Янв. 5, 2014

«Четыре матери Смагула Мунтаева», 03.08.2012

Волгоградская, правда (Волгоград)

139 от 03.08.2012

 

Александр ЛИТВИНОВ

Четыре матери Смагула Мунтаева

Житель поселка Эльтон создал музей культуры двух народов - русских и казахов Редко прибывший погостить в поселок Эльтон, что в Палласовском районе, не зайдет в этнографический центр "Алтыннур", что значит по-русски "Золотое озеро". Создал же его в собственном дворе местный учитель Смагул Мунтаев. Представляет собой этот центр казахскую юрту и русскую избу.

"Родная земля - наша суть..."

- Поставив рядышком обители двух национальных культур, - поясняет Смагул, - я даю людям понять, что между нашими двумя народами никогда не было враждебности, не говоря уже о войнах. Напротив, их всегда сближала помощь, которую они оказывали друг другу. Хотя у нас разная внешность - разрез глаз, к примеру, но Всевышний, создавая нас, хотел, чтоб мы жили без войн, вражды, кровопролитий.

Вот уже скоро тридцать лет Смагул Курмангалиевич работает учителем в Эльтонской средней школе. А вместе с тем долго изучает старинные обычаи и традиции казахского и русского народов, составляющих явное большинство населения его родного Палласовского района.

- Знания эти, - говорит Смагул, - хотел бы я не только сохранить, но также передать их новым поколениям - людям, которые придут на эту землю после нас, чтоб и они все это знали и любили. На этот счет есть хорошие слова Мухтара Шаханова, казахского поэта:

У человека на долгом и трудном пути, Помимо матери той, что его родила, Четыре есть матери - словно четыре крыла, Родная земля - наша суть и основа основ, И слово родное, пришедшее к нам от отцов, Родные обычаи - добрый и благостный свет, Горящий для нас через тьму поколений и лет, Родная история...

Чтобы не забывать обо всем этом, я давно уже сделал у себя во дворе такую юрту. Это - традиционное жилище казахов, летний его вариант. Наши предки вели кочевой образ жизни. Зиму проводили в саманных мазанках, а с весны и до глубокой осени ходили по родовым пастбищам.

У нас, казахов, до сих пор сохранилась родовая система, и ведется каждый род по мужской линии: к какому роду относится отец, к тому же принадлежат и его дети. Прежде всего, это важно при передаче наследства, наследственных земель. А второе, не менее важное, - у нас до сих пор сохранилась такая традиция: девушку с одного и того же с мужчиной рода в жены никто не берет, поскольку она в этом случае, пусть и в каком-то далеком колене, является ему родственницей.

Змея сюда не заползет

Даже каждый ребенок у казахов должен знать, к какому роду он принадлежит, какой у него боевой клич, или "уран". Клич этот несет в себе память о ком-то из предков, совершившем подвиг. Им созывают свой род на войну, либо, когда проходят состязания, поддерживают родственника, который за победу борется.

А еще у каждого рода есть своя тамга - родовой фамильный знак, тавро. Оно выжигалось на левой ноге у каждой лошади либо верблюда, принадлежащих ему. И если животное попадет в другое стадо, то это сразу можно будет выяснить с помощью тамги.

- Смагул, а вы-то сами из какого рода?

- Я из рода щект. У нас было три родоначальника, от них весь род произошел.

Главное в нашем роду - уважение к старшим. Так, если в дом приходит человек, то гостя обязательно сажают в центр. А если придут несколько гостей, то располагают их по возрасту. Цвет одежды здесь тоже является знаком различия: чем он темней, тем старше человек.

Самого старшего сажают в центр, а остальных согласно возрасту рассаживают ближе к краю. Причем это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Женщины и мужчины садятся по разные стороны, но рядом.

- Смагул, расскажите, как устроена эта казахская юрта, что для чего в ней служит, обозначает?

- Каркас ее составляли решетчатые стены, купольные жерди. Все это накрывалось кошмой из овечьей шерсти. Стелилась кошма в юрте и под ногами, она защищала людей от солнца, влаги, ветра, а месте с тем - от змей и ядовитых пауков. Они не терпят запаха овчины, так как овца для них - угроза: если, к примеру, по степи отара шла, а на пути ей змея попадалась, то овцы ее просто затаптывали.

В юрте вешали две плетки - символ власти, знак того, что здесь есть свой хозяин, мужчина, даже если его в данный момент нет на месте. Если мужчина, заходивший в гости, обидит в этой юрте женщину - старейшина рода заставит его извиниться, а в знак примирения он должен будет привести в дар лошадь под седлом. Только тогда его прощают.

Хозяин стал гостем

- А теперь, - говорит Смагул Мунтаев, - я покажу вам русскую избу. В казахской юрте вы как бы побывали у меня в гостях. А здесь - я сам, казах, как бы пришел к вам в гости - чаю попить, поговорить.

Вместе с Мунтаевым входим в эту самую избу.

- Здесь, - показывает он, - собрана утварь, характерная для старинной русской избы. Сюда детей приводят на экскурсии. Соседка моя, Светлана Морозова, учитель биологии, часто рассказывает им, что здесь находится. Чем, например, отличается лавочка от скамейки. Вот перед вами - скамья, а вот - лавка.

- Кстати, а в чем же между ними разница?

- Лавка всегда была к стене прибита, вынести из избы ее было нельзя. На лавку садились мужчины, как правило. А вот - скамья, на нее присаживались женщины. Женщина всегда могла встать с нее и пойти в женский угол. Мужчине заходить туда, брать чугунки, выносить их - не позволялось. Только самого плохого мужчину, который что-то недоброе сделал, могли в русской избе посадить на скамью вместе с женщинами.

Вот, видите, традиционный русский стол, ложки на нем лежат выемкой вниз - по русскому обычаю именно так делали. А выемкой кверху их клали только на поминальных обедах и на похоронах.

- Вот это - валек, а вот это - рубель, - продолжает Смагул, взяв в руки две продолговатые деревянные вещи.

- И для чего они нужны?

- Редко кто сейчас знает, что это такое. Рубелем гладили в старину - это был "прадед" нынешнего утюга, тогда как вальком стирали.

...Время, проведенное в этнографическом музее, созданном Мунтаевым, пролетело незаметно.

- Мне хочется, - сказал он напоследок нам, когда настало время расставаться, - чтобы такие же избы и юрты появились и в других поселках, городах - и в русских, и в казахских. Чтобы дети могли в них общаться друг с другом, усваивая заодно свою старинную национальную культуру...

***

Хотя у нас разная внешность - разрез глаз, к примеру, но Всевышний, создавая нас, хотел, чтоб мы жили без войн, вражды, кровопролитий

***

Мне хочется, чтобы такие же избы и юрты появились и в других поселках, городах - и в русских, и в казахских.

Рейтинг: 0