Ноя. 7, 2018

Террористы не имеют ни национальности, ни вероисповедания

Полковник Саид Эсамбаев: Первые,  кто страдают от деятельности террористов — сами мусульмане.


Председатель комиссии по безопасности при Совете муфтиев России, полковник спецслужб Саид Эсамбаев не раз смотрел в лицо смерти — на его счету десятки спецопераций в самых горячих точках планеты, куда посылала его страна. В последние годы он, в связи с тяжелым ранением, перешел на общественную работу. Но этот «фронт» оказался не менее опасен. А  конфликтные ситуации, которые приходится решать бывалому офицеру, не менее сложные, чем в боевой обстановке. О работе комитета, проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться, он рассказал в эксклюзивном интервью.

 

— Когда вы решили связать свою службу с армией?


— Я выбрал профессию еще в детстве, потому что всегда был уверен, что должен защищать свою Родину. Мой отец служил в армии, мои деды служили в армии. И я всегда считал, что каждый мужчина обязан отдать долг своей стране.

 

— Но ведь страну можно защищать не только с оружием в руках. Это доказал в годы войны ваш дядя — великий мастер танца Махмуд Эсамбаев.


— Отец иногда рассказывал мне о годах сталинских репрессий, когда наш  народ оказался переселен в степи Северного Казахстана. И вспоминал, как люди, которые могли работать на земле, помогали тем, кто не мог этого делать. Многие мои родственники были репрессированы. Некоторые погибли от голода и холода. Но большинство выжили, потому что поддерживали друг-друга. И отец всегда приводил мне их в пример. И я понял, что если народ  будет объединен, он переживет все лихие годы и победит всех. А дядя – великий  Махмуд Эсамбаев, рассказывал о концертах, которые давал на фронтах для солдат и офицеров Красной Армии. А их он дал более 500. И даже был ранен в ногу – врачи говорили, что ему придется завязать с танцами, но он победил этот недуг. Так я понял, что народу можно служить не только с оружием в руках, но и идя по пути творчества и спорта. Эти традиции я стараюсь поддерживать – и здесь мне очень помогает актер театра Ленком Илья Трофимов.

 

— Расскажите о своей семье.

 

— У нас в семье все старались реализовать свои способности, не опираясь на административный ресурс  или власть. Кто-то, как я, в области спорта, другие в области искусства, науки, политики. С детства я не просто занимался спортом, но и был увлечен самыми разными вещами. Оно пришлось на советские годы, и я прошел все партийные ступени – от октябренка до члена КПСС. Это был важный этап в истории нашей страны, и я никогда не осуждаю советское прошлое. В СССР реализоваться в жизни мог каждый человек, вне зависимости от происхождения или социального статуса. И военный, и комбайнер, и рабочий находились в равных стартовых условиях. Мой отец был госслужащим и всю жизнь проработал в министерстве лесного хозяйства Чечено-Ингушской республики. И прошел путь от простого лесоруба до министра, достигнув высокой должности только собственным тяжелым трудом. И, конечно, он был очень образованный человек и убежденный коммунист. А мамы очень рано не стало – я был еще совсем маленьким.

 

 

— Как начинался ваш трудовой путь?

 

— Мой отец всегда говорил: «Труд облагораживает человека». И с раннего детства приучал меня трудиться. Работа лесоруба очень тяжела – особенно в горах. Очень сложно спланировать, чтобы дерево упало в нужную вам сторону – для этого необходим особый навык. А уж работа зимой – это вообще штука непростая. Бывало, проваливались в сугробы . Трактор там не проедет и всю работу приходится делать вручную.  Я говорю это не голословно, поскольку  еще в школе не один сезон отработал лесорубом. Один на один с природой, в десятках километров от ближайшего населенного пункта – это закаляет. В то время в горах не было ни газа, ни воды, и мы часто рубили дрова для школ и детских садов. Хотя в целом в стране прогресс был налицо, отдаленные районы республики жили также, как в 30-е или 40-е годы.

 

— Какие основные функции возложены на комиссию, которую вы возглавляете?

 

— Мы защищаем в первую очередь мусульман, ведь часто они становятся жертвой происков людей, прикрывающихся религией. Поэтому мне пришлось досконально изучить Коран и научиться читать на арабском — чтобы поддерживать и вести дискуссию с богословами. А также Библию и Тору. Приведу простой пример: некоторые говорят, что все женщины-мусульманки должны ходить в чадрах. Но такого требования в Коране нет. Просто женщина должна ходить с покрытой головой. А закрытые лица — это национальные обычая ряда государств — это может быть паранджа, чадра, хиджаб или никаб. И к религиозным обычаям это никакого отношения не имеет — хотя чаще всего преподносится именно как требования едва ли не Священного Корана. Если же человек прочитал священные тексты и понял их по-своему, то он должен прийти за толкованием к священнослужителям. И их работа растолковать верующему, что в них написано. К сожалению, бывает что отдельные мусульмане знакомы с Кораном только в чьих-то трактовках, а не в оригинале. И не всегда эти трактовки полностью отражают истинное его содержание. Поймите, Бог не призывает воевать с кем-то. Напротив, он призывает к милости. Нужно всегда помнить об этом! Иногда приходится сотрудничать с правоохранительными органами, Русской православной церковью, разрешать конфликты. Бывает, приходится сталкиваться с отдельными перегибами. Я всегда, вслед за президентов России Владимиром Путиным, утверждал, что национальными и религиозными вопросами должны заниматься хорошо подкованные профессионалы. Наши же силовики иногда действуют излишне жестко, провоцируя конфликты.

 

— Какую работу вы проводите?

 

— У нас готовится ряд тематических благотворительных концертов, которые будут направлены на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Также мы проводим мероприятия в учебных заведениях, причем самого разного уровня – и в школах и в университетах, на которых рассказывает детям и подросткам о недопустимости различных экстремистских явлений. Причем все они проходят в формате открытого диалога. Задача нашего комитета показать людям, что борьба с экстремизмом и терроризмом – это общая проблема и мусульман, и православных, и иудеев, и буддистов.  И вообще всех нормальных людей. И что нам нужно решать ее сообща. У нас в комитете есть и мусульмане, и православные, и представители других конфессий. К сожалению, сегодня в обществе мало что знают о мусульманах и исламе в целом. Все чаще люди ставят знак равенства между такими понятиями, как «мусульманин» и «террорист». Но это не так! И первые, кто страдают от действий экстремистских элементов, это сами последователи Ислама. Причем эти преступники чаще всего пользуются необразованностью тех, кого вербуют в свои ряды. Поймите, террористы не имеют ни национальности, ни вероисповедания –  до общества это должно наконец  дойти. Также много работаем с приезжими из республик бывшего Советского Союза. Сейчас выросло новое поколение, которое не помнит времена СССР. И самое главное, чтобы они  шли не  в подпольные молельные комнаты, неизвестно к каким проповедникам, а  в мечеть. Для того, чтобы богословы разъясняли им особенности и ценности настоящего ислама, рассказывали о том, как жить в большом многонациональном городе. Ведь во многих республиках бывшего СССР после его распада пострадала не только экономика, но и духовно-нравственная сфера. К тому же во многих странах нашего ближнего зарубежья очень остро стоит вопрос образования. И именно этим пользуются террористы и экстремисты всех мастей, которые сами часто имеют хорошее образование.  Нам же надо пропагандировать, в том числе и в среде приезжих, жить в мире и согласии, соблюдаю интересы наших государств. Скажу просто: последователи ни одной из  религий не должны нести смерть и зло. В противном случае они не имеют никакого отношения к вере, а просто прикрывают ей свои грязные корыстные интересы. Вспомним, что в Коране написано: смерть человека — это трагедия. И мусульмане не должны забывать об этом.

 

— В последнее время все чаще возобновляется дискуссия об ужесточения наказания за терроризм и экстремизм. А как вы относитесь к этой идее?

 

Положительно. Если человек объявляет своей стране войну — а именно это делают террористы — они сразу ставят себя не закона — и человеческого, и ниспосланного Всевышним. Это просто предательство, которому не может быть никакого оправдания. Сейчас среди террористов модно именовать себя «воинами джихада». Но я считаю, что настоящий джихад — когда ты воюешь за всю свою страну, защищаешь свою Родину. И не важно православный ты или правоверный.

 

Не приходит ли вам в голову мысль, что какие-то силы намерено пытаются всеми средствами посеять рознь в нашем обществе?

 

В нашем государстве сегодня православные христиане и правоверные мусульмане — как два легких в организме человека. И всю историю мы мирно работали рядом на благо нашей общей Родины. Ведь Господь не зря создал нас разными народами, племенами, чтобы мы общались друг с другом, узнавали что-то новое, а не враждовали! Сегодня нас пытаются поссорить, но это влияние всегда исходит извне. Эти силы уже хорошо «отличились»: в тех странах, где им удалось взять вверх, люди живут в нищете, а недра приносят прибыль заокеанским бенефициарам революций и переворотов. Посмотрите хотя бы на Ирак. Мы же всегда действуем и действовали иначе. Наша страна, покидая какую-то страну, оставляла за собой не выжженные гражданской войной земли и террор, а школы, больницы и жилые дома. И мы всегда приходили на территорию других государств по просьбе их жителей, правительств. Так, как мы сделали в Сирии, где жители благодарны нашей армии и руководству России за помощь, за гуманитарную миссию, которую мы выполняем. Скажу без ложной скромности: сегодня наша страна готова не только защитить свои внешние и внутренние интересы, но и оказывать помощь своим союзникам и партнерам.

 

— Всегда ли вы находите поминание на уровне властей?

 

И в интересах государства, в интересах собственной безопасности мы должны объединиться перед лицом всеобщей угрозы. Но у властьимущи х не всегда хватает для этого мудрости. Иногда они отрываются от реальных проблем, не желают замечать того, что происходит у них под носом. Но я считаю, что нужно понимать, чем сегодня живут простые люди. Ведь далеко не все вопросы решаются в высоких кабинетах. Даже облеченным властью нужно учиться слышать и слушать. К сожалению, это умеют не все из них.

 

— Как вы считаете — миграционный кризис в Европе это чье-то политическое упущение?

 

Здесь есть и упущение, и, конечно, злой умысел. Еще во времена СССР мы приглашали к себе представителей самых разных народов со всего земного шара и давали им образование. И сегодня многие из них, в том числе достигшие высоких постов у себя на Родине, благодарны нам. Так семена дружбы, посеянные много лет назад, дают всходы до сих пор. Европа же не занимается этим. Ее наводнили толпы людей, которые не хотят интегрироваться в общество. И общество само, несмотря на красивые слова, не хочет интегрировать их. Это и служит питательной средой для роста терроризма и экстремизма.

 

— А как вы относитесь к происходящему на Украине?

 

Власть иногда упускает контроль. И все беды Украины произошли именно по вине властей. И гражданская война, разрывающая страну, в том числе. Да, поля засеиваются. Да, стараются сохранить рабочие места. Но народу очень тяжело. Мы тоже переживали все это в 90-е годы, когда страна бегала с протянутой рукой по мировым инстанциям. Наши соседи переживают то же самое сегодня. Я не хочу обидеть украинцев, но им нужен хороши сильный руководитель. И их проблемы начнут решаться.

 

-Вы в свое время, за выполнение задачи за пределами СССР, стали одним из самых молодых Героев …

 

— Я могу сказать, что у нас есть масса достойных людей, готовых пожертвовать всем, даже жизнями,  ради интересов страны. И они будут всегда. Героем я себя не считал и не считаю сейчас. На такие поступки способен любой российский воин. Награду я получил, как звучит формулировка в приказе, за исполнение интернационального долга. Большего, к сожалению, я рассказать не могу, поскольку подробности операции до сих пор засекречены.

 

— Расскажите про вашу последнюю специальную операцию.

 

Она проводилась на территорию одного из соседних государства в 2011 году. Но по линии иностранной спецслужбы произошла утечка информации, о  которой стало известно, уже когда ничего невозможно было отменить. Задача была выполнена: уничтожен руководитель бандформирования и крупные запасы взрывчатых веществ. Но на обратном пути мы попали в засаду боевиков, и я принял решение спасти свою группу, и направил ее по запасному пути отхода. Сам же остался прикрывать своих ребят. Среди боевиков, как потом стало известно, были люди с очень серьезной боевой подготовкой — так называемые «шакалы». Но мне удалось их перехитрить и бойцам моей группы удалось уйти. Я же увлек боевиков за собой и отступал, отстреливаясь, пока не дошел до обрыва. К тому моменту я уже был ранен и боеприпасы закончились, поэтому, бросив последние гранаты в наступающих террористов, я прыгнул вниз со скалы. Как мне потом сказали, высота ее была около восьмидесяти метров. Боевики следом бросили несколько гранат, но этого я уже не помню. Я упал в воду горной реки и меня понесло прочь от утеса. Говорят, что меня отчасти спасла низкая температура воды — кровотечение быстро остановилось. Как рассказали впоследствии, группа, которая должна была обеспечивать отход, нашла меня  спустя шесть часов на берегу и организовала доставку в лагерь. В сознание я пришел только спустя год, когда вышел из комы. До этого я весил 130 килограммов. После стал весить 53. А потом было много месяцев реабилитации — мне приходилось заново учиться ходить, говорить. Я смутно помню, что было со мной во время комы. Но я точно знаю, что искренне молился Аллаху.

 

— Чем для вас являются занятия спортом?

 

— Творчество духовно раскрывает человека, помогает ему внутренне не черстветь. И для меня занятия рукопашным боем и тренировки сотрудников спецподразделений — это тоже творчество. К тому же любой человек, серьезно занимающийся единоборствами, сам во время тренировок не раз и не два чувствует боль. И таким образом учится не причинять без необходимости боль другим людям. Именно поэтому настоящие профессионалы всегда сдержанны. Если же эмоции опережают разум бойца — значит он не настоящий профи.

 

— А у вас есть мечта?

 

Самое главное, чтобы у нас царили мир, покой и стабильность. Ну и, наверное, хотелось бы до конца восстановить здоровье. Но к мечтам надо стремиться — я в этом уверен. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

 

Иван Громов

Оригинал

Рейтинг: 0