Ноя. 8, 2018

Банька по-еврейски

 

В Москве живет сестренка моего мужа. Вышла она замуж за еврея, немного старше себя (хотя новоиспеченный зять уверял, что он русский, но за его внешние признаки мы его все-равно между собой называли еврейским зятем). Зять был не из простых, много повидавший, успевший пожить в Иране. И вот как-то они решили приехать в гости в деревню. Как известно, для татар зять – самый дорогой, почитаемый человек.

 

Я и сама в этом доме невестка, мои обязанности – исполнение поручений свекрови-эни, чистка, уборка. Эни задумала налепить пельмени – налепили. И треугольники испекли, и свежую сметанку приготовили. Я решила в честь дорого гостя из сундука эни достать вышитые национальные полотенца – пусть увидит народное творчество татар. Свёкор затопил баньку. А банька новенькая, полы – словно янтарь, вода проведена внутрь, отапливается газом.

 

Приехали гости. Накрыли праздничный стол. Зятю очень понравились наши пельмени из телятины. Он их обильно заправил свеженькой сметаной. Наблюдая за этим, свекровь не на шутку обеспокоилась за последствия такой трапезы: и мясо в пельменях жирновато, да еще и со сметанкой… А зять продолжает угощаться сметаной со словами: «В жизни не ел такую вкусную сметану…» – опустела плошка из-под сметаны... Дошла очередь до варенья. В деревне, как известно, жизнь попроще. Вот и у нас не принято подавать к варенью розетки. Варенье ставится в вазочках в нескольких местах и каждый ест из общей вазы. А зять то – не из простых. Следуя этикету, он принял вазочку за розетку, поданную ему. Опустела и вазочка с вареньем…

 

Дошла очередь и до баньки. У нас у татар попарить гостя в баньке – показатель наивысшей степени уважения. Зять хоть и сопротивлялся, пытался сказать, что устал с дороги… Не тут-то было. Всучили белоснежное банное полотенце, благоухающее мыло «Роза» (тут я, каюсь, немного вошла в образ. Мыло совершенно простое – «Банное») и отправили мыться. Напутствуя, чтобы мылся и парился от души не переживая, что не хватит воды и жара.

 

Не знаю как у вас, а у нас у татар второй признак наивысшего уважения к гостю – это пойти в баньку и как следует потереть его, да еще попарить.

 

По прошествии часа, мы решили возложить сию почетную миссию на моего мужа. И, о, ужас, что он увидел в бане… Вот здесь – кульминация моего рассказа. И здесь я уступаю повествование мужу: «Захожу… В бане – тишина. Ни плеска воды, ни шлепка березового веника. Я даже забеспокоился, не угорел ли уж гость? А вдруг сознание потерял?  Быстренько разделся в предбаннике, распахнул дверь… А тааам! Что я вижуууу? Что происходит?! Да разве так моются? Гость сидит в тазу (и как только он умудрился это сделать со своим двухметровым ростом?), поливая себя ковшиком, разведенной водой из другого тазика…

 

– Что ты делаешь?

 

– Я не умею мыться в такой бане. Боюсь расплескать воду на пол. Пол был сухой, когда пришел, и я решил, что его нельзя мочить.

 

Пожалел я его (муж у меня добрый, всех жалеет. Даже жалея мышей, не ставит мышеловки).

 

– Одну минуту!..

 

Плеснул таз горячей воды на полок, «водрузил» туда зятя, ковш горячей воды – на камни. Замочил веник в горячей воде. Еще один таз горячей воды – на пол. Вот сейчас я тебе покажу настоящую баньку. Положил зятя на полок и начал его «обхаживать» березовым веничком. Намылив от души липовые мочалки, прошел по спине и плечам. Потом окунулись в снег... Потом еще попарились...»

 

Одним словом, пробыли они в бане три часа. Парились, мылись... Парились, мылись... Понравилась еврейскому зятю наша баня: «В турецких банях мылся, в японских банях бывал, но такую баню вижу впервые. Молодцы татары!» Приятно слышать лестные слова в адрес своего народа и его традиций. Несмотря на распирающую гордость, скромно ответили: «Да, мы татары такие!» Но с тех пор при упоминании в разговорах еврейского зятя перед глазами всплывает образ огромного мужчины, сидящего в тазу...

 

 

 

Лилия Гараева

Оригинал 

Рейтинг: 0