Ноя. 8, 2018

Кузбасс живописный: село Беково и экомузей Чолкой

Новый материал рубрики «Кузбасс живописный» мы посвятили малому народу нашей области – телеутам. И, конечно, также историко-этнографическому музею «Чолкой» в селе Беково Беловского района, где и находится главный центр телеутской культуры. Рассказываем, в чём уникальность музея, а также об обрядах и верованиях малого народа.

 

Посмотреть материал полностью

 

Легенды телеутов

 

 

Прежде чем знакомиться с музеем, на наш взгляд, нужно познакомиться с народом, которому «Чолкой» посвящён. Легенд у телеутов довольно много, одна из них связана с происхождением народа.

 

Согласно поверью, в древние времена гора Арча считалась центром Алтая и на ней было стойбище Духа Алтая (хозяина всех горных вершин) и его жены, богини природы Умай. У них было шесть дочерей и два сына. Жила семья дружно, но Злой Дух Земли Дьер Дютпа прознал, что сыновья Хозяина Алтая положат конец всему злому и чёрному на Земле, поэтому решил расправиться с детьми.

 

Но Хозяин Алтая спрятал души своих любимых сыновей Тода и Кыпа в каменных глыбах на востоке, а четырех старших дочерей превратил в каменные изваяния на западе. Двух младших спасла Умай: она превратилась в реку Катунь, а дочки – в притоки этой реки. Так вот, считается, что телеуты ведут свой род от одной из старших дочерей – Теле-уут.

 

Есть еще одна легенда, посвящённая князю Шуну, которая рассказывает как телеуты появились в Кузбассе. Согласно ей, жители местного улуса помогли князю переправиться через реку Иня. Тогда он предсказал, что телеутская община здесь будет процветать и оказался прав: некогда кочевой народ «прижился» на территории Кузбасса – сейчас в Кемеровской области проживает чуть более двух тысяч человек.

 

Музей «Чолкой»

 

 

 

Экспозиции историко-этнографического музея «Чолкой» рассказывают туристам о повседневной жизни, обрядах и верованиях телеутов.

 

В начале 90-х годов ХХ века мини-музей телеутов расположился в бесхозной комнате в ДК. Директором был назначен председатель Бековского сельского совета Владимир Челухоев, который минимально оснастил музей, чтобы в какой-то мере можно было познакомиться с жизнью и бытом народа.

 

«Когда-то у нас в местном колхозе на первом этаже была комната боевой трудовой славы, но после развала СССР пришли новые власти и сделали из этой комнаты офис. Все фотографии выкинули. У меня были вторые экземпляры фотографий, по крупицам их, можно сказать, собрал, и я добился того, чтобы мне выделили место в здании ДК для того, чтобы восстановить. Это была всего одна комната и кроме фотографий там ничего не было», — вспоминает Владимир Челухоев.

 

Строительство же музея в современном виде началось в 1998 году. Изначально ремонт проводили своими силами – денег на реконструкцию не было. Помогали директору музея его сыновья Александр и Владимир. Сейчас стационарный музей занимает около 800 квадратных метров — весь второй этаж ДК

 

В 2004 года в посёлке началось строительство музея под открытым небом — чтобы наглядно показать посетителям условия жизни кочевого народа и начало оседлой жизни. На площадке стоят традиционные «чадыр», в которых телеуты жили в тёплое время года, «обо» (ритуальное нагромождение камней, украшенное ленточками) и другие бытовые и обрядовые строения, которые убраны внутри по всем правилам.

 

«Музей рассказывает о нашем народе с древнейших времён до современности. Каждая экспозиция неповторима – она отвечает определённому периоду, по своему устройству, укладу. И всё это можно увидеть, услышать, потрогать. Поэтому к нам и едут люди», — рассказал директор музея «Чолкой».

 

А едут, как пояснил директор, не только из разных городов и сёл Кузбасса, но и из соседних регионов и других городов России.

 

«Приезжают часто из Томской, Новосибирской областей, с Алтайского края и других городов, всех не перечислишь. Недавно вот с Екатеринбурга были. Еще с ближнего и дальнего зарубежья приезжают. А приезжают почему? Потому что у нас интересно. У нас не просто экскурсия, когда с указкой прошли по экспозициям, что-то рассказали. У нас театрализованная экскурсия, все гости становятся её участниками», — продолжил Владимир Челухоев.

 

Минимальное время, которое занимает экскурсия – два часа. Но чаще, по словам директора, растягивается до трёх. И посетители даже не замечают, как пролетает время.

 

Чтобы попасть на экскурсию, нужно обязательно заранее записаться по телефону.

 

«В день мы можем провести две-три экскурсии. Поэтому, чтобы не было хаоса, не было накладок и каждый смог всё посмотреть, нужно обязательно записываться. Запись обычно за 2-3 месяца проводится, по телефону», — поясняет директор.

 

Музей не стоит на месте: фонд пополняется регулярно. Часто какие-то предметы быта телеутов приносят дети, которые повторно приехали на экскурсии.

 

«Мы обязательно спрашиваем у родителей, у классного руководителя, действительно ли эту вещь разрешили отдать музею. Если минимум два взрослых подтвердили, тогда принимаем, оформляем. Спрашиваем, где хотели бы разместить и сразу размещаем. Жизнь ведь не стоит на месте и мы тоже, поэтому параллельно с экскурсионной работой и хозяйственной деятельностью не забываем о пополнении фондов. Из последнего – у нас появилась этно-площадка с новым оборудованием, построениями», — продолжил директор.

 

Кстати, в Беково не только сохраняют культуру телеутов, но и отмечают национальные праздники: зимний «Колодо», весенний «Табыр» и летний «Пайрам».

 

Есть у телеутов и вкусные праздники. Например, праздник пельменей. В этот день принято всей семьёй лепить много пельменей в форме полумесяца, ходить в гости и принимать гостей. Но блюдо готовят с особым сюрпризом – монеткой внутри. Она символизирует большую удачу.

 

Анастасия Прокудина

Рейтинг: 0