Ноя. 15, 2015

На земле Ых-мифа прошел праздник коренных народов Севера Сахалина

Нивхский писатель Владимир Санги боролся за его возрождение около трех лет  

Южно-Сахалинск, 9 июня, SakhalinMedia. На земле Ых-мифа (так нивхи называют остров Сахалин) прошел обрядовый праздник обновления природы, имеющий двойное название Питул или Чир ань. Иначе говоря, новый летний год на языке одного из коренных народов Севера Сахалина. С древних времен до 1927 года прошлого века – это было традиционное действо. Почти три года нивхский писатель Владимир Санги боролся за его возрождение, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу компании "Сахалин Энерджи".

Пережив зиму, нивхи спускали лодки и сплавлялись по реке Тымь (вторая по протяженности река на острове) из села Чир-Унвд до поселка Ноглики, где устраивали праздник: обменивались подарками, демонстрировали искусство игры на национальных инструментах, свое мастерство в изготовлении поделок и в приготовлении национальных блюд. Молодые нивхи состязались, как бы мы сказали сейчас, на спортивных аренах, девушки исполняли танец с веточками, очень похоже на первый бал Наташи Ростовой. Собственно, и для того, чтобы присмотреть невесту, не дать погаснуть очагу рода, нужен был этот праздник.

Он был воссоздан в 2013 году. Почти три года нивхский писатель Владимир Санги боролся за его возрождение. В упорстве ему не откажешь, удалось победить и косность и леность, доказать важность сохранения традиций, решить финансовые и организационные вопросы. Но все удалось. Учредителем мероприятия выступило Министерство культуры Сахалинской области, организатор — областной центр народного творчества, при финансовой поддержке компании "Сахалин Энерджи" в рамках программы "План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области".

– Я мечтал о сплаве несколько лет, но только сейчас удалось сделать лодку и пройти водным маршрутом моих предков. Нас 20 человек участвовало в путешествии. Провели обряды изгнания злых духов со старых стойбищ, обряды кормления хозяина воды и хозяина огня. Они называются Чух-чух, точного перевода этого слова нет, это не действие, а скорее просьба – "отдай", то есть наполни реку рыбой, подари удачу на охоте, не дай погаснуть домашнему очагу, – рассказываетДмитрий Мавгун.

В этом году классик нивхской литературы отметил свое 80-летие. Юбилей широко отмечается не только в Сахалинской области. Владимир Санги, при поддержке Правительства области, компании "Сахалин Энерджи", под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО принял участие в круглом столе "Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия коренных народов Севера Сахалина (нивхов)". Затем прошли знаковые торжественные мероприятия в Москве и на острове. Да и этот обрядовый праздник – еще один повод вспомнить о Владимире Михайловиче, не только как о писателе, но и как об идейном вдохновителе своего народа.

После трехдневного путешествия лодки встречали на берегу реки Тымь в поселке Ноглики, где и праздник получил свое логическое завершение. Самое важное – это совет старейшин. На нем было решено создать на территории Ногликского района культурно-образовательный центр по возрождению народа нивгун (самоназвание нивхов), организовать детский лагерь по изучению традиционного образа жизни и родного языка коренных народов Севера Сахалина. Чтобы все эти начинания прошли успешно, старейшины должны совершить восхождение на самую высокую точку Сахалина – гору Лопатина, нивхи, чтобы замаскироваться от злых духов, называют ее "бугорок", скрывая за незначительностью названия подлинное величие и священную силу горы.

– Не знаю, – говорит Владимир Санги, – смогу ли я подняться на нее в свои 80 лет, но у подножья обязательно проведу обряд очищения от тех наслоений, которые моему народу навязаны извне. Мы должны вернуться к своим очагам, к своим богам, к опыту наших предков.

По мнению юбиляра, только таким путем его народ может восстановиться как этнос, вернуть родной язык.

 

Рейтинг: 0