Ноя. 9, 2014

Куклы на всю жизнь

05.12.13

 

Таких подарков я еще никогда не получала. Передо мной на столе стояли две куклы: побольше и поменьше. Тяжеленькие, похожие на столбики, в русской народной одежде и без… лиц. А третья куколка вообще стоять не могла, поскольку вместо ножек и ручек у нее были ниточки.

На ощупь они были почему-то теплые и как бы живые. Эти куклы сделала для меня своими руками кандидат педагогических наук, доцент ЕГУ имени И.А. Бунина Ольга Коротких. Заметив, как недоуменно я их разглядываю, Ольга Валериевна ответила на мой незаданный вопрос: «Именно таких делали наши далекие предки». Ее усилиями собрана коллекция кукол Центральной России и в Липецкой области, при университете, создан музей. Но интересует ее не просто история народной игрушки, а то, как наши пращуры при помощи игрушек этих воспитывали своих детей, передавали традиции и нравственную культуру. И возник этот интерес не на пустом месте.

— Когда мы нынче стенаем насчет бездуховности и безнравственности нашей молодежи, мы совершенно не увязываем это с теми игрушками, в которые они играли в детстве. Чему может научить Барби? Это уже «зрелая девица» с ярко выраженными формами и всеми атрибутами взрослой жизни. Не лучше и другие ее «подружки» с ярким макияжем, надутыми губами, в сексапильных одежках. К ним прилагаются роскошные кукольные дома, машины, женихи и «дружки-ковбои». С такими куклами можно играть в «дочки-матери»? А потом мы удивляемся, что девушки поголовно мечтают попасть на Рублевку. Американцы пошли еще дальше — у них уже есть куклы-гермафродиты: до пояса — девочка, а ниже — мальчик. Наверное, пытаются воспитать таким образом терпимость к разным формам сексуальной ориентации. Или же с детства настраивают ребенка на то, что, будучи мальчиком, он может ощущать себя девочкой.

— Неужели и до такого абсурда можно дойти?!

— Как видите. А представьте себе куклу, у которой ножки словно ампутированы выше колен, зато к игрушке прилагаются протезы. Неужели они всерьез думают, что вот так можно научить ребенка состраданию и доброму отношению к людям с ограниченными возможностями? Я ничего не придумываю, у меня есть фотографии с американского сайта. Но больше всего меня добила «вешалка для одежды», на которой вместо крючков торчат кукольные руки и ноги. Вид жуткий! А подпись гласит, что если кукла сломалась, это не беда — можно сделать вот такую «прикольную» вешалку.

— Извращенная фантазия взрослых не знает границ… Но расскажите мне про тех кукол, которые я держу в руках.

— Вот эти две тяжеленькие — куклы-зерновушки, они на самом деле наполнены зерном, причем отборным. Их дарили осенью, после сбора урожая. Молодой паре желали столько же детей, сколько зернышек в кукле, а пожилым — столько добрых дел. Весной, когда начиналась посевная, первым в землю бросали именно зерно из кукол. Оно становилось своего рода оберегом будущего урожая. Бывали куклы-зерновушки с локоть, в них помещалось ведро зерна.

— А почему у этих кукол лица не нарисованы?

— На Руси считалось, что если кукле нарисовать лицо, в нее может вселиться злой дух и навредить ребенку. Опять же, с лицом уже идол получается. А вот когда мордочка не нарисована, какой простор для фантазии ребенка! Такая кукла может быть и дочкой, и мамой, и бабушкой. Вот он, огромный вариант ролевых игр, которые исподволь готовили девочку к семейной жизни. А какие ролевые игры могут быть с Барби или куклами Братц? Вы правильно заметили, что «зерновушки» теплые: их туловище — это полотняный мешочек, в который насыпано зерно, а от него тепло обязательно идет. А еще рискну предположить, что это ощущение тепла связано как-то и с нашей родовой памятью.

— А вот это что за странная куколка: маленькая, некрасивая, с ниточками вместо рук и ног?

— А это кукла-жалейка. Ее специально делали такой некрасивой, как бы убогонькой. Мама давала эту куклу дочери, когда той исполнялось лет шесть-семь, и приглядывалась, как ребенок с нею обращается. Если заворачивает в лучший лоскуток, баюкает, жалеет — все в порядке. А если оторвал ниточные ручки-ножки да забросил подальше, значит, прореха в воспитании и надо срочно эту прореху заделывать, душу ребенка лечить.

— Сегодня «семейные традиции» чаще всего воспроизводятся в ссорах молодоженов: «Моя мама иначе готовила» — «А моя мама иначе убирала». А как было тогда?

— В старину народные традиции служили как раз укреплению семьи. Выдавая дочь замуж, мать делала ей специальную куклу: без рук, туго перетянутую лентой. Кукла должна была напоминать невесте и молодой жене о том, что она уходит в чужой дом, где свои правила и порядки. А в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не лезут, так что и руки без спроса протягивать нельзя. Нравится нам этот уклад жизни или не нравится, но в те далекие времена он был таким, и готовить к нему начинали заранее, даже с помощью таких символических кукол. Еще были «зольные» куклы, у них единственных не было платочков на голове. Голова делалась из ткани, в которую насыпалась зола из домашнего очага. Такую куклу родители тоже дарили дочери, когда она уходила жить к мужу. Огонь родного очага должен был хранить и оберегать ее, одновременно на уровне огня соединялись и благославлялись два рода. А еще такую куклу делали, когда собирались переезжать в новый дом, чтобы в него перешло тепло старого очага и чтобы забрать с собой домового. Если суженый должен был отправиться в дальний путь или военный поход, женщина давала ему с собой такую же куклу, но уже как оберег. А оберегал, опять же, родной очаг. Видите, какое огромное значение придавалось семье и дому!

— А для мальчиков кукол делали?

— Да, делались «куклы-мальчишки» с торчащими в разные стороны руками. Крепились такие игрушечные «образы» на палочки, которые можно было крутить между пальцами. Крутясь, куколки размахивали руками, получалось, что они как бы дерутся. И мальчишки устраивали такие шутливые драки на куклах. Наши предки были очень умными и умели агрессию у детей перевести на уровень игры.

— Но тогда не было психологов, значит, это все возникало на уровне интуиции?

— Я сама поражаюсь их мудрости и каким-то интуитивным знаниям. Малышам тоже делали куклы-вертушки. Это теперь мы знаем, что моторная зона правой руки располагается рядом с речевым центром в головном мозге. И развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи у малыша. Но они-то этого знать не могли! А посмотрите вот на эту погремушку, в которую насыпали горох или семечки. Упоры на ее ручке сделаны так, что пальчики малыша невольно складывались в кулачок абсолютно правильно. И если была какая-то родовая травма, то такая погремушка служила своего рода тренажером для ручек.

— А бывали какие-то «злые» игрушки?

— «Злые» игрушки, стимулирующие с самого раннего возраста агрессию и жестокость, делают сейчас. Если это игрушечное оружие, то оно внешне подчеркивает и демонстрирует наибольшую разрушительную силу. Если это кукольные герои, то они непременно беспощадны и жестоки. Я уже не говорю о том, что сейчас в качестве игрушек делают вампиров и прочую нечисть. А ведь дети отождествляют себя с тем, во что играют. В старые времена куклы делились на игровые, обрядовые и магические. Игровые куклы никогда не были злыми или устрашающими, не изображали отрицательных персонажей. Родители считали, что в детей могут вселиться «оригиналы» этих персонажей.

— А с какими куклами нельзя было играть?

— Ну, тут примеров может быть много. Ну, скажем, куклы-Лихоманки, которые должны были оберегать от Кумохи. Кумохой в нашей местности называли весеннюю лихорадку — за зиму организм слабел, терял витамины, и люди начинали болеть. Считалось, что Кумоха с двенадцатью сестрами проникают через печные трубы в избы и нападают на людей. Чтобы избежать этого, женщина читала заговор и одновременно вязала тринадцать кукол. Последний узел должен был совпасть с последним словом заговора. Считалось, что Кумоха с сестрами увидит кукол и вселится в них, а не в людей. Их ставили за печкой, а накануне Благовещения Пресвятой Богородицы сжигали. Но в эти куклы, понятно, никто не играл. Или кукла «мамка-кормилица». К ней привязывалось много-много кулечков, как бы младенцев. Эта кукла олицетворяла многодетную семью, а в наших краях, связанных с земледелием, чем больше работников в роду, тем он благополучнее. Эту куклу ставили куда-нибудь повыше и не разрешали чужим до нее дотрагиваться.

— А игровых кукол делали только мамы и дети со временем начинали приобщаться к необычному ремеслу?

— Знаете, были такие «куклы на Выхвалку». Девочка сама их делала, когда ей исполнялось лет десять-двенадцать. Она должна была не только сама сшить куклу, но и одеть, обуть ее, чтобы потом продемонстрировать старшим девушкам на посиделках. От мастерства, с которым была сделана кукла, зависело, позволят ли девочке ходить на посиделки, на которых девушки занимались рукоделием, а парни выбирали себе невест. Неумеху замуж бы никто не взял. Это было своего рода возрастное посвящение, после которого девочка могла уже считаться невестой.

— Я вот слушаю вас и понимаю, сколького мы лишили наших детей и сколького лишились сами…

— Да, но ведь все это и сегодня можно возродить! Особенно, если начинать с детского сада. Мы проводили исследования и пришли к выводу, что современные куклы, всякие компьютерные игры не дают возможности детям по-настоящему наиграться, они часть детства своего теряют. Так давайте общими усилиями попробуем вернуть им его!

Рейтинг: 100