Окт. 29, 2010

Когда же завоюет мир наш осетинский сувенир?

Первое заседание республиканского художественно-экспертного совета по народным промыслам обозначило: «болевых точек» у нас в этой сфере немало, а необходимость перемен в ней назрела...

... Ало-черно-золотая сказка хохломской росписи и буйство красок на крышках палехских шкатулок, мерцание черненого кубачинского серебра и инеистые узоры вологодских и пинежских кружев, якутские вышивки цветным бисером по замше и карельская резьба по бересте... Эти народные художественные промыслы давно стали признанными «визитными карточками» тех уголков нашей страны, где когда-то зародились, или, как теперь модно говорить, их брендами.

И гости Северной Осетии из других регионов России и зарубежья, восхищаясь сегодня изделиями искусных рук народных умельцев нашей республики - золотошвеек и вязальщиц знаменитых воздушно-ажурных осетинских шалей, ювелиров и талантливых художников - керамистов, мастериц фирмы «Асик», создающих уникальные сувенирные куклы, и мастеров по изготовлению декоративного холодного оружия в национальном стиле, нередко прямо задают нам, хозяевам, откровенно недоумевающий вопрос: «А почему же Осетия так слабо позиционирует всю эту красоту на отечественном рынке художественных промыслов? Ведь вам есть с чем на него выйти и что там с блеском показать... »

Невеселых ответов на это «почему» - к сожалению, целый список. В былые, советские годы, как и в других регионах нашего отечества, развитию этой отрасли народного художественного творчества у нас в республике оказывало целенаправленную поддержку государство. Поддержку и финансовую, и научно-исследовательскую, и связанную с подготовкой молодой кадровой смены... После перестройки она фактически сошла на нет. И сегодня производством сувениров в национальном стиле в Осетии занимается немногочисленная разрозненная горстка энтузиастов-подвижников, которым очень непросто удерживаться на плаву в жестких рыночных условиях - и тем более заявлять в полный голос о своем потенциале за пределами Северного Кавказа. А ведь речь здесь идет не только о доходах, которые могла бы получать республика, разрабатывая эту «золотую жилу» в сфере малого предпринимательства. Но и о сохранении уникального, бесценного пласта национально-культурного достояния Осетии.

И обнадеживающим знаком того, что в этом направлении у нас, похоже, наконец-то намечаются долгожданные добрые перемены, Стало создание в минувшем 2009 году при Комитете РСО-А по поддержке и развитию малого предпринимательства специального Художественно-экспертного совета по народным промыслам. «Под занавес» ушедшего года, 25 декабря, в республиканском Министерстве культуры состоялось его первое заседание. И поставило оно перед собой задачу не только обсудить в формате живого, неравнодушного разговора острые проблемы, с которыми приходится сталкиваться сегодня республиканским мастерам народных художественных промыслов и ремесел. Но и обозначить, какими должны стать первые концептуальные шаги по решению этих проблем.

И этот разговор, в котором приняли участие и специалисты Минкульта Северной Осетии во главе с заместителем министра, председателем Художественно-экспертного совета Галиной Тебиевой, и представители республиканского Министерства экономики, Комитета по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов и Комитета по туризму, и руководители владикавказских творческих учебных заведений, и известные в Осетии художники и историки, и, конечно же, сами представители этой отрасли республиканского малого и среднего бизнеса в лице специалистов ООО «Изольда» и фирмы «Асик», обозначил здесь немало болевых точек и вопросов, требующих уже безотлагательных действий. И прежде всего такой: сколько сейчас у нас в Северной Осетии малых предприятий и фирм, выпускающих подобную продукцию - официальным властным структурам попросту неизвестно. Такая статистика «по отрасли» в республике не ведется.

- Соответственно никем не координируется и сама деятельность этих предприятий: в этой сфере у нас сегодня все очень стихийно, разрозненно, «без руля и без ветрил». Не отслеживает никто фактически и само качество этой продукции: какой процент в ней приходится на действительно высокохудожественные изделия осетинских народных промыслов, а какой - на то, что принято называть словом «кич», - подчеркнула, открывая заседание совета, его председатель Галина Тебиева. - А между тем проблем у наших производителей таких изделий очень много. И отсутствие государственной протекции, которая помогала бы им вставать на ноги, и устаревшая материально-техническая база, и трудности с поисками сырья... Все эти проблемы усугублялись годами. И за эти годы наши мастера художественных промыслов успели разувериться в том, что здесь можно что-то изменить. Но время для таких перемен назрело.

О том, что в республике необходимо провести серьезный, детальный мониторинг деятельности юридических и физических лиц, занимающихся выпуском изделий народных художественных промыслов, составить реестр таких фирм и индивидуальных предпринимателей и определить главные, первоочередные направления работы по возрождению, сохранению и развитию в этой сфере передававшихся мастерами Осетии из поколения в поколение уникальных традиций, эмоционально говорила на заседании Совета и заместитель его председателя, зампред республиканского Комитета по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов Алета Цориева. Сделав акцент и на другом: сегодня в России сфера курации народных художественных промыслов передана напрямую Министерству торговли и промышленности. -Принята концепция государственной целевой поддержки и развития таких предприятий до 2015 года. Причем, если еще недавно в поле приятия федерального значения, то теперь Москва готова оказывать ее и регионам. И возможностей ею пользоваться Северной Осетии тоже упускать никак нельзя. А потому нам нужно активнее и ярче здесь себя позиционировать...

Пока же, увы, работы по ликвидации «болевых очагов» на этом «фронте» - непочатый край. И невеселых конкретных подтверждений тому из уст участников заседания звучало немало. Да, творческий потенциал у республики в этом направлении в целом многообещающий и богатый. Да, трудятся у нас в этой сфере замечательные мастера-подвижники. Но зачастую их проекты, как с горечью констатировалось на встрече в Минкульте, наталкиваются на глухую стену безразличия и практически полного отсутствия заинтересованной поддержки. К примеру, та же фирма «Асик» давно уже вынашивает идею открыть во Владикавказе свою школу-студию по обучению секретам старинных осетинских народных промыслов - чтобы готовить на ее базе кадры, которые могли бы выполнять заказы этой фирмы на дому. В том числе кадры из рядов безработных, инвалидов, неработающих многодетных мам... Республиканская служба занятости готова помочь реализации этого проекта, но вот лицензию на открытие такой школы «Асику» получить никак не удается: у фирмы нет под нее помещения... А, скажем, ООО «Изольда» вынуждено сегодня закупать те же газыри, кинжалы и другие аксессуары, необходимые для украшения своей продукции - осетинских национальных костюмов, не у мастеров нашей республики, а в соседнем Дагестане и даже в Грузии. Так как обходится это куда дешевле...

Тревожит и другое: кто завтра-послезавтра придет в Осетии на смену этим мастерам-энтузиастам? Ведь материально-технических проблем у учебных заведений, готовящих для республики дипломированных художников-прикладников, нынче - целый горький «букет». А для их решения тоже нужны финансы. И - солидные.

- Уже два года у нас закрыто отделение керамики. Правда, сейчас мы предпринимаем шаги по его возрождению при поддержке республиканского Минкульта, - поделился наболевшим с участниками встречи директор Владикавказского художественного училища Фидар Фидаров- В плачевном состоянии - и материальная база училищного отделения художественной обработки материалов. Где, и, главное, на что приобретать для него станки, новые вальцы для изготовления ювелирных изделий, само сырье, наконец, - все это для нас очень серьезные проблемы. К тому же потребность сегодняшнего дня - чтобы наше отделение ХОМ готовило не только художников-ювелиров, но и тех же, скажем, мастеров художественной ковки и литья. Но возможностей таких пока нет...

Ребром был поставлен на встрече и еще один немаловажный вопрос: а где, собственно, «заряжаться» нынче нашей талантливой молодежи стремлением продолжать в этой сфере завещанные дедами и прадедами традиции? Ведь богатые этнографические коллекции закрытого на реконструкцию Национального музея Северной Осетии, в которых хранятся уникальные «золотые эталоны» таких изделий, созданные когда-то руками осетинских народных мастеров-умельцев, уже почти два десятка лет недоступны для «широкой публики»... Более того: как подчеркнул еще один участник заседания, заместитель директора Института истории и археологии СОГУ Назим Гиджрати, далеко еще не в полной мере освоен пока нашими художниками-прикладниками и такой мощнейший и ярчайший пласт этого наследия, как традиции кобанского, скифо-сарматского, аланского искусства. Кстати, под эгидой института в этом направлении создан уже целый ряд эксклюзивных в масштабах России наработок: например, восстановлена уникальная технология производства знаменитой лощеной черной керамики, которым славилась некогда средневековая Алания. И образцы такой керамики, вылепленной на гончарном круге и обожженной в закрытой печи без доступа воздуха по «рецептам», которым - свыше тысячи лет, расходятся у коллекционеров на ура. Доходит даже до того, что ее закупают торгующие сувенирами фирмы из соседних регионов Юга России - чтобы потом предлагать заезжим туристам как... «собственное» национальное художественное наследие...

А между тем и у нашей республики, как напомнил собравшимся председатель Комитета РСО-А по туризму Олег Карсанов, сегодня - большие и перспективные планы по возрождению и развитию рекреационной отрасли. И туристы уже к нам едут - и с соседних курортов Кавминвод, и из Москвы и Петербурга, и из других регионов России. А на память об Осетии практически каждому из таких гостей республики хочется увезти с собой какой-нибудь «эксклюзивный» сувенир... Но предложение здесь, по словам Олега Карсанова, пока на порядок отстает от спроса - и эту острую проблему надо срочно решать. Учитывая и то, что такая сувенирная продукция должна быть не только высококачественной и высокохудожественной, но и ориентированной по цене на разные категории покупателей. Причем открывать подобные «сувенирные лавки» можно ведь и под «крылом» наших горных турбаз и санаториев...

А подвело итог заседанию решение: первоочередной и безотлагательной задачей Художественно-экспертного совета должна стать разработка детальной четкой концепции развития народных художественных промыслов в Северной Осетии-Алании, которая очертила бы пути их выхода из кризиса. С привлечением и ученых, и художников, и экономистов, и представителей всех республиканских официальных структур, которые имеют непосредственное отношение к проблемам этой отрасли. Потому что возрождать ее необходимо. И, как подчеркнула «под занавес» встречи, обращаясь, в том числе, и к республиканским средствам массовой информации, Галина Тебиева, совет ждет от всех, кто готов принять участие в этой работе, ярких идей, проектов и предложений.
Рейтинг: 0