Окт. 25, 2019

В ожидании Акатуя

Летящее белое платье, расшитое ярким орнаментом, Татьяне Штурминой к лицу. Колорита добавляет сверкание бисера и монистовый звон, сопровождающий каждый шаг её величавой поступи. И «Деловой» отправляется вслед за своей героиней, чтобы узнать чуть больше о самом загадочном народе Поволжья – чувашах.

Вслед за Невером

 

- Таня, твоё родное село Илим-гора особенное – исконно чувашское. Много таких в Неверкинском районе?

- Сначала надо сказать, что если брать Пензенскую область в целом, то наберётся всего тысяч шесть представителей моего народа. Это мало. Для сравнения, в соседней Самарской области чувашей 85 тысяч, а в Ульяновской ещё больше – за сотню. Но наша особенность в том, что практически все чуваши нашего региона живут в моём районе. То есть где-то пять тысяч проживают в десяти сёлах Неверкинского района, это около 20 процентов всего населения! А само Неверкино было основано в начале XVIII века ясачными чувашами во главе с Невером Кебекеевым на землях, полученных за участие в сооружении оборонительных укреплений Пензенско-Симбирской черты. В честь него село и получило своё название.

- И как ты приобщалась к вашей культуре?

- С детства ходила в наш сельский дом культуры. Мы там учили национальные песни и танцы, выступали с фольклорным коллективом. В семье говорим только на чувашском. Потому что бабушка через слово понимает по-русски. Вот сейчас даже с мамой говорила по телефону, на чувашском разумеется, и теперь сложно перестроиться, быстро мысли формулировать (улыбается).

- Какие вы молодцы! Я читала, что чувашский занимает особое место среди тюркских языков, так как является единственным живым языком булгарской ветви. Значит, сохранять его очень важно.

- Да, но, к сожалению, не все так относятся. Например, мой брат, которому 14 лет, по-чувашски не говорит, хотя и понимает. Стесняется, наверное. Думаю, и у меня не было бы такого прорыва в изучении нашей культуры, если бы не судьбоносная путёвка в лагерь Чувашского национального конгресса.

- Что это за история такая?

- Как-то мы с подружкой получили две путёвки в чувашский лагерь в Чебоксарах. Это была большая удача, потому что на регион пару путёвок и дают всего. И эти две недели перевернули меня полностью! Съехалась чувашская молодёжь со всей страны, даже из Белоруссии прибыли. До сих пор общаемся с ребятами. Мы налегали на язык, учились читать. В моей школе чувашский не преподают (и это большое упущение, я считаю), я только говорить умела. Стыдно было. Для нас организовали много полезных экскурсий. В национальном музее показали обряд свадьбы, мы изучали старинные костюмы, даже прошли курс бисероплетения, познакомились с техникой создания традиционного нагрудного украшения (шульгеме).

- Кстати, у вас очень необычные головные уборы! Похожи на...шлем.

- Это тухья. Всё верно тебе показалось (смеётся). Одна из версий гласит, что раньше чувашские женщины всегда сражались наравне с мужчинами, очень много сложено легенд об этом. И тухья в древности являлась военным шлемом, состояла из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей.

С песней по стране

 

- И после того лагеря ты стала частой гостьей в Чувашии?

- О, да! Отправляюсь в Чебоксары по 4-5 раз в год! На конкурсы и различные мероприятия. Прошлым летом за победу в республиканском конкурсе эстрадной песни «Кемел саса» («Серебряный голос») мне подарили путёвку на всечувашский Акатуй на Байкале. Акатуй - весенний праздник, посвященный земледелию, отмечается с середины мая, это что-то вроде татар- ского Сабантуя. Конгресс получил грант на национальное развитие. И мы на двух автобусах отправились практически через всю страну. В Башкирии провели серию агитационных мероприятий по национальному достоянию, там много чувашей проживает. В Тюмени провели концерт и встречу с национальной автономией. В Красноярске тоже дали концерт и организовали круглый стол с руководителями городской чувашской автономии. Так добрались до Иркутска. Катались на теплоходе по Байкалу, устроили в одном из санаторных комплексов концерт. Нас прекрасно принимали, охотно покупали сувениры наших мастеров. Эта поездка стала для меня мощным толчком к глубокому изучению языка, совершенствованию вокальных номеров. Сейчас у меня в репертуаре шесть песен на чувашском. Есть народные и эстрадные. Акапельно тоже исполняю. Сейчас я очень хочу создать национальный молодёжный коллектив с девочкой из соседнего села. Чтобы он выступал наравне со взрослыми ансамблями. Пока нас четверо. Ещё бы двоих. Вот в армянской и татарской автономиях молодёжи много. А у нас пока не идёт в этом направлении. Хочется эту ситуацию переломить.

- И что же можно сделать для этого?

- По своему опыту могу сказать, что надо проводить больше встреч с теми людьми, которые горят национальной идеей. С теми, кто живёт в Чувашии. Такое общение вдохновляет, мотивирует, хочется душу рвать ради национальности! В Самаре и Ульяновске регулярно проводятся чуваш-пати, такие необычные вечеринки для молодёжи. У нас тоже можно подобный формат запустить. Нужны энтузиасты, которые станут катализаторами. Я начинаю с малого - вдохновляю свою семью. Сначала моё сотрудничество с Конгрессом поддерживала больше мама, папа не воспринимал всерьёз. Но сейчас он своё отношение изменил (улыбается). Вот бабушка особенно рада – спонсирует все мои поездки!

- Ты являешься отличным примером и для сверстников! Но такая увлечённость учёбе не мешает?

- Есть такое (смеётся). Я учусь на третьем курсе в Пензенском базовом медицинском колледже на фармацевта. Это сложно. У нас пропуски – это расстрел (улыбается). Мы к 80-летию Губернии такой номер поставили, а я не смогла выступить. У меня фармакология, фармакология, фармакология! Но я так заболела Чувашией, что одно время даже намеревалась перевестись учиться в Чебоксары. Это очень красивый, лучезарный город, всё чисто, ухожено. А какая набережная, архитектура. Много заведений с чувашской кухней. Но в Пензе больше бюджетных мест, поэтому пока я мысли о переезде отложила.

- О! Кухня! Что у вас вкусненького, рассказывай!

- Мы дома часто готовим суп салма, в него добавляются кусочки теста, типа клёцок и борщевик. Очень любим хуранкукли – это что-то вроде вареников, но в творог мы кладём лук и зелень. Ещё хуплу – большие круглые пироги с разными начинками.

- Таня, а что можешь сказать о чувашском менталитете? Назови ваши отличительные черты. И с какой парой слов у тебя ассоциируется Чувашия?

- Чувашия для меня - это мелодичность, потому что у нас много национальной музыки, и красочность, из-за ярких национальных костюмов. Думаю, наши главные черты - скромность, дружелюбие и взаимовыручка. А наша система ценностей очень проста: это дом, работа, семья. По-моему, это самое важное.

Автор Наталья Конашенкова, март - апрель 2019.

 

Полную версию статьи смотрите ниже по ссылке

Рейтинг: 6600
Ссылка на материал №1