Ноя. 7, 2018

По неписанным законам жили наши предки, боготворя природу

Коренные народы Бурятии жили в гармонии с природой, ограничив себя строжайшими правилами природопользования и скромным бытом. Богатство их знаний мы только теперь начинаем постигать. Возможно, изучив эти экологические традиции и обычаи, мы ответим на вопрос: почему, не имея Законов и Конституций, они, руководствуясь этими «традициями совести и духовности», могли на протяжении многих веков удерживать равновесие в природе, не причиняя ей вреда?

 

Заповедь эвенков – «Знать меру»

 

Всем известно, что эвенки – люди таежные. Выражаясь, дети, ученым языком, а его тоже надо когда-то постигать, они имели «промыслово-охотничьи» участки, то есть территории традиционного пользования тех мест, где жили и охотились. Следовательно, на этих землях они и соблюдали, чтобы речки и родники не загрязнялись, деревья не вырубались, огонь не шалил, ягоды и грибы водились, животные плодились. Эвенки считали: что давала сама природа – солнце, дождь, лес, то является достаточным даром для их жизни.

 

Трепетное отношение ко всему живому сформировало у них своеобразную охотничью этику. Все без исключения соблюдали правило: не убивать без надобности и сверх меры, то есть не убивать зверей больше того, что сможешь потребить. Заповедь «знать меру, не брать и не убивать ничего лишнего» распространялась и на другие виды деятельности. Эвенки соблюдали следующие нормы поведения: не убивать маток, птиц весной не ЗаПоведЬ Эвенков – «ЗнатЬ Меру» Всем известно, что эвенки – люди таежные. Выражаясь, дети, ученым языком, а его тоже надо когда-то постигать, они имели «промыслово-охотничьи» участки, то есть территории традиционного пользования тех мест, где жили и охотились. Следовательно, на этих землях они и соблюдали, чтобы речки и родники не загрязнялись, деревья не вырубались, огонь не шалил, ягоды и грибы водились, животные плодились.

 

Эвенки считали: что давала сама природа – солнце, дождь, лес, то является достаточным даром для их жизни. Трепетное отношение ко всему живому сформировало у них своеобразную охотничью этику. Все без исключения соблюдали правило: не убивать без надобности и Заповедь убивать ничего лишнего» нялась и на другие виды деятельности. Эвенки соблюдали следующие нормы поведения: не убивать маток, птиц весной не отстреливать, не стрелять птенцов, если численность зверей резко уменьшалась, то не охотиться на них, количество и расположение капканов строго регулировать, не охотиться в неположенное для охоты время.

 

Сезон охоты начинали строго в сентябре, когда наступали порядочные морозы. В сентябре начиналось белкование и добыча зверей ради шкуры, мяса и сала. С октября – охота на соболя и других зверей. С марта, когда солнце начинало пригревать, второй сезон охоты на белку, который заканчивался в середине апреля. С мая по июнь – период активной охоты за изюбром ради молодых рогов – пантов. С июня по сентябрь – перерыв охотничьего сезона. Правила эти соблюдались всеми, а в случае нарушения, охотника строго наказывали путем отстранения от ведения деятельности, что было самым страшным грехом эвенка.

 

Если охотой преимущественно занимались эвенки орочены (кочевые или оленные эвенки), то оседлые эвенки, именуемые ламученами, большое внимание уделяли рыболовству, охоте на байкальскую нерпу, водяных птиц, ондатру. Рыбу добывали исключительно для собственных надобностей, не более.

 

Общеизвестно, что «у каждого народа - свои охоты, свои охотничьи приемы». Однако охотники, живущие в одинаковых природно-климатических условиях, имели идентичные – одинаковые приемы охоты, схожее миропонимание. Например, коренные народы байкальского региона – эвенки, сойоты, буряты - одинаково с почтением относились к медведю. Вообще охота на медведя была нежелательным поступком, что, впрочем, не мешало при встрече с мишкой вступить с ним в схватку. И тогда охотники приговаривали, что не он его убил, а кто-то другой или кто-то принудил его сделать это, и потому он просит пощады за ошибку, совершенную якобы нечаянно. Истоки такого особого отношения к медведю уходят в седую древность, ведь культ медведя существовал еще в неолите, что доказано учеными.

 

Кроме того, и сойоты, и буряты, как и эвенки, придерживались обычая «не убивать самку дикой козы в весенний период, не разрушать гнезда птиц, не убивать перелетных птиц после 15 дней со дня прилета». Все аборигены байкальского региона соблюдали промысловый сезон, были разборчивы в добыче зверей, регулировали их численность, меняя места охоты и запрещая излишнюю добычу. Испокон веков запрещалось «ловить и убивать молодых птиц».

 

К лесу, земле, водоемам – с особым почтением

 

Бережно и заботливо относились буряты к лесам. Рубка производилась с соблюдением всех предосторожностей, заготовка велась лишь на нужды, не разрешалось вывозить. На дрова шла только сухостойная древесина, а деловая заготавливалась выборочно, чтобы не нанести урона лесным насаждениям, массивам. Буряты издревле знали и понимали, что лес – это кладовая, что от него зависит все: полноводие рек и речек, озер, ключей, подземных вод, разнообразие и богатство животного мира, целостность лугов и полей, свежесть и целебные свойства воздуха. Неслучайно в Бурятии ранее никогда не было пыльных бурь, эрозии почвы, катастрофических паводков, потому что пастбища, луга, поля и пашни находились под защитой человека. Уникальной по своей сущности и ценности была утужная система ведения сельского хозяйства, существовавшая у бурят. Благодаря этому никогда не отмечался перевыпас пастбищ, хотя домашнего скота было больше, чем в настоящее время, в том числе овец.

 

У бурят было святое отношение к водоемам. Запрещалось в них сбрасывать бытовые, хозяйственные нечистоты, землю, мусор. Строго соблюдалось правило, запрещающее захламление природной среды – лужаек, полян, лугов. Особенно трепетное отношение было к Байкалу. Они обожествляли его, считая священным и великим морем – Ехэ Далай. Боже упаси осквернить его грубым словом, ссорой. У озера буряты заряжались энергией Космоса. Издревле почитались так называемые «святые, шаманские места и территории», которые были ни чем иным как настоящими истинными заповедниками в современном смысле. В них все природные ресурсы: лес, животный мир, травянистая и кустарниковая растительность, водоемы, горные, степные и иные ландшафты и образования не подлежали к использованию, сохранялись и находились под защитой высокочтимой вековой религии - шаманства и буддизма. Никто не помышлял охотиться в тех местах: лесах и долинах, горах или степях, не только потому, что грешно и непозволительно, но по этическим и моральным причинам. Из уважения к религии, к моральным устоям и традициям народа, предков. Таким образом, был сохранен от неминуемого уничтожения целый ряд представителей фауны и флоры, ландшафты.

 

Народная педагогика бурят

 

Любовь и почитание природы отражено в мифических легендах и преданиях как своеобразная форма осознания и связи их с животным миром, с природой, единства с Нею. Например, буряты очень чтили и воспевали кукушку и ее кукование, воспринимали это как символ пробуждения природы и радости жизни и ее расцвета. «С приходом весны в тайге звенит звонкая и красивая песня кукушки». («Хабарай ерэхэдэ ой тайга соо шубуун хонгео hайхан дуугаа татана»). Тяжким грехом и преступлением был отстрел, добыча степного орла, который у бурят считался птицей Бога (бурхан шубун), хранителем, врачевателем степных просторов, мудрым и могучим существом. А лебедь, эта прекрасная птица, наделялась народом царственной душой, чувством великой любви. Говоря об экологических традициях бурят, нельзя не сказать об особенностях и свойствах традиционной бурятской юрты, деревянной и войлочной. На наш взгляд, она представляет собой прекрасное экологическое сооружение, удивительно приспособленное к природным условиям Сибири. Если в летний зной и жару трудно дышать на улице, то в юрте - спасительная прохлада, дающая бодрость и покой, радость и комфорт, возможность отдохнуть, набраться сил. Холодно - огонь в очаге даст бодрящее тепло, уют, горячую пищу.

 

Удивительно, но буряты знали и понимали, что заменить природу невозможно ничем и никем. Не случайно они давали имена своим детям, сравнивая их с живыми образами и творениями родной природы. Если сын был сильным, благородным, храбрым и мудрым, называли его орлом – бургэд хубун, если девочка выросла обаятельной, лучезарной и трудолюбивой, сравнивали ее с солнышком – наран басаган.

 

В известной степени бурят можно назвать детьми природы. Они почитали и жили по законам Природы всю свою духовную и хозяйственную жизнь, интеллект и культуру сумели поставить на постижение и соблюдение мудрых законов и требований природной среды.

 

Дети успешно постигали мир Природы, знали повадки, характеры и особенности домашних и диких животных, учились наблюдательности, уважению и любви к ним. Отличительной чертой экологических традиций и обычаев, цельности народной педагогики было раннее обучение детей самостоятельности и труду. Малыши лет трех начинали помогать взрослым, умели обращаться даже с острым ножом, пилой, а в 5-6 лет могли принимать деятельное участие в пастьбе скота, доении коров, заготовке сена в летний период и уборке урожая осенью.

 

Дети активно учились трудностям сельского хозяйства (луговодства и животноводства), отрабатывая свой кусок хлеба, без назидания и упрека, сами, с желанием и внутренней потребностью. Мальчиков учили мужскому делу и роду занятий, требующим физической силы, выносливости, а девочек - быть хозяйками юрт, домов, рукоделию, шитью, изготовлению национальной одежды и т.д. И всё это осуществлялось в неразрывной cвязи с окружающей природной средой, исходя из ее законов и требований. Дети любили в школе и дома рисовать диких и домашних животных, солнце и луну, дождь и снег, луга и горы, реку и озера, растения и деревья, бабочек и шмелей... В самосознании их глубоко и радостно укоренялись образы родной природы, умение и радость жить на ее лоне, в ее окружении. Ребятишкам в голову не могла прийти мысль калечить кустарники и деревья, вырывать с корнями сарану или полевые цветы. Не били из рогаток воробьев, не разрывали муравейники. По-иному не должно было быть.

 

При таком народном воспитании дети росли духовно и физически здоровыми, с истинными понятиями о добре и зле. Буряты никогда не противопоставляли человека Природе, не оскорбляли и не унижали ее достоинства и права. Они считали себя ее детьми и частью, прекрасно чувствовали и понимали, что в полной мере зависимы от ее состояния. Для них природа была Богом, существом великим, имеющим душу, сердце и глаза, чувство, язык и разум.

 

Ценность и незаменимость народной педагогики - уникальных экологических традиций и обычаев, понятий, принципов – в семье. И если ты хочешь постичь эти традиции, спроси о них у своих бабушек и дедушек, они наверняка тебе расскажут о многом.

Рейтинг: 0
Ссылка на материал №1