Ноя. 14, 2015

Великие религии рождают великие культуры

На одном из майских заседаний комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций была рассмотрена инициатива, поступившая от ряда конфессий. Ими предложено разработать цикл занятий - экскурсий, знакомящих старшеклассников с основами различных религий. Идея получила поддержку у депутатов Мосгордумы. О первых результатах проекта рассказывает председатель комиссии МГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев.

- Главная цель проекта - знакомство с историей и культурой разных конфессий, представленных в нашем городе. На сегодняшний день идею поддержали Русская Православная церковь, Федерация Еврейских общин России, Московская община буддистов и Духовное управление мусульман города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият". "За" высказались Департамент образования и Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма.

Рабочее название "Уроки толерантности" не полностью отражало основную идею проекта. Мы составили топ-лист из 13 вариантов названий. Среди них были, например, такие, как "Духовный облик столицы", "Зеркала культур", "Сотрудничество культур, этносов и конфессий", "Духовные ценности", "Диалог культур во имя мира", "Часы мира и согласия", "Москва многоконфессиональная", "Курс веротерпимости и миролюбия" и другие. Провели опрос, и с результатом в 76 баллов победил "Диалог культур". Мы надеемся, что уже с 1 сентября текущего года начнем проводить факультативные занятия и охватим программой 30 - 40 столичных школ.

Пока же в летние месяцы депутаты, эксперты-школьники посещают пробные экскурсии. На фокус-группе лежит большая ответственность: дать заключение по каждому из предложенных занятий. Главный критерий - курс должен быть интересен, в первую очередь молодой аудитории.

Первым свои двери распахнул для нас Московский буддийский культурный центр. Гостеприимные хозяева - буддисты школы Алмазного пути - рассказали о рождении и годах становления Будды, о буддизме как философии жизни. А потом каждый мог попробовать себя в роли буддийского учителя. Игра заключалась в следующем. Задавался вопрос из любой области знания и нужно было придумать ответ в духе философа-буддиста. Например, на вопрос: "Что олицетворяет образ Ивана-дурака в русских народных сказках?" - был найден такой ответ: "Жизнь проще, чем кажется на первый взгляд!" Звучали вопросы из области математики, физкультуры, живописи, физики. В игру с удовольствием включились все: и взрослые, и дети. Нам было интересно посмотреть на привычные вещи и явления под иным углом зрения. После были и угощения, и подарки, и предсказания... Мне достался магнит с изречением Будды: "Пусть у всех существ будут счастье и причины для счастья!"

Следующий наш визит состоялся в Высоко-Петровский ставропигиальный мужской ставропигиальный мужской монастырь, что на улице Петровке. Нас встречал иеромонах Лаврентий в полном монашеском облачении. Он рассказал об истории уникального храма, его роли в жизни рода Нарышкиных, Петра Первого. Мы поднялись на колокольню и осмотрели исторические места с высоты. Подъем на колокольню оказался тоже очень интересным: лестница темная, крутая, узкая, с низкими сводами... Все отметили, что внутри монастыря попадаешь в особый мир. В нем царит покой, неторопливость, умиротворение. Даже шум города не проникает через древние стены. Нам посчастливилось посетить Петровский, Боголюбский, Сергиевский, Толгский храмы и узнать много интересного. Например, в какой из храмов ударила молния, что за посох и серебряная ступня здесь хранятся, а также почему на территории монастыря так много кошек. А еще под руководством послушника молодые люди могли попробовать себя в качестве звонарей. Получилось не у всех. Трудное это, оказывается, дело... Не обошлось без угощений. Трапезничали все в настоящей монашеской трапезной.

Третье занятие прошло в музее Андрея Рублева, что в Спасо-Андрониковом монастыре. Первое впечатление от увиденного - уютный, цветущий оазис посреди шумного мегаполиса. На территории именно этого музея-монастыря сохранилась древнейшая белокаменная церковь Москвы. Здесь работали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Силами исследователей и историков был создан музей. Сегодня в нем насчитывается более 30 тыс. экспонатов. Особую ценность представляют иконы. Во все времена именно они помогали молящемуся, рассказывали о невидимом простым людям мире, сопровождали человека на протяжении всей его жизни, а через символы и художественные средства несли информацию и наполняли душу эмоциями. Для наших предков икона была живописной книгой.

В ходе экскурсии нам рассказали о том, почему художники до мельчайших подробностей не прописывали иконы; как обозначали святость, и почему нимб в католической иконописи изображают горизонтально и над головой, а у православных - вокруг головы святого; какие изобразительные средства используют, чтобы передать настроение, значимость места, личности или события; почему у фигур на иконах нарушены пропорции тела, и многое-многое другое.

После просветительской части настало время для мастер-класса. Ребятам предложили приготовить пироги. Тут уж каждый проявил свою фантазию. Ни один из пирогов не повторил другой. Они были в форме рыбы, пирамиды, доисторического животного, Сатурна, шара, мешочка, чайки, конвертика, кирпичика... Пироги с мясом и капустой получились не только необычной формы, но и на вкус не подкачали.

Еще одно занятие было посвящено знакомству с жизнью, обрядами и традициями мусульманской общины российской столицы. Сотрудники Татарского культурного центра и Дискуссионного молодежного мусульманского клуба при "Московском Муфтияте" рассказали школьникам о многовековой истории взаимоотношений русского и татарского народов, познакомили их с творчеством выдающихся татарских поэтов, писателей, композиторов.

Встреча проходила в дни мусульманского поста Рамадан, и у школьников возникло немало вопросов, связанных с исламом, значением поста, молитвы. Интересной и содержательной была беседа с муфтием ДУМ Москвы и Центрального региона Альбиром Кргановым и с имамом старейшей действующей в Москве Исторической мечети, что на Большой Татарской. Встреча завершилась викториной и чаепитием с традиционными блюдами, о рецептах приготовления которых нам подробно рассказали.

Еще одна встреча с культурой и религией иудеев прошла в Еврейском музее и Центре толерантности. Это не просто крупнейший в мире еврейский музей, разместившийся в историческом здании бывшего Бахметьевского гаража - памятнике советского конструктивизма. Его экспозиция самая "продвинутая" в техническом плане.

"Наш музей не похож на остальные, - сразу же предупредил школьников их гид, культуролог Андрей Боровский. - Здесь все обязательно нужно трогать руками. Главный экспонат - информация, поданная в интерактивном виде. Наш музей представляет собой огромное хранилище памяти, и каждый из вас может почувствовать себя в роли исследователя". Юные эксперты сразу же оценили это по достоинству, продемонстрировав, что непривычные размеры музейных "гаджетов" им совсем не помеха.

Ребят ожидала не просто интересная экскурсия. Большой интерактивный стол помог молодым людям многое узнать о жизни еврейских общин в разных странах. Их познакомили с Торой, продемонстрировали 4D-фильм, посвященный временам от первых дней бытия - сотворения мира и возникновения основных религий - до разрушения Второго Храма и формирования еврейской диаспоры.

Особый интерес вызвала часть экспозиции, в которой воссоздано типичное еврейское местечко. Ребятам рассказали о повседневном быте евреев, национальной кухне, о том, как проходили занятия в религиозной еврейской школе - хедере и служба в синагоге.

Вопросов возникло немало: почему примерно 20 языков в мире сегодня называют еврейскими? Почему китайские евреи так похожи на настоящих китайцев? Почему сюртуки у взрослых мужчин застегивались на другую сторону? Кроме того, участники экскурсии познакомились с алфавитом, используемым в иврите, а затем сами занялись "художественной каллиграфией".

После таких интересных и разнообразных "уроков" могу сказать уверенно: проект "Диалог культур" важен, актуален и ценен. Наша общая родина - Россия с самого начала складывалась как многонациональное государство. Тысячелетнее взаимопроникновение культуры разных народов дало бесценный сплав, который сегодня служит фундаментом Отечества. Так распорядилась судьба, что одни народы выбрали православие, другие ислам, третьи иудаизм, четвертые буддизм, но государство Российское они создавали сообща.

 

30.07.2015, Анна Михайлова

Рейтинг: 0