Ноя. 16, 2014

Россия для русских или же для россиян?

 

http://mkala.mk.ru/article/2014/04/24/1020010-rossiya-dlya-russkih-ili-zhe-dlya-rossiyan.html

Кто нас придумал? Об образе кавказцев в сознании россиян и СМИ

24.04.2014

Наверное, ни для кого не секрет, что имидж Кавказа на общероссийском фоне в последние годы оставлял желать лучшего. Многие СМИ представляли своим читателям жителей северокавказских республик в образе некоего злодея, танцующего лезгинку с кинжалом в зубах. И это не могло не отразиться на наших взаимоотношениях. Но в последние пару месяцев ситуация несколько изменилась. Чем это обусловлено, пытались разобраться два довольно известных человека: блогер, заместитель председателя Союза студенческих землячеств Азамат Минцаев и редактор отдела образования и социальной политики газеты «Горянка» Марзият Байсиева.

Азамат Минцаев: «Свершилось, друзья! Можно возрадоваться: мы паче не слышим о злодеяниях выходцев из Кавказского региона! Наконец-то кавказцы образумились, перестали стрелять, убивать, насиловать, избивать, танцевать лезгинку на площадях, приостановили акты столь любимого людоедства! Неужели мы образумились? А быть может, кто-то нашел необходимую кнопку Stop? Второй вариант мне кажется наиболее близким к истине: кнопка нашлась, но только не на мифическом пульте управления своевольных кавказцев, а на пульте средств массовых информаций. И кнопка эта называется – «Остановить стравливание людей». Ой, тяжелое все-таки это название, не совсем красивое, гармоничное и длинное, но точно отражает суть принципа работы данной схемы!

Вы знаете, даже я – человек из молодежной среды, общественник, молодой политик, занимающийся налаживанием межкультурного, межнационального, межконфессионального диалога – в один период засомневался в возможности нормального, уважительного сосуществования людей разной национальности в рамках нашей страны! Эта мысль предательски подкрадывалась тогда, когда я был наиболее уязвим и со своей командой вел позиционные бои на просторах многонационального Интернета, различных дискуссионных площадках. Видя потоки агрессии и ненависти с разных сторон, попадая в ситуации, когда я и мои близкие становились жертвами откровенно ксенофобских и националистических настроений, я сдавался и позволял мыслям о невозможности диалога между абсолютным большинством одолевать себя и вводить в состояние апатии, подавленности. Благо, что ребята, работающие со мной, не позволяли мне надолго оставаться тет-а-тет с этими упадническими идеями. Попытки открыть глаза людям на суть происходящего и объяснить, что мы такие же люди, как и они, совсем не такие, какими нас выставляют в свете голубых экранов, газетах, радио, не приносили и малейшего успеха, а в глазах людей выглядели лишь попытками оправдаться! Но мы не искали оправданий! Нам нужна была правда! Нам, ребятам разной национальности, русским и «не очень», работающим вместе и строящим свой мир, где правили уважение, понимание и полная идиллия!

Но напряженность витала в воздухе, и было ощущение, будто этот самый воздух процеживали через сито, покрытое мембраной злости и презрения! Куда бы я ни ходил с друзьями, где бы ни появлялся в компании товарищей, почти везде замечал настороженные взгляды, нередко злые. Все не могу забыть, как почти при каждом посещении известного СПА и банного комплекса в составе друзей (6–7 и почти все всегда небритые, примерно как я, но аккуратные) мы всегда сталкивались с тем, что люди обходили нас стороной, или когда мы заходили в хамамы, люди уходили. Скорее всего, это было продиктовано тем, что никто не хотел оказаться жертвой опасных бородатых людей, у которых даже в шортах могут быть пистолеты да ножи – так утверждали журналисты, некоторые политики, общественники...

Почти каждое мероприятие известных промоушенов смешанных единоборств проходило по такой схеме: если дерутся бойцы, русский и кавказец или иностранец и кавказец, то это явное разделение зала на «свой» и «чужой» со всеми вытекающими и небольшой напряженностью.

Ситуация была действительно тяжелой и будоражила умы многих! Еще в то время мои коллеги и я говорили о том, что есть принципиальное решение проблемы межнациональных отношений, и это решение просто как день – заткнуть провокаторов, а именно СМИ, и привлекать их к ответственности за разжигание! Не запретить им говорить о кавказцах, преступниках вообще, но запретить заниматься хулой, обливанием грязью и сказками! Ведь если тебе каждый день буду твердить, что за забором у соседей сидит на цепи тигр, то рано иди поздно ты в это поверишь.

Мы предлагали делать программы, рассказывать о хороших людях, снимать передачи, показывать разные стороны и искать пути общения, показывать тех, с кого можно и нужно брать пример! Но нас не слышали, а кто слышал, говорили, что мы хотим заткнуть СМИ, скрыть правду и защищаем своих! Видимо, в тот период было выгодно устраивать такого рода фокусы с южанами...

Прошло время, и посмотрите, что происходит сегодня! О, Всевышний, произошло чудо! О кавказцах не говорят, будто и не было былых проблем, люди стали терпимее друг к другу! Но самое удивительное было на последних боях Fight Nights, где я увидел, как многие русские болели за кавказцев с криками: «Мага, давай его!»; «Ислам, мы за тебя!». Меня и сидящих рядом удивило такое поведение зала! Но на самом деле это – следствие изменений в политике СМИ, а точнее, смена ориентиров!

Сегодня все информационное поле занимают соседи, братья-украинцы, и все внимание отдано им! Вы думаете, что кавказцы изменились за эти несколько месяцев? Нет, мы остались такими же, зато поменялись приоритеты у тех, кто создает повестку дня! Сегодня в стране практически нет проблемы межнациональных отношений, и, более того, на федеральные каналы зовут выходцев из Кавказского региона, чтобы рассказать об их геройстве, как, например, сейчас это происходит с ребятами-азербайджанцами из Астрахани, которые спасли целую семью из горящей квартиры, их зовут на Первый канал! Также вспомнили 18-летнего Шамиля Манаева, героически погибшего в августе, спасая тонущего, единственного из множества людей, бросившегося на помощь утопающему! И, кстати, в начале апреля Шамилю присвоили звание Героя России посмертно.

Такое ощущение, будто кто-то сказал: все, хватит помоев (простите за мой уличный), можно им и заслуженный пряник дать подержать...

 

Почему-то у меня устойчивое ощущение, что нам просто дали передышку и вскоре журналисты, их «друзья», «соратники» займутся старым делом. Надеюсь, что ошибаюсь! Но мы не из робкого десятка! Сила в единстве, а единство – в понимании!»

 Марзият Байсиева: «В Интернете степень закипания споров на разные темы имеет довольно широкий диапазон. Но пик, кульминация – отношения между кавказцами и русскими. Здесь у многих пользователей сети не только доводы, но и крики, а порою – вопли души. Очень много провокаторов, которые преднамеренно задают полемике не конструктивный, а оскорбительный характер.

О высоком интересе к теме свидетельствуют цифры просмотров видео на данную тематику. «Обращение к дагам», показанное в программе «Человек и закон» 6 октября, набрало более 1 731 000 просмотров. Молодой дагестанец обращается к своим соплеменникам с просьбой вести себя в Москве прилично. Он рассказывает, как сел в такси, а таксист-таджик под шестьдесят лет потребовал предоплату, заявив, что последние сто дагестанцев, которых он подвозил, ни копейки ему не заплатили. Говоря простым, народным языком, кинули. Молодой дагестанец утверждает, что в Дагестане у всех таксистов «стволы» и за подобное хамство пассажир будет пристрелен. «Почему в Москве вы ведете себя как быки, так, как в Дагестане вести себя не можете?» – вопрошает автор видеообращения. Далее он упрекает молодых в том, что они «шабят», общаются с «путанами», а приезжая в Дагестан, надевают личину глубоко верующих. «Почему из-за вас нас всех должны ненавидеть?» – вырывается у него риторический вопрос.

А вот другой видеоролик – «Мнение кавказца о московских жителях и их культуре». Тут почти 14 000 комментариев. И споры между сторонниками совершенно различных точек зрения порой переходят в открытое противостояние. Многие люди славянской национальности почему-то уверены, что кавказцы в Москве – пришлые. Кавказцы же пытаются им напомнить, что Кавказ – часть России и Москва – столица кавказцев тоже. Свобода передвижения по родной стране для законопослушных граждан прописана в российских законах. Мы имеем право жить – законное право (!) – в любой точке России. Почему оно оспаривается?

Правильную точку зрения по радио и на телевидении не раз озвучивал тележурналист Максим Шевченко. Когда ведущая передачи сказала, что «у нас накрашенная девушка в короткой юбке – это нормально, а вот на Кавказе так не пройдешь», Шевченко возмутился: «Когда это у русского народа было принято срамоту выставлять?» Далее он осудил свободные нравы российской молодежи, подчеркнув, что традиции русского и кавказских народов очень близки: семейные ценности и уважение к старшим составляют их стержень. Также Шевченко убежден, что в России нет национального вопроса.

Вот «видеообращение молодежи Краснодара», и опять поднимается проблема межнационального согласия: «На этой площади кавказцы танцевали лезгинку, а потом избили одного нашего. Если ты находишься в казачьем городе, не надо выставлять этнические права. Слава Руси!» Да… Никогда не могла понять, почему лезгинка вызывает так много отрицательных эмоций? Если есть площади, то надо танцевать, и не только в праздничные дни!..

Вот короткий видеоролик «Русские наказали кавказца» о том, как кавказца, неправильно припарковавшего свою машину, бьют два русских мужика, причем у одного в руках железная труба. Прохожие не проявляют интереса к происходящему. Вот так страна… россияне… В YouTube этот ролик собрал почти два миллиона просмотров.

Что же происходит? Неужели в отрицательном отношении к нам нет нашей вины? На днях в Интернете посмотрела видеообращение молодых кабардинцев к молодежи. Они призывали ровесников вести себя прилично. Приводили массу примеров, когда в Нальчике наша молодежь была не вполне адекватной. Но мне кажется, что в республике многих сдерживает фактор «глаза»: могут увидеть соседи, родственники, однокурсники, и потом на реабилитацию уйдет вся жизнь. А в Москве кто кого видит? Эта развязность приводит к беспределу. Понятно, что если бы вся наша молодежь в Москве и Питере вела себя хорошо, такой волны неприятия, которая наблюдается сейчас, не было бы.

Видеоролик «Женщина Кавказа – жителям Кремля» – выступление депутата Народного собрания Карачаево-Черкесии Муратхан Михайлович на третьем съезде ООД «Всероссийский женский союз “Надежда России”». Эмоциональное выступление депутата вызвало овации в зале, в Интернете количество комментариев к ролику достигло 12 тысяч. Михайлович сказала: «Наши политики, не говоря о кавказских семьях, не были в русской глубинке. Посмотрите, что там происходит: нищета, спивается русский народ. Нам больно за русский народ. Кавказ верил России. Но наши дети стали изгоями в России. Почему? Закрыты заводы и фабрики, колхозов нет. И кто подобрал наших детей? Иностранные эмиры. Они создали такие организации, такую заразу пустили на Кавказ, и мы сегодня стесняемся и называемся лицами кавказской национальности. Когда я пела песню «Россия, Россия, Родина моя», считала себя частью России, а сейчас сомневаюсь. В Москве ко мне подходят милиционеры и требуют документы только из-за моего внешнего облика. Это для меня оскорбительно. Вот на днях около метро остановил меня милиционер и говорит: «Предъявите документы». Я сказала: «Почему я должна предъявлять документы? Я в своей стране». Но раз требует, надо предъявить, и полезла в сумочку. Из нее выпал мой партбилет. Милиционер спрашивает: «А что, такая партия все еще существует?»

– Существует! – говорю. – И при той партии у меня никто не спрашивал документы, какой я нации и зачем еду в столицу родной страны.

Мой внук через два года заканчивает школу. Куда нам ехать учиться? Ведь остановят же на первом посту и скажут: «Куда ты, черномазый?» Остановят, а как получат взятку, пропустят. Кроме денег, сейчас никому ничего не надо».

Читая обсуждение под многочисленными видеообращениями на русско-кавказскую тему, я поняла, что многие русские думают, что кавказцы невежественны и совершенно не тяготеют к образованию. Это, конечно, не так.

Другой момент: многие пользователи сети уверены, что на Кавказе женщины в семье угнетены и живут как рабыни. О, если бы видели они наши рабочие коллективы, зачастую на 80 процентов состоящие из женщин!

Конечно, можно допустить мысль, что тему кавказцев искусно используют для того, чтобы отвлечь внимание населения от низких зарплат, пенсий, от недостатков в сферах образования, медицины, социальной политике. Это вполне может быть. Однако есть причины, о которых можно говорить со стопроцентной уверенностью, без «может быть». Например, ослабление культурных связей между регионами. Люди в одной стране не знают жизни и культуры друг друга и, естественно, питаются легендами и баснями. По этим басням мы – кровожадные, необразованные, ну просто дикие люди. Докажем ли мы обратное?»

Рейтинг: 0