй. Ох, и повеселились, раззадорились сельчане и гости в играх и курьёзных состязаниях! А было непросто пройти все конкурсные этапы - ну-ка побей соперника мешком, сидя на бревне, или одолей гладкий столб на пути к призу!.. Всячески побегать пришлось - и вспять, и в мешке, и с яйцом в ложке, и с коромыслом. Такого инвентаря, как коромысло, уж нет в обиходе, но в клубе специально держат два расписных для такой вот пробежки. А ведь надо ещё с вёдрами, полными воды! Искушение доказать своё первенство в мастерстве было так велико, что бежали попарно и женщины, и мужчины, и детвора. "Трудно не расплескать, если привычки нет", - снисходительно к отставшему сопернику смеётся Настя Рукосуева, коренная казанчанка, сейчас дипломница Красноярского агроуниверситета. Мужчины, что воду расплёскивали и спотыкались, всё на водопровод ссылались - лишил привычки лихачить с коромыслом, а раньше, бывало, носили коромысло через плечо и ещё по ведру в каждой руке. Не обошлось и без куреша - поединка двух борцов на кушаках. Боролись и мальчишки, и солидные мужчины за звание "батыра". В этом году такой чести удостоился Пётр Терещук, освоивший народную татарскую борьбу от друзей-соседей. Старейшины, что когда-то и сами залихватски боролись на кушаках, а теперь в качестве болельщиков наблюдали за схватками, довольно покряхтывали - есть борцовская удаль в молодых! - Тридцать пять лет не было Сабантуя в наших деревнях, но мы-то помним, как раньше обязательно скачки на лошадях были, каждого коня лентами украшали. И с простоквашей играли, это чтоб монетку в полной миске найти. Без рук! А в борьбе брат брату помогал, то есть продолжал бороться, если тот выходил из борьбы. Мужчины на празднике все-все трезвые были, это законом было, - рассказывают старожилки Файрюза Ахметшина и Магмура Рахматуллина. Сабантуй им в радость от того, что шесть лет не виделись односельчанки, как Файрюза уехала к детям в Железногорск. А здесь такой случай и песни родные послушать, и с соседями увидеться, наговориться обо всём. Наиль Гиниятуллин, коренной и, как говорит, постоянный житель Верх-Казанки, Сабантую тоже за встречу благодарен: "В нашем детстве и молодости этот праздник как День молодёжи отмечали, он и был больше для молодых. А теперь Сабантуй для всех поколений, и все стараются собраться. Благодаря этому Сабантую я с земляком и сослуживцем Тагиром Нигматуллиным встретился. На Сахалине вместе в 1979-1980 годах служили, от учебки до дембеля вместе прошли". Всё действо на площади перед сельским клубом раскрашивали задорные татарские песни и пляски. Не может без этого песенный и весёлый народ - татары! Большой концерт дали участники сельской самодеятельности. Старые люди были особенно довольны - их любимые народные песни и малые детки поют, да не хуже эстрадных звёзд. Динара Гадельшина в свои восемь лет уже в числе признанных и опытных певиц - первый раз на сцену в три года вышла, поведала с серьёзностью. "Некоторые песни от абике (бабушки) взяла, некоторые с дисков с мамой выучила. Я не все слова понимаю, которые пела. Главное там, какое небо голубое, как хорошо на свете". У ведущих концерта Римы Хабибуллиной и Наили Гадельшиной только минутка и выдалась, чтобы чаю попить для поддержания артистических сил. На них, певучих, заводных, весёлых, и в школе вся культмассовая работа. Обе работают завучами в Верх-Казанской средней школе и активно занимаются с детьми изучением национальной культуры. Естественно, и музыкальной её части. А как запели они по-татарски знаменитый шлягер Верки Сердючки "Читу-дриту", народ от восторга чуть со скамеек не попадал. "Татарча обо всём поём!" - озорно посмеялись, срывая бурю оваций. Традиционно всё праздничное действо сопровождало чаепитие. Ведь как всерьёз отмечает статистика, по потреблению чая татары наряду с башкирами далеко опережают все российские народы. Без чая у татар гостей не встречают, с друзьями, соседями не общаются, семейные посиделки не проходят. И здесь за двумя длинными столами чаем угощали по отдельности, как велят законы предков, молодёжь и стариков. К знаменитому чаю (обязательно с молоком!) местные стряпухи превосходной выпечки наготовили. Конечно, был и сладкий бялиш (пирог), и чак-чак, священнодействовали над которыми во многих домах. По стряпне и конкурс решили не проводить - разве можно по местам распределить кулинарное вдохновение?! А уж его в полной мере проявили Раися Вахитова, Файрюза Ахметгалиева, Валентина Камалетдинова, Магмура Рахматуллина и многие другие. Для чинного, "по-настоящему", чаепития востребованным оказался и самовар - экспонат местного музея. И, как полагается по доброй старинке, самовар затапливали мужчины, сапогом жар накачивая, чтобы кипяток бил белым ключом и вкус был классический. - Многое мы помнили из детства, по рассказам бабушек и родителей, но пришлось и много перечитать, просмотреть и прослушать кассет по татарскому фольклору, чтобы провести Сабантуй по всем правилам народных традиций, - улыбается Назия Ермакова, вдохновитель и организатор большого сельского праздника, признанная в крае и в районе подвижница развития татарской культуры. И вообще замечательная добросердечная женщина! - Для того и самовар отчищала от вековой сажи. Конечно, и со сценарием много поработать пришлось. Отойдя от азарта бега с коромыслом, гость праздника, председатель краевого татарского национально-культурного общества Вагиз Файзуллин счастливо улыбается: - Когда я несколько лет назад впервые был здесь на Сабантуе, столько не было выступающих, особенно детей. А сегодня какой большой концерт, и всё силами местных певцов и танцоров! Радует, что столько детей потянулось к татарской культуре, причём разных национальностей. Верх-Казанка и Казанка вообще чудесное место - и по природе, и по людям. И по песенности. Тем субботним днём сельские улицы были пусты не только в Верх-Казанке и Казанке. В гости к соседям приехала представительная делегация от Айтатского сельсовета. И не просто на гульбище. Айтатцы в волейбольном матче с верх-казанцами участвовали и различных игр не чурались. Говорили, что учились организации, по-доброму завидовали, что у соседей есть такой весёлый и необыкновенно добрый народный праздник. Рахмат за гостеприимство, Верх-Казанка, да звенят твои песни под небом ясным!
Рейтинг: 0