Окт. 22, 2011

Педагогика северных стойбищ

Новости Югры (Ханты-Мансийск)
№ 14 от 3.2.2011


Алексей Ермолаев Педагогика северных стойбищ

О традициях семейного воспитания коренных народов Севера я составил учебную хрестоматию «Использование опыта народной педагогики и медицины коренных народов Севера на уроках ОБЖ в общеобразовательной школе». На эти темы получаются очень интересные занятия.

Приезжайте в гости к нам
Северные народы учат детей правилам гостеприимства, уважительному отношению. Маленькому гостю дарят вещи его сверстника, и приучают при этом испытывать радость и удовлетворение. Ханты, манси всегда внушали детям, что человека нужно оценивать по тому, как он делится своей добычей с родственниками и соседями, так как на Севере невозможно прожить без взаимовыручки.

Гостя принимали вне зависимости от степени родства, знакомства. Встречать его, как правило, выходил хозяин. Он помогал распрягать ездовых животных, разгружал нарты или лодку. Хозяйка в это время накрывала на стол, приветствовала гостей, принимала у них угощение, однако к столу подавала только свое. Отказаться от застолья считалось невежливым.

По хантыйским обычаям к столу подавали всю пищу, которая была в доме. Трапеза начиналась со строганины, рыбной или мясной, затем переходили к вареным продуктам. Параллельно подавали уху или бульон. В конце трапезы непременно следовал чай. Отношение к пище у обских угров всегда было самым серьезным. Например, нельзя есть стоя или находясь в головном уборе. Также нельзя было ругаться, злиться и плакать над едой и уж тем более есть такую «оскверненную» пищу.

Одной из главных задач в воспитании было привитие детям с малолетства послушания и почтительного отношения к родителям, уважения, внимания и чуткости к старикам. Ослушаться, высказать пренебрежение, спорить, пререкаться со старшими и тем более грубить считалось непозволительным. В присутствии гостей дети обычно не только не шумели, но старались не показываться: летом уходили из помещения, а зимой сидели где-нибудь в укромном месте.

Уроки реки
Ваховские ханты начинали брать с собой в лодку детей уже с четырех лет. Такие поезд­ки помогали ребенку привыкнуть к реке. Затем его учили управ­лять детской лодкой. Сургутские ханты разрешали своим детям самостоятельно управ­лять лодкой с 7–8-летнего возраста. Дети сначала учились удержи­вать судно в равновесии у самого берега, упираясь в дно водоема веслом.

У ханты даже существовал специальный обряд, после которого семилетних мальчиков допускали к самостоятельному управлению лодкой. На берегу реки мать смачивала ему водой макушку, это означало, что теперь вода не должна накрыть с головой малыша.

Хантыйские дети очень быстро овладевали греб­лей. В 10-летнем возрасте мальчик мог виртуозно работать вес­лом, а также вытаскивать двумя руками из воды сеть, держа при этом весло под мышкой.

Практическая педагогика
У коренных народов, живущих в тундре и занимающихся преимущественно оленеводством, дети с большим увлечением всегда играли в оленей, устраивали гонки. Родители поощрительно относились к детским играм, имеющим промысловый характер. Не случайно почти возле каждого чума можно увидеть нарточки, специально сделанные для игр.

В возрасте от 1,5 до 3 лет игры способствовали развитию навыков лазания, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше (от 3 до 6 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовили к «производственной деятельности».

В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду хозяйки, будущей матери. Это куклы из дерева, беличьих хвостов, утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы, части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы. Мальчики играли с луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов, ловушек, частями рыболовецких сетей, упряжью из кожи, сукна, тряпочек. В игре они изображали процесс обработки рыбы, заменяя ее древесными гнилушками, «ловили», развешивали для сушки.

С 6–7-летнего возраста малыши уже всецело привлекались к хозяйственной деятельности. В возрасте 10–14 лет хантыйские дети начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек.

Человека в тайге ценят за самостоятельность, умение добыть пищу, обеспечить семью. Труд детей в семье всегда оценивается объективно, неудачи не обсуждаются, а исправляются спокойно, без возмущения и крика. С детства ребенка приучают к мысли: если дело стоит того, чтобы его сделать, то его надо делать хорошо. Тем самым усваивается исконное правило Севера: нельзя плохо ухаживать за оленями, плохо охотиться и рыбачить – останешься голодным, погибнешь, подведешь своих близких.

Родители заботились, чтобы у детей были свои орудия труда. Отец маленького ханты дарил сыну – будущему охотнику – маленькие лыжи, охотничий нож, ножны, облегченные кисы, малицу, шапку. В семьях рыбаков ребенок получал в подарок маленькую лодку-берестянку и весло. Мальчик вместе с отцом ходил охотиться, ловил рыбу, ухаживал за оленями.

Девочек с 6–7 лет учили выделывать шкуры животных, выкраивать и подбирать их по цвету. К 9–10 годам они умели сшить из меха и ткани игольники, меточки для одежды кукол. Они обучались изготовлению берестяных вещей: туесов, коробов, а также приготовлению пищи. Девочек приучали к соблюдению порядка в семье, вырабатывали у них скромность, трудолюбие, аккуратность. С детства их учили, что следует почтительно относиться к мужчинам. Мальчиков обучали, как нужно одеваться на промысел, что брать с собой из еды и оружия, как сохранять силу и отвагу, как правильно обращаться с собаками и оленями.

Закаляйся, как сталь!
Особый интерес представляет опыт ханты в закаливании детей. Новорожденного сразу обтирали холодной водой, а зимой – снегом, при этом приговаривая: «Учись терпеть стужу и лужу...» Ребенка с первых минут жизни приобщали к суровым услови­ям Севера, пробуждая в нем жизненные силы.

Начавших ходить детей ханты не одевали тепло. Зимой двух-трехлетние дети, не говоря уже о подростках, ходили легко одетыми. Они часто продол­жали ходить босыми даже тогда, когда выпадал первый снег. Березовские ханты возили малолетних детей в санях, лишь укутав их на голое тело в малицу из оленьей кожи. Своим детям, особенно маль­чикам, отцы рано начинали внушать, что надо быть стойкими, тер­пеливыми, выносливыми.

Семейный кодекс
В нравственном воспитании уделялось особенное внимание формированию внутрисемейных отношений. Мужество отца, трудолюбие матери, уважение младших, добросердечность старших обеспечивают спокойствие семьи. Каждый член семьи имел свое место, свои обязанности перед остальными.

Своеобразный семейный кодекс выражен в мудрых наставлениях угров. Девушка должна быть скромной, а старым людям нужны мягкие вещи, вкусная пища, теплая постель и доброе слово. Почитаются женщины хлебосольные, а душа мужчины должна быть широкой.

Повсеместно наблюдалась педагогическая заповедь, в какой-то мере определяющая отношение старших к детской среде: «Не давай детям волю смолоду и не потакай их неразумию». Аналогии этой заповеди выражены во многих пословицах и поговорках. В них содержится признание необходимости постоянно направлять детей, причем ограничение их поведения понимается не как лишение всякой свободы, а, прежде всего, как отказ потакать неразумию.

Ханты говорят: «Глаза есть – смотри». Это относится в первую очередь к детям. Они просто видят, как живут их родители, что делают, и повторяют. К детям относятся ласково, их не дергают по пустякам, кажется, им позволено все. Но на деле это приводит к очень раннему воспитанию у них ответственности за свои поступки.
Рейтинг: 300