Янв. 5, 2014

«Что вам нельзя, то Ткачеву можно», 09.08.2012

Вечерний Ростов (Ростов-на-Дону)

166 от 09.08.2012

Е. ПОЛЬГУЕВА

Что вам нельзя, то Ткачеву можно

Краснодарский губернатор Александр Ткачев, под руководством которого на вверенной ему территории пышным цветом расцвели кущевки и тонут целые города, судя по всему, решил укрепить свой изрядно пошатнувшийся авторитет. Способ для этого им был избран самый простой: высказаться на одну из тем волнующих общество тем так, чтобы его поддержало подавляющее большинство населения. По крайней мере - населения Кубани.

На расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Краснодарскому краю он подробно объяснил, для чего в крае создается «казачья полиция». По решению губернатора Александра Ткачева с 1 сентября тысяча казаков будет вместе с полицейскими заниматься охраной правопорядка. Собственно, ничего особенного в этом нет: разного рода казачьи отряды и дружины в разных регионах России занимались такого рода деятельностью. Разве что весьма немаленькая численность, выделяемые бюджетные миллионы и название - «казачья полиция» - могли вызвать определенные сомнения.

Но речь Ткачева породила не просто какие-то «сомнения», а настоящий скандал. Так, Общественная палата России намерена обратиться в Генпрокуратуру, чтобы та проверила законность и самого решения губернатора, и его последних заявлений: «Ткачев фактически призвал к развалу страны. Он признал регионы Северного Кавказа иностранными вражескими территориями и призвал отгородиться от них с помощью незаконных вооруженных формирований. Цель этих формирований - не поддержание правопорядка, а препятствование переселению граждан из одного региона в другой. Это вопиющий случай. Фактически это призыв к разжиганию межнациональной розни», - заявил член Общественной палаты, председатель клуба «Многонациональная Россия» Александр Соколов.

Ткачев возмутился таким обвинениям и категорически их отверг. Он заявил, что от своих слов и позиции не отказывается, что выступал не против представителей каких-либо народов, а «против нелегальной миграции». «Вы что, реально упрекаете меня в национализме? У меня первый зам - адыг, советник - крымская татарка, среди друзей армяне, греки. Я так, на всякий случай, двенадцать лет руковожу регионом, в котором 120 национальностей. Я лучше многих понимаю, насколько этот мир хрупок!» - написал он в своем микроблоге.

Странно, что кубанский губернатор, так хорошо понимающий уязвимость межнационального мира, столь неосторожен в словах и выражениях, от которых «не собирается отказываться». По его мнению, полицейские сегодня могут не все, а у казаков возможностей пресекать нарушения куда больше: «То, что вчера прощалось милиционеру, сегодня полицейскому не прощается. И административная машина работает в том числе и против вас. Во многом это делается ради красного словца, ради угоды моде, но это, безусловно, разрушает определенные принципы... Поэтому, когда казаки будут стоять вместе с вами на защите нашего отечества, правопорядка - это серьезный щит. С народом воевать никто не хочет».

Такие рассуждения вызывают чувство недоумения. Какая же такая административная машина работает против главы администрации Краснодарского края? Кто и в чем ограничил права полицейских? Ну разве что после резни в Кущевке, когда выяснилось, что местная правоохранительная система насквозь коррумпирована, а милиционеры много лет фактически сотрудничали с бандитами, некоторые работники внутренних дел были привлечены к ответственности. Неужели именно такие «ограничения» по отношению к преступникам в погонах не нравятся Александру Ткачеву?

Каким образом будут стоять казаки на страже Отечества и от кого его защищать, губернатором тоже определено недвусмысленно: «Я уверен, у нас нет другого пути - мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и так далее). Чтобы те, кто пытается просто «на дурака» сюда приехать, застолбить, заниматься провокациями или неправомерным бизнесом, понимали, что на Кубань лучше не ехать. Здесь кубанцы, здесь у них свои законы, здесь они достаточно жесткие ребята».

А выдавливать Ткачев руками казаков (по крайней мере, если судить по его выступлению) намеревается представителей «кавказских национальностей», которые-де уже почти «завуалировали» соседнее Ставрополье. Теперь на очереди и Краснодарский край: «Следующие - мы с вами, А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет. Я говорю - количество переходит в качество. Мы видим это по Югославии - албанцы, хорваты... Сначала хорватов было 80 процентов, албанцев - 20 процентов. Потом стало все наоборот, буквально через 50 лет. Они стали рушить храмы, стала доминировать своя культура, религия, начались конфликты, выдавливание, кровь, война малая, война большая».

Безусловно, глава российского региона не обязан быть знатоком этнических проблем в других странах. Однако когда для демонстрации своей правоты он приводит совершенно невежественный аргумент («всего-то» сербов с хорватами перепутал), невольно задумываешься: компетентен ли, способен ли такой, с позволения сказать, специалист решать национальные проблемы и у себя дома?

А проблемы такие имеются, и не только на юге России. На сегодняшний день- это очевидный факт. Но какие способы решения предлагает Ткачев? Прежде всего обращает на себя внимание, что способы эти не укладываются в рамки законодательства. Ткачев оговаривается, что действовать казачья полиция будет в соответствии с законами Российской Федерации, однако он неоднократно повторяет: кубанцы, казаки придерживаются-де неких «своих законов», «своих традиций» и готовы их отстаивать.

К тому же, «когда приезжаем в кавказские республики или Европу, мы всегда пытаемся подстраиваться под их жизненные принципы и устои: громко не говорим на своем языке, не делаем каких-то неадекватных действий, чтобы быть незаметными» - вот, по мнению Ткачева, надо, чтобы и кавказцы себя так вели в Краснодарском крае. Вообще-то «не совершать неадекватные действия» нормальный человек должен везде: что в гостях, что у себя дома. А если степень неадекватности выходит за рамки закона, то наказывать нарушителей должны правоохранительные органы. По крайней мере, так предписывает основной закон страны - Конституция.

В противном случае и до суда Линча или кровной мести недалеко. Да, в северокавказских республиках России, во многом с подачи федерального центра, культивируются подобные проявления, есть и неприкосновенные лидеры, которым едва ли не «все позволено». (Кажется, Александр Ткачев, которому больше десяти лет сходят с рук различные ЧП на Кубани, решил, что и он относится к числу таковых.) Мира и спокойствия на российской земле от этого не прибавилось. Вот ведь и сам Ткачев утверждает, что в этих республиках"он даже «громко говорить на своем языке» (то есть на государственном русском) опасается. Ну ладно: он приехал и уехал. Но по этой логике получается, что и русские, живущие где-нибудь в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии или Дагестане, должны шептаться? Тогда совсем скоро их там не останется точно так же, как практически не осталось в Ингушетии и Чечне.

Вместо того, чтобы требовать навести конституционный порядок там, где он не действует, Александр Ткачев, по существу, предлагает расширить зону беззакония еще и на Кубань. Якобы ради 80 процентов русских. Но выиграют ли от этого русские, да и казаки?

Последних Ткачев объявил даже не сословием, а отдельным народом, правда, в прошлом: «А ведь казаки - это народ, как русские, татары, мордвины и т. п. Это народ, входящий в Российскую империю. Потом он лишился этого статуса, никто и не претендует на возвращение, но тем не менее... Это была своя ментальность, культура, обычаи».

Весьма красноречиво это «тем не менее». Сегодня не претендуем, а завтра - посмотрим. И живущие в Новороссийске, Сочи, Анапе или том же Краснодаре русские, не считающие себя потомками казаков (или не признанные таковыми), легко оказываются среди чужаков. Замечательная почва для очередного витка сепаратизма! Причем не только казачьего. Ткачев также напомнил, что «эта земля, по большому счету, не принадлежала Российской империи, она принадлежала кавказским народностям, черкесам», а покорили ее «запорожские казаки». Прекрасный подарок как кавказским сепаратистам, требующим от России компенсаций за «геноцид"черкесов», так и украинским «самостийникам», уже не раз заявлявшим претензии на Кубань!

К тому же у казаков как «народа Российской империи» была одна весьма характерная и очень нелюбимая (если не сказать, ненавистная) для других народов, и прежде всего русского, «традиция». Точнее, функция - карательная. Власти царской России активно применяли казаков для подавления рабочих забастовок и демонстраций, крестьянских выступлений. Вот почему казак с нагайкой на долгие десятилетия стал символом произвола и насилия, душителя свободы. После революции такая деятельность некоторой части казаков очень больно отозвалась на судьбе всего казачества. «Казачья полиция» с широкими карательными полномочиями реанимирует былые предубеждения к казачьему роду. Тем более, повторимся, жертвой жизни не по закону, а по «понятиям» может стать человек любой национальности и веры.

Что же касается «миграционных перекосов», Ткачев сам признает: главная их причина - экономическая. Иными словами, незаконный бизнес, взятки, местничество и клановость, коррупция. Именно благодаря этому на определенных территориях и укореняются преступные, в том числе и этнические группы. Если всегда есть возможность откупиться от наказания или «подмазать» чиновника за принятие нужного решения, этим неизбежно воспользуются. Так что никакая «казачья полиция» не справится с незаконно скупающими земли, с рейдерами, с нецивилизованно ведущими себя на побережье, будь то кавказцы или русские, местные или приезжие, законные или незаконные мигранты.

Целый ряд ЧП в Краснодарском крае показал: здесь и с коррупцией, и с продажностью и безответственностью чиновников очень даже урожайно. Ну а своими популистскими речами Александр Ткачев отнюдь не отодвинул на задний план трагедию Крымска (как, наверное, рассчитывал), но лишь добавил в пламя напряженности керосина.

Рейтинг: 112