Окт. 28, 2019

Кулачный бой: дикость или традиция?

9 марта под Липецком пройдут масленичные кулачные бои. Народное гуляние «Мусаткин двор» приглашает всех любителей традиционной культуры на праздник с мужским акцентом. В преддверии мероприятия LipetskMedia беседует с его идеологами.  Владимир Юрьев и Михаил Колотев – фольклористы, участники знаменитого ансамбля «Воскресенье» (Михаил в последнее время известен еще и как представитель мужского ансамбля «Арепей»). Мужчины много лет профессионально занимаются этнографическими изысканиями и делают акцент на «мужских» традициях, к которым относятся кулачные бои.  

На дворе 21 век, а у вас кулачные бои. Дикость какая-то! Зачем устраивать мордобой?

– Не дикость, а культурная традиция. Древнегреческий панкратион перерос в полноценное спортивное единоборство. Английский бокс, японское карате, корейское тхэквондо, вошедшее в программу Олимпийских игр. Флорентийское кальчо, которое преподносится как гвоздь в программах туристических поездок по Италии. Билеты на него расхватывают, как горячие пирожки.  Примеров масса. Дикость? 

– То есть хотите «возродить» очередной «русский стиль»?

– Нет. Все варианты «славянских» или «русских» единоборств, в обилии появившиеся после развала СССР, не более чем новейшие вариации на тему. Утилитарного, кодифицированного единоборства не было. 

Изыскания не выявляли «мастеров» кулачного боя, как их представляют где-нибудь в Шаолине. Были люди физически крепкие, с быстрой реакцией, силой удара, высоким болевым порогом. Каких-то специальных техник для подготовки конкретно в Липецкой области никто не использовал. Их давала сама жизнь, тяжелый физический труд, который укреплял тело и дух. Крестьянин, что в период сельхозработ занимается подготовкой к кулачным боям, – нонсенс. Он с голоду умрет, если будет так делать.

Что же тогда планируете донести до зрителя ?

– Есть задача сохранения исторической памяти. В том числе с помощью массовых мероприятий. Для мужчин в недалеком прошлом рукопашный бой был скорее необходимостью, чем развлечением. Современный человек бежит заклеивать палец пластырем, поцарапавшись. Ему кажется, что жизнь относительно комфортна и безопасна, у него есть антибиотики, супермаркеты, Интернет, машина в кредит. Он привык любить и жалеть себя. Крестьянский быт еще лет 60–70 назад был этого лишен. Суровая жизнь, тяжелая работа, высокая смертность, невеликий достаток. Это условия для формирования стойких и сильных характеров, мужского начала. Его логичное проявление – силовое противоборство. Мужчина – автоматически воин, защитник. Не бояться схватки, боли, быть готовым к ней. Для молодых парней – испытать свою силу, показать себя перед противоположным полом.

Для мужчин постарше рукопашная схватка играла роль «предохранительного клапана» в мужском деревенском коллективе. Люди, всю жизнь живущие рядом друг с другом, должны иметь механизмы «сброса» негатива, который скапливается из текущего общения. Это сейчас человек может не знать, кто живет в соседней квартире. А в деревне без помощи соседей часто не обойтись. Поэтому ссориться с ними не стоит, а как не ссориться? Надо помериться силой, выплеснуть энергию обид.

Участники кулачных боев вспоминают, что на бой они выходили «ребра почесать», без злобы. И обязательно мирились, братались после них. «Клапан» сработал, негатив выплеснут, можно жить дальше. Кулачные бои носили коллективный характер. Плечом к плечу формируется принципиально новый уровень коммуникации, доверия, слаженности. Стоящие в  стенке мужики – тот самый русский мир, которым много веков жил народ. Сейчас это явление утрачивается. Общество атомизировано, виртуализовано.

Вы хотите обратить этот процесс вспять?

– Едва ли это возможно. Но, повторимся, сохранять историческую память можно точно. Кулачные бои были пиком народных гуляний. На них празднование завершалось. Это своего рода символ, и в его главе мужское начало. Оно, к сожалению, во многом утрачено. Это логическое следствие разложения патриархального общества. Сыграла свою роль война, с которой не вернулись миллионы мужчин. Из-за этого усилилась роль женщины, которая и так является основной носительницей культурной традиции. Ну а невнимание к сохранению наследия привело к тому, что символ народных гуляний у нас – это тетеньки в нелепых кокошниках и попса под видом народных песен. Фальшиво и уныло.   

Вернемся к истории. Известно о бытовании кулачных боев на Руси с древнейших времен. Как липецкие традиции связаны с древностью?

– Это часть одного целого. На территории области сохранились несколько вариантов противоборства. Самое зрелищное, массовое – стенка на стенку. Бились улица на улицу, деревня на деревню и так далее. «Кулачки» имели строгую привязку к большим праздникам, предусматривавшим запрет на работу. Начинались во второй половине дня и заканчивались с темнотой. Бои шли на отведенных для этого местах: на пастбищах, лугах, в лесу, на льду реки, около кладбищ, церквей. Противоборство было частью общего гуляния. Рядом с бойцами собирались «карагоды», «пятаки», где играли на музыкальных инструментах, пели песни и частушки, общались. 

Начинали обычно мальчишки. Затем вступала молодежь, и, наконец, взрослые мужчины. Старались строго придерживаться общепринятых правил: дрались до первой крови, лежачего – не били, дрались только кулаками, били только спереди. Выигрывала та сторона, что «погнала» соперников на определенную дистанцию. Хотя именно ситуация «победы» не была ярко выраженным окончанием. Одна стенка могла «прогнать» другую несколько сотен метров, после чего противники собирались с силами и «прогоняли» оппонентов  обратно. Так продолжалось до темноты или пока бойцы не выдохнутся.

Зафиксированы также индивидуальные варианты противоборств. В селе Сырское массовую сходку предваряли поединщики. Один вызывал другого возгласом: «Кто на любца?» И бился с выходящим противником один на один. Есть вариант, когда поединщики бьют друг друга по очереди в грудь.

Как купец Калашников и опричник Кирибеевич?

– Да, полная аналогия с произведением Михаила Лермонтова. Кроме кулачных боев, зафиксирована борьба. Мужчины схватывались, обхватив друг друга за предплечья. Побеждал тот, кто «ронял» соперника. Еще могли бороться «в силу», обхватив друг друга за торс руками крест-накрест. Существовали и многочисленные варианты мужских силовых игр. Практически везде зимой играли в «царя горы», так у нас называется вариация на тему штурма снежного городка.

– Как долго сохранялась кулачная традиция в регионе?

– В большинстве мест она угасла в 50-е годы. Хранителей устоев после войны стало меньше. Вчерашние деревенские парни уезжали в город, оттуда привозили хулиганские манеры. В кулачных сходках начались пьяные побоища с ножами и кольями. Правоохранительные органы стали пресекать это. Но кое-где традиция длилась до конца 70-х годов. Одно из таких мест – пойменный луг у «мусаткина двора» (прозвище местного жителя) в селе Сырское, где мы и планируем мероприятие. Здесь сходилась вся сельская округа. Сохранение древних воинских забав не в глуши, а на окраине крупного промышленного города – уникальная ситуация.

– Что же увидят зрители 9 марта 2019 года?

– Кулачные бои «стенка на стенку» в адаптированной версии. Биться будут на ограниченном пространстве в несколько сходов.  Кроме того, представим индивидуальные соревнования «на любца» и «борьбу на руках». Все участники соревнований пройдут регистрацию по форме, близкой к соревнованиям в единоборствах. Еще покажем «царя горы». Подробнее об этом можно почитать в положении о состязаниях.

Зрители будут не только зрителями, но и участниками мероприятия. Их ждут традиционные масленичные катания на санях с лошадью, катание с горки. Будут интерактивные зоны с традиционными ремеслами и развлечениями, бытовавшими в Липецкой области. Научим ковать гвозди, молоть муку жерновами, носить воду ведрами с коромыслом, толочь в ступе, делать простейшие крестьянские украшения. Покажем, как играть в настоящие, а не придуманные русские игры. Гуляние не обойдется без песен, плясок, выступления фольклорных ансамблей, сувениров и масленичных угощений.

А масленичный столб и сожжение чучела?

– А вот этим можно будет заняться на следующий день, в Прощённое воскресенье, в парках города. В субботу широкой масленицы на столбы не лазали и ничего не жгли. Давайте придерживаться реально существовавшей традиции, а не скомканных версий того, как было.

P.S. Масленичное народное гуляние «Мусаткин двор» состоится с 11.00 до 15.00 9 марта 2019 года на площадке напротив дома № 278 по улице Советская в селе Сырское. 

Среди организаторов мероприятия: администрация Липецкого муниципального района, администрация Сырского сельского поселения, МБУК «Сырский поселенческий центр культуры и досуга», клуб исторической реконструкции «Северный Берег», военно-спортивный клуб «РИФ», фольклорная арт-студия «Колесо», мужской фольклорный ансамбль «Арепей», ОАУ «Центр событийного туризма», ДДТ «Октябрьский». Гуляние проводится при поддержке Росмолодежи и в рамках долгосрочного регионального социально значимого проекта «Здоровый регион».

Оригинал статьи

Рейтинг: 0