Янв. 5, 2014

«Владимир Девятов: «Русский фольклор должен жить», 08.08.2012

Московская правда (Москва)

08.08.2012

Юлия НИКОЛЬСКАЯ

 

Владимир Девятов: "Русский фольклор должен жить"

Владимира Девятова молва окрестила "Маэстро Голосом". И действительно этот уникальный исполнитель народной песни и романсов обладает необыкновенно красивым голосом широчайшего диапазона. Но помимо своей творческой карьеры, Владимир Сергеевич занимается популяризацией народной музыки, русских традиций. Он - основатель и художественный руководитель "Центра русской культуры и искусства" в городе Москве и  первой в России государственной детской народно-певческой школы, в стенах которой и встретился с корреспондентом "Московской правды", чтобы рассказать о своих взглядах на ситуацию в сфере народного творчества.

      - Владимир Сергеевич, позвольте поздравить вас с прошедшим днем рождения. Как вы отметили свой праздник в этом году? Ваши подопечные наверняка приготовили какой-нибудь сюрприз?

      - В этот день я не пошел на работу, решив остаться дома с женой и сыном. Честно говоря, устал от постоянной круговерти, поэтому сделал себе такой подарок - внеплановый выходной. А вот на следующий день меня поздравляли уже все в школе.

      - Вы - человек, радеющий за популяризацию народной музыки. Что сейчас происходит с ней? Есть ли заинтересованность у аудитории?

      - Поверьте мне, заинтересованность есть. Я много езжу по стране и могу это с уверенностью утверждать. Начнем с того, что наша народная музыка - самая популярная в мире. Если говорить о зарубежье, то интерес к народному российскому творчеству крайне велик. Если говорить о стране в целом, то нужно понимать, что Россия - это не только Москва и Санкт-Петербург. Наша страна населена различными национальностями. И народная песня и музыка играют огромную роль и по сей день. Период 1990-х закончился, и мы постепенно начинаем вливаться в то, во что должны вливаться любое общество, любой народ, любая нация. Понемногу мы возвращаемся к своим истокам, национальным традициям. Поскольку те люди, которые хотели уехать из страны, уже уехали, а те, которые хотели жевать широко пропагандировавшуюся в 80 - 90-х годах американскую жвачку, успели от нее изрядно устать. Это раньше пели: "Американ бой, уеду с тобой". Сегодня это уже не актуально. Огромное множество людей от мала до велика начали проявлять интерес к своим песенным традициям. Я часто участвую в различных конкурсах и фестивалях как председатель или сопредседатель жюри, и вы бы видели, какого уровня коллективы - детские и взрослые - представлены там. И в то же время в средствах массовой информации эти многотысячные мероприятия, в отличие от событий на Болотной или проспекте Сахарова, совсем не освещаются. Кто, например, знает замечательный фестиваль православной славянской культуры, который проходит в городе Славянске? Или аналогичный, проходящий в селе Выльгорт? У СМИ нет к ним интереса, и я не знаю, с чем это связано. У народа же, напротив, интерес огромный. К сожалению, СМИ, включая много-уважаемый мною канал "Культура", недостаточно внимания уделяют национальной составляющей нашей культуры, и в том числе проводимым в России тысячам малых, средних и крупных и очень значимых в жизни миллионов россиян фестивалей, конкурсам народной песни, музыки, танца и национальной традиции. Я уж не говорю о таких каналах, как Первый, "Россия", НТВ и прочие - на них засилье негатива.

      Этим мы отличаемся практически от всех стран мира. Я проехал с гастролями более 50 государств и практически везде на ведущих каналах всегда мог познакомиться с национальной культурой. Кстати, там, за рубежом, не принято по телевидению показывать, как руководитель страны дает указания своим подчиненным в своем кабинете, а у нас это по нескольку раз и каждый день по всем каналам. Получается, что народ наш интересуется, а средства массовой информации не дают выхода этому интересу. И таким образом получается некий вакуум, которого на самом деле нет.

      Я недавно смотрел передачу на эту тему, где выступали сами журналисты, в которой говорилось, что большинство представителей этой профессии любят не давать истинную информацию, а шокировать. Шок - это самое главное в сложившейся на сегодняшний день журналистской технологии. Например, Пугачева вышла замуж за Галкина - ну смешно ведь, не правда ли? Шок. Или кто-нибудь из звезд в очередной раз кого-то избил. Шок. Вот это интересно нашим СМИ, а то, что культура нации существует, не умерла, несмотря на все попытки некоторых деятелей "демократии" уничтожить само понятие нашей российской национальной культуры в головах нашего народа, - это остается за кадром. Мне, например, хочется, чтобы СМИ понимали, что они - средства массовой информации России и что, как и практически во всех демократических странах мира, национальные традиции должны освещаться более широко.

      - То есть вы придерживаетесь той точки зрения, что в сложившейся ситуации вина целиком и полностью лежит на СМИ? А как же государство, которое вроде бы отвечает за все, что происходит в стране?

      - Государство - это система управления обществом. Ситуация в России следующая. У нас такое государство, которое заинтересовано в том, чтобы его правильно представляли в СМИ. И это правило, а не исключение, так поступает любое государство. Но, как вы понимаете, "правильно" не синоним "объективно". Каждое крупное российское СМИ в той или иной степени принадлежит государству. И представителей этих СМИ, конкретных людей, мало интересует состояние всех составляющих жизни этого государства. Их мало интересуют такие вопросы, как привязанность народа к родной  земле, самоуважение и уважение традиций своих предков. А между тем это основа для того, чтобы государство было крепким. Наши СМИ в этом смысле уродливы, они не нацелены в большинстве своем на поднятие духа патриотизма, воспитание подрастающего поколения на традициях предыдущих поколений, и это понимают все, такое положение дел следует исправлять. Если вы посмотрите недавно появившийся канал "Дисней" (не российский канал), то сможете увидеть, что программы, которые он транслирует, учат классической музыке трех-четырехлетних ребят. Американцы правильно поступают, хорошо, что мы этот опыт распространяем на российских детей, транслируя канал "Дисней" в России, но жалко, что это опять не наш, не российский продукт, а американский. Мой трехлетний сын, который смотрит этот канал, знает, что есть мелодии Моцарта. Он, конечно же, не догадывается, кто это написал, но узнает музыку, напевает. Но лучше бы российские дети напевали мелодии народной песни! А у нас все игрушки напичканы китайской музыкой или на худой конец западной. Таким образом, когда ребенок рождается, он сразу же слышит не свое, и это остается у него в подсознании.

      - И что же делать?

      - Надо, чтобы государство наконец поняло, что это необходимо исключить. Ребенок должен рождаться и вырастать в той среде, которая принадлежит этому государству, этому народу. Должно быть принято политическое решение. И примеры тому в истории России есть.

      - То есть вы считаете, что на уровне одной семьи сделать ничего невозможно?

      - Нет, возможно, но все дело в том, что, кроме семьи, существует еще внешний мир. Ведь может случиться так, что папа - священник, а сын - убийца. Потому что общество уродливо. Я могу показать книги, которые получил в подарок от австралийских эмигрантов, предки которых покинули нашу страну после того, как в 1917 году здесь произошел переворот. Так вот в этих книгах - учебниках народной песни для российских гимназий XIX века - опубликованы программы и нотный материал, из которого понятно, что в царской России в школах и гимназиях преподавалась народная песня. Почему? Я могу ответить, так как пишу на эту тему целую работу. Эта технология - преподавать в детских учебных заведениях народную песню - родилась не в России, а на территории Европы. Есть двадцать два пункта методики преподавания народной песни в школах, которые основаны на этой технологии. Именно эта методика являлась составляющей процесса воспитания патриотов. Царь-батюшка, заботясь о крепости государства, в начале XVIII века принял решение, что дети России должны знать свою национальную песенную культуру: татарин - татарскую, русский - русскую, еврей - еврейскую. Программы обучения российских детей народной песне были в наших гимназиях. И это было очень правильное решение. А мы сейчас, получается, воспитываем наших детей на китайской музыке. Пусть будут китайские игрушки! Но на территории России не должны продавать игрушки только с иностранной музыкой. Пусть ребенок эту музыку потом узнает, но платформа должна быть нашей, российской.

      Должна быть создана программа! И с этим предложением я через господина Швыдкого пытаюсь выйти на самый верх, но там пока что не слышат.

      - Можете назвать основополагающие принципы этой программы?

      - Эта программа не националистическая, ни в коем случае! Это программа по поднятию нашего национального духа, основанная на традициях с самого раннего детства. Она должна исключать наличие всех этих "китайских" дел. Она должна включать в себя присутствие народной песни, национальных традиций в жизни ребенка с рождения. Мы должны этого добиться. Нет, я не призываю всех ходить в лаптях и щи хлебать деревянной ложкой, но что такое деревянная ложка и лапти и для чего они были нужны, наши дети должны знать!

      - Вы наверняка знакомы с национальной музыкой разных стран. А чем русская народная песня принципиально отличается от других?

      - Гармоническими ходами и подложками, специфическим, характерным для России, многоголосием. Ведь, например, духовные песнопения греков, которые в большинстве своем так же, как мы, православные, не многоголосные. Наши песнопения трансформировались в многоголосие. Оно у нас особенное - яркое, звонкое. И это очень хорошо воспринимается. Мы выступали перед американцами, и они очень хорошо реагируют на русскую песню, так как это - мощная национальная окраска и сильная энергетика. Чем отличается русская песня от восточной? У них полутона, у нас - тона. У нас совершенно иная внутренняя насыщенность. Наша музыка очень глубока по содержанию. Вообще в России примерно 60% песен - это веселые и задорные, а остальные сорок - раздумья, молебны, плачи. То есть очень широкий спектр чувств. Русские - это люди глубокой душевной наполненности. Несмотря на то, что большинство россиян, живущих сегодня, родились в Советском Союзе, эти вещи все равно передались  нам из тех поколений. Мы очень терпеливые, очень мудрые. Я не хочу никого обижать, но россияне - это специ-фические люди, и музыка у нас такая же. Она зародилась на широких просторах огромной страны.

      - Как вы считаете, сейчас, в наше время, можно создать такую песню, которая со временем получит статус народной?

      - Что такое народная песня? Это песня, прошедшая через сито времени и сохранившаяся в голове и в ушах. Я думаю, что из всего того, что есть сейчас, претендовать на народность может только "Миллион алых роз". Она останется. А из того, что есть сейчас, слушать практически нечего. Еще шесть-семь лет назад было что, а сейчас нет. У нас перестали появляться приличные произведения. Все, что в наши дни существует на эстраде, вторично. Это мировая тенденция. И с моей точки зрения, она должна дойти до определенного накала, а потом появится какая-то новая форма популярной музыки, которая позволит убрать все то, что есть сегодня.

      - Но вы являетесь художественным руководителем школы пения и видите, наверное, потенциал в ваших учениках?

      - Конечно. Талантливых детей много, но проблема в том, что у нас в школе всего тридцать шесть мест, поскольку наше помещение в пятьсот квадратных метров не позволяет по нормативам принять больше ребят. В нашу школу народной песни стоит очередь. Дети тянутся к народной культуре и обу-чаются с огромным оптимизмом, от всей души. Но, как я уже говорил, остается внешний мир. И мы не в силах его преобразовать. Почему народной музыки нет на радио? Музыку величайшей культуры невозможно услышать. Почему, объясните мне?

      - Потому что, говорят, "не формат"...

      - Правильно. И это происходит оттого, что люди, которые находятся сейчас у пульта радиостанций, воспитывались в 90-е годы. В большинстве своем они знают только пласт попсы и имеют слабые представления о традициях, в том числе о музыкальных традициях нашей страны. Возвращение к культурным истокам - не моя прихоть, это - основа крепости государства. Что говорить прописные истины о том, что дерево без корней падает?

      - За полгода, прошедших с того момента, как ваша школа получила статус государственного учреждения, что-нибудь изменилось?

      - У нас в стране существует два яруса образования в области народной музыки и народной песни. Это высшее образование и среднее образование, но никогда не было начального образования. Методики для обучения детей народной песне у нас нет. Сейчас, основываясь на тех книгах, которые я получил в Австралии, подключив специалистов кафедры сольного народного пения из Гнесинки, мы пытаемся разработать эти методики. У нас сейчас единственная в стране музыкальная школа народного пения. И только тридцать шесть мест. Моя задача сейчас - добиться того, чтобы правительство Москвы выделило нам больше места. Вы бы посмотрели на центр русской культуры в Таллине! Мы все сейчас говорим, как в Эстонии плохо относятся к русским, как там наших соотечественников зажимают. Я выступал там недавно. Мэр Таллина Эдгар Сависаар сидел в зале вместе с женой. Пообщавшись потом с ним, я выяснил, что этот "храм" русской культуры содержится на деньги мэрии Таллина.

      А мы сейчас с вами находимся в сарае, который называется Государственным учреждением культуры и образования "Центр русской культуры, искусства и  образования", который располагается в Москве, в трех километрах от Кремля. Из этой постройки 1947 года сейчас частенько вываливаются кирпичи, у нас нет горячей воды, и невозможно ее подключить. И это говорит об отношении к единственному и уникальному в Москве учреждению, связанному с русской национальной традицией.

      Вот откуда все начинается. А ведь русская культура - это не только пение и не только пляски. Это и костюм, и традиция застолья, промысел народный... У нас в Москве должен быть построен храм русской культуры, ведь храмы украинской культуры, а также грузинской и еврейской в столице стоят!

Рейтинг: 100