Ноя. 9, 2014

По крупицам возродим традиции

07.02.14  

 

 

 

Дорогих гостей в областном Центре романовской игрушки в селе Троицком, что в Липецком районе, встречали с мороза горячим чаем, колядками и представлением самодеятельного театра.

— Мы стремимся возродить подлинные народные традиции, складывавшиеся в нашем крае веками, — рассказывает директор Центра Марина Кирсанова. — У нас собрались настоящие таланты, искренние энтузиасты своего дела. В Год культуры мы задумали реализовать масштабную акцию — каждый месяц выпускать программы, посвященные важным народным праздникам — Святкам, Масленице, Троице, их истории, обрядам, преданиям и традициям. Задача непростая, но мы полны решимости её выполнить ради сохранения культурного наследия. Также липчан и гостей области ждут интересные выставочные проекты, мастер-классы от народных умельцев и другие интересные мероприятия. В скором времени собираемся провести фестиваль для детей-инвалидов под девизом «Я могу, я творю».

Начало года — это светлые праздники Рождества и Крещения Христова. Время радости, колядок, святочных гаданий о будущем, ожидание чуда. В старину рождественские дни было невозможно представить без вертепа — оригинальной формы народного театра. Вертепы давали представления в самых разных местах — от постоялых домов до ярмарочных площадей. Неизменным оставался евангельский сюжет драмы о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф.

В Троицком, готовя интерактивную программу «Дары волхвов», полностью воспроизвели классический вертепный театр, представляющий собой переносной двухэтажный ящик. В полу обоих этажей сделаны прорези, по которым вертепщик водит деревянных кукол. По замыслу верхний этаж находится в Раю (мир горний), нижний этаж — на земле (мир дольний), в нем дыра в Ад, куда в итоге за свои злодеяния проваливается царь Ирод, отдавший жестокий приказ перебить вифлеемских младенцев. Самый высокий райский ярус — место для ангелов, славящих рождение Иисуса. Вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания.

В исполнении артистов Центра древняя библейская история стала притчей об извечной борьбе добра со злом, понятной и взрослым и самым маленьким зрителям. А уникальные куклы, сделанные по старинным эскизам, приковывали всеобщее внимание.

Еще один яркий момент Святок — колядование, обычай хождения по домам с поздравительными песнями, желавшими хозяевам здоровья, обильного урожая, благополучия. Группа ряженых обильно усыпала зрителей пшеном, напевая: «Пусть рождественское чудо с нами следует повсюду». Ощущение — словно ты попал в крестьянскую избу на пару веков назад.

Интерактивные программы — далеко не всё, что Центр может предложить зрителям. Не менее интересна и его выставочная деятельность. На этот раз гости из Белгородской области привезли к нам экспозицию «Белгородский пересек», включающую в себя более двадцати видов народных промыслов, распространенных в Белогорье: от лоскутного шитья и керамики до глиняных свистулек.

— Символично, что выставка проходит в год 60-летия наших областей, — говорит директор старооскольского Центра декоративно-прикладного искусства Инна Белых. — Белгородчину и Липецкую область связывает общая судьба, и такие совместные проекты, как этот, помогают сдружиться, лучше узнать традиции и творческие приёмы. Не случайно и название выставки «Белгородский пересек» — это символ пересечения культур наших самобытных регионов. Приятно поражена столь теплым приемом липчан. У нас много общего, но и особенностей тоже немало. Всегда полезно взглянуть на себя со стороны. Скажем наша старооскольская игрушка более строгая, чем романовская. Старый Оскол в XVII-XVIII веках был городом-крепостью, в нем жили служилые люди, оборонявшие рубежи от набегов кочевников, и поэтому им был ближе такой суровый стиль.

О секретах местных глиняных фигурок зрителям рассказал народный мастер России Владимир Лобынцев.

— Ещё каких-то лет тридцать назад этот исконный промысел находился в упадке, — вспоминал он. — Возродить его помогли замечательные мастерицы — сестры Наталья и Ольга Гончаровы. Мы с супругой познакомились с ними в середине восьмидесятых, меня поразили их чувство стиля, органичность росписей, лаконичная простота форм. Так, по крупицам, начали возрождать традиции изготовления игрушек. Теперь это почти забытое искусство благополучно живет и развивается на радость нашим потомкам.

Все желающие на мастер-классах могли научиться делать глиняных барышень и всадников, а также узнать от лучших мастеров белгородчины, как из тряпочек и печной золы изготовляются уникальные зольные куклы, расписываются подносы, плетутся разноцветные пояса. Для детей белгородцы приготовили особую творческую программу. Ребята с удовольствием лепили свистульки из глины. А создавать атмосферу праздника помогали участники старооскольского фольклорного ансамбля «Завалинка» под управлением Ирины Чекушевой, которые привезли в Липецк программу из традиционных песен различных районов Белгородчины.

Выставку «Белгородский пересек» можно увидеть в Троицком до конца февраля.

Этой публикацией «Липецкая газета» начинает совместный с областным Центром романовской игрушки проект. В течение года мы будем знакомить наших читателей с народными традициями и обрядами, ожившими стараниями их верных хранителей — специалистов Центра.

Рейтинг: 0