Янв. 5, 2014

«Кондопольский край», 23.10.2012

Слово Ныхас (Владикавказ)

194 от 23.10.2012

 

П. ТИТОВ

Кондопольскии край

Едва ли не каждый уголок ставрополья - "кондопога замедленного действия

На фоне остальных регионов СКФО Ставропольский край считается "оазисом спокойствия". Казалось бы, по праву.

Где-то рядом, на сопредельных территориях - боевики, теракты, межэтнические распри. А здесь - всероссийские здравницы, нарзанные ванны и прочие блага цивилизации. Туристы по-прежнему толпами едут сюда, игнорируя не менее живописные жемчужины Северного Кавказа.

Но настолько ли спокойно и стабильно Ставрополье? На этот вопрос в ходе служебной командировки попытался ответить корреспондент газеты"Слово"Петр ТИТОВ.

Тень города

... Попадаю в Ставрополь"с корабля на бал": краевой центр в этот день празднует свое 235-летие. День города отмечается пышно, с размахом; в народных гуляниях участвуют русские, армяне, чеченцы, осетины, греки, ногайцы, азербайджанцы, узбеки, выходцы из Дагестана... Весь этот интернационал настроен вполне дружелюбно. Межнациональные противоречия на время ушли в тень. Скрылись в осенних вечерних сумерках.

За праздником бдительно следит целая армия полицейских. В будни столько полисменов на один квадратный километр в Ставрополе не увидишь, вот и случается порой так называемая"межэтника"- конфликты на межэтнической почве. В основном, между славянами и кавказцами. Эти стычки местные стражи порядка спешат записать в разряд"бытовых"- так меньше головной боли. Но бывают и такие выяснения отношений, к которым"бытовуху"не пришьешь. Одно из самых резонансных в этом списке произошло пять с половиной лет назад. В массовой драке в Ставрополе между кавказской и русской молодежью был убит студент из Чечни. Спустя две недели здесь же в краевом центре зарезали двух русских студентов. Молодые славяне восприняли это двойное убийство как кровную месть со стороны чеченцев. На главной городской площади состоялся стихийный митинг, в ходе которого решительно настроенные юноши и девушки адресовали властям требование найти и покарать виновников злодеяния.

Эти события местные СМИ назвали"ставропольской Кондопогой". Если кто забыл, Кондопога - небольшой населенный пункт в Карелии, вошедший в историю"благодаря"кровопролитным столкновениям между русскими и чеченцами летом 2006-го.

Чужие среди своих

Но далеко не всегда межнациональные стычки в Ставрополе сводятся к пресловутому"кавказцы против русских". Как пояснили сотрудники полиции, случаются разборки и между самими представителями кавказской молодежи. Причем нередко даже между выходцами из одного субъекта федерации. Таких"внутрикавказских"потасовок я не увидел (два командировочных дня - слишком короткий срок), зато стал свидетелем явного"напряга"между молодыми жителями Дагестана.

... В спортбаре одного из спальных районов Ставрополя собрались дагестанцы поболеть за"Анжи". У стойки за кружкой пива удалось разговориться с Расулом Арзумановым - студентом из Махачкалы. Заметив, что за соседним столиком освободилось два места, я предложил Расулу составить компанию оставшимся там двум молодым людям."Нельзя", - сказал, как отрезал, Расул. Оказалось, он - аварец, они - лезгины. По той же причине за одним столом не стали смотреть футбол лакцы и чеченцы-акинцы (или ауховцы). Дагестанские противоречия продолжают оставаться таковыми и в восьми часах езды от родного каспийского берега.

... Однако победе"Анжи"радовались все одинаково.

Головокружение от узбеков

Надо сказать, что в последнее время согласно статистике подобного рода разногласия в столице края значительно реже выливаются в кулачные бои и поножовщину. Что называется, силовики не дремлют. Но не началось ли у силовиков, как сказал бы товарищ Сталин,"головокружение от успехов"? Ведь кто, как не они,"проморгали"другую проблему - противостояние между гастарбайтерами...

Проблема мигрантов, прописанных в"резиновых"квартирах, превратилась в головную боль не только для столицы Ставрополья, но и для всего края. Согласно информации из краевого управления федеральной миграционной службы (УФМС), в 2011 году в крае выявлено 6000"резиновых"квартир, в каждой из которых было зарегистрировано как минимум по десять иностранцев. Но десять - детский лепет по сравнению с тем, сколько мигрантов"приютила"одна из квартир в городе Ставрополе: в ней было зарегистрировано сразу 100 (!) человек.

Именно в столице края больше всех представителей зарубежья - в первую очередь из бывшего СССР. Преобладают узбеки, в основном эксплуатируемые на стройках.

- От них уже в глазах рябит! - жалуется жительница Ставрополя Анна Задемитченко. - Куда ни глянешь - то узбек, то туркмен, то армянин...

Именно туркмены и армяне стали фигурантами противостояния в ноябре 2010-го. Выполнявшие в Ставрополе строительные работы представители обоих этносов что-то не поделили в своей профессиональной сфере. Около шести десятков мигрантов собирались сойтись стенка на стенку, но в последний момент массовой драки удалось избежать благодаря милиции, оказавшейся"в нужное время в нужном месте". Аналогичные междоусобицы не редкость среди иностранцев, готовых драться за место под щедрым ставропольским солнцем.

Абазинский вопрос

В мигрантов могут превратиться при определенном стечении обстоятельств и коренные жители Ставрополья. Речь об абазинах, компактно обосновавшихся в Кисловодске и его окрестностях. Возможно, в этом случае абазино-карачаевские распри станут достоянием истории.

Расселены абазины большей частью в Карачаево-Черкесии, но и в Кисловодске их немало. Что касается КЧР, то помимо выяснения отношений с соседями-карачаевцами этот этнос тяготится и своим"размытым"статусом. Ведь в означенной республике титульной нацией являются карачаевцы,"народом номер два"- родственные абазинам черкесы, ну а сами абазины позиционируются в качестве"третьесортной"народности. В Кисловодске же они и вовсе"нацмены".

Среди самих абазинов уже идут разговоры о целесообразности репатриации на"землю обетованную". То есть, в Абхазию. Именно оттуда их пересилили на теперешнее место жительства после Кавказской войны.

- На своей исконной родине мы станем частью титульного этноса, - говорит этнический абазин Мухаддин Джантемиров, - ведь мы с абхазами один народ, разница лишь в диалекте.

К воссоединению абхазов и абазин проявляет интерес и Абхазия. Ведь сейчас в этой стране с 250-тысячным населением абхазов лишь от 75 до 95 тысяч - то есть, примерно треть. Вместе же с абазинами коренных жителей будет уже почти половина. Варианты новой"абазинской дислокации"- Гагрский район, верховья реки Бзыбь или Кодорское ущелье.

Миротворчество: деньги на ветер?

Но если"абазинский вопрос"- пока"мина замедленного действия", то в том же Кисловодске кое-где"мины"уже взрываются. В июле нынешнего года здесь произошла массовая драка между казаками и кавказцами, среди которых были представители разных этносов. В результате побоища, в ходе которого применялось травматическое оружие, двое человек скончалось по дороге в больницу, третий умер в реанимации.

В этом же месяце,"урожайном"на конфликты, в селе Серноводское произошел конфликт между военнослужащими и местными жителями мусульманского вероисповедания, - сообщили в краевом МВД. Здесь же, в МВД, настаивают:"бытовая драка, никакой "межэтники". Обычный вердикт для подобных "разборок". Однако информированные эксперты уверяют: в скором времени все кардинально изменится, и власти начнут любому конфликту присваивать статус "межнационального". Под это дело, мол, можно будет выбивать деньги из "федералов". А пока, мол, рановато.

А пока - пристрелка боем? Очень, надо сказать, интенсивная. Вот лишь некоторые факты. Август 2009-го. Массовое побоище между местными и выходцами из Дагестана в селе Пелагиада. В конфликте приняло участие около трехсот человек, один участник драки погиб.

Декабрь 2010-го. В Зеленокумске в ходе столкновения между казаками и чеченцами двое казаков были тяжело ранены.

Сентябрь 2011-го. В селении Дивное прошел стихийный митинг после нескольких драк и перестрелок между славянами и даргинцами.

... А сколько еще "конфликтов местного значения" осталось за кадром...

Затишье перед бурей?

... Селение Канглы, что в 7-8 минутах езды от города Минеральные Воды. Здесь компактно проживают ногайцы еще с середины 19 века. Их отношения с местными казаками безоблачными не назовешь, но это - пример эффективного "разруливания" конфликтных ситуаций благодаря грамотной политике властных структур. Примерно так же - при помощи разумного вмешательства властей - удалось предотвратить межэтнические столкновения в сопредельной Кабардино-Балкарии.

Что касается Канглы, то в этом тихом патриархальном уголке ничто не намекает на возможность каких-то междоусобиц. Доброжелательные колоритные сельчане. Отары овец на полях. Уютные магазинчики. В одном из магазинов, между прочим, прямо среди емкостей с крупой и сахаром на прилавке лежит... хеджаб. Аккуратно упакованный в красивый полиэтиленовый пакет. На пакете - арабские иероглифы.

- Откуда вещица? - спрашиваю у продавца.

- Зачем это тебе? - раздается в ответ.

- Да просто интересуюсь.

Продавец демонстративно отворачивается. Показываю журналистское удостоверение. Не говоря ни слова, продавец хватает хеджабы и прячет их под прилавок.

... Кто бы знал в тот момент, что пару недель спустя слово "хеджаб" взорвет российское медийное пространство?

Никто не хотел ущемлять

Пятигорск. Административный центр СКФО. Географический, пожалуй, тоже: в 15 минутах езды - кабардинское селение Залукокоаже. 40 минут - до Черкесска. Да и до Чечни рукой подать. Неудивительно, что "кавказское присутствие" в этом русскоязычном городе ощущается на каждом шагу. Кавказское или, точнее, мусульманское.

Новая "фишка" - импровизированные мечети в частных домах и пристройках на подворьях. Казаки негодуют. Говорят: мы ж, мол, не знаем, кто там Аллаху молится - обычные магометане или ваххабиты. Попробуй проверь...

Негодование выливается в неожиданные проекты. Так, модными среди населения стали разговоры о создании внутри Ставропольского края так называемой Русской республики. Или, на худой конец, Казачьей. Мол, все регионы СКФО, кроме Ставрополья, имеют республиканский статус. Так что, дескать, налицо "административная ущемленность" региона.

Насколько эта идея жизнеспособна?

"Подобного рода проекты не только эфемерны, но и контрпродуктивны, - убежден доктор философских наук, доцент кафедры социальной философии и этнологии СГУ Борис Аксюмов, - поскольку в России, где проживает свыше 80% русских, не может быть отдельной республики. Не зря же Путин в одной из предвыборных статей назвал русский этнос государствообразующим..."

Что называется, без комментариев.

Рейтинг: 0