Ноя. 9, 2019

В полусекретном режиме

Прошло уже двое суток со дня приезда в Дагестан спикера парламента Чеченской Республики Магомеда Даудова. Официальной целью визита является создание согласительной комиссии, состоящей из представителей обеих республик для утверждения границ между Чечней и Дагестаном. Информация о приезде спикера парламента соседнего региона не была своевременно дана ни на сайте Народного Собрания РД, ни на РИА «Дагестан». Уже поздней ночью появилась короткая заметка в электронной версии «Дагправды». В то же время на сайте парламента Чечни все было описано достаточно подробно.

 

Такая сверхсекретность и медлительность госСМИ не могли не вызвать определенных опасений и подозрений у жителей республики. Все мы относительно недавно стали свидетелями того, как буквально за несколько недель был решен вопрос об отторжении тысяч гектаров земли у Ингушетии. Использовав все предоставленные законодательством механизмы, проведя многочисленные акции протеста, подвергнув обструкции проголосовавших за закон депутатов и подписавшего соглашение о разграничении главу Ингушетии, жители республики тем не менее не смогли предотвратить поглощение Чечней «кавказских Судет». Противостояние до сих пор продолжается, но градус уже несколько спал. Люди не проводят пикеты на улицах, нет столкновений с полицией. В качестве последней инстанции и медиатора выбран шариатский суд. И многие с надеждой ожидают его решения.

 

Парламентские будни

 

Даудов сначала провел встречу с главой Дагестана Владимиром Васильевым. А затем с председателем Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидовым обсуждались вопросы организации совместной работы по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границе между Дагестаном и Чеченской Республикой в виде координатного описания. «Действующее описание границы между республиками не позволяет заносить сведения о них в государственный кадастр недвижимости. Стороны договорились тесно взаимодействовать при проведении соответствующих землеустроительных работ по уточнению данной границы. Добавим, что аналогичная работа проводится также в других субъектах РФ», — говорится в сообщении, которое, наконец, распространили через официальные ресурсы.

 

Магомед Даудов подчеркнул, что между Чечней и Дагестаном не существует каких-либо проблем, для решения которых их народы не смогли бы найти взаимоприемлемых вариантов. «Не сомневаюсь, что совместное решение вопроса о границе будет способствовать дальнейшему укреплению братских отношений народов Чечни и Дагестана», — цитирует Даудова его пресс-служба. Была создана совместная рабочая группа, в которую вошли специалисты Росреестра, Роскадастра и других заинтересованных ведомств, главы приграничных муниципалитетов, сообщается на официальном сайте Народного Собрания Дагестана об итогах вчерашнего визита в республику чеченской делегации во главе с председателем парламента Чечни Магомедом Даудовым. Как отмечено в сообщении, со стороны Дагестана рабочую группу возглавляет спикер Народного Собрания Хизри Шихсаидов, со стороны Чеченской Республики — председатель парламента Чечни Магомед Даудов.

 

В ходе заседания стороны в целом констатировали отсутствие разногласий и претензий в определении границ. Было заявлено, что работы будут вестись в целях подтверждения исторически сложившейся границы, в том числе на основе картографических и архивных материалов. Работа будет вестись в течение 2019 года при участии Росреестра, который дает методические рекомендации по этому вопросу.

 

В ближайшее время подобные комиссии будут созданы для проведения аналогичной работы с другими приграничными субъектами: Республикой Калмыкия и Ставропольским краем.

 

С чем именно связаны опасения

 

Подобного рода умиротворяющая риторика, « … не смогли бы найти взаимоприемлемых вариантов, … не сомневаюсь, что совместное решение вопроса о границе будет способствовать дальнейшему укреплению братских отношений народов», в данном контексте не будет использоваться просто так, бесцельно. На то она и умиротворяющая, чтобы успокоить, заверить в самых лучших намерениях. И, в принципе, можно было принять все сказанное, как что-то будничное и нейтральное, если бы не несколько «зияющих» но.

 

Во-первых, нечто подобное звучало и в Магасе в преддверии «разграничения». Во-вторых, что-то отдаленно напоминающее указанные выше пассажи вещают и российские переговорщики по вопросу заключения мирного договора с Японией и в вопросе Курильских островов. В- третьих, кто-нибудь может объяснить, зачем в рутинной работе кадастровиков (если она действительно рутинная) участвовать двум вторым лицам республик?!

 

Проблема межрегиональных границ носит общефедеральный масштаб. По данным Росстата, в данных Единого государственного реестра недвижимости зафиксированы только 19,6% межрегиональных границ. Всего в России 378 границ, из них определены лишь 74, а полностью это сделано только в девяти из 85 субъектов. Законодательство не устанавливает четких правил, как регионы могут их устанавливать или менять. Федеральное правительство видит в пограничном вопросе одно из препятствий для развития субъектов и планирует решить его к 2021 году. Однако, на Кавказе это может вылиться в другую проблему.

 

С просьбой прокомментировать прогнозируемые результаты работы комиссии, такие как обмен либо отчуждение отдельных территорий (например, передача Шаройского района ЧР в пользу РД или полное вхождение Андийского озера в административные границы Чечни), возможную реакцию дагестанцев на гипотетические территориальные уступки и причины того, почему эти процессы на Кавказе идут так сложно, мы обратились к нескольким экспертам.

 

Мнения экспертов

 

Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, глава Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге: 

Да, процесс определения границ идет по всей стране. Но нельзя сравнивать аналогичные процессы, проходящие где-то в Сибири или на Севере, где плотность населения совершенно другая по сравнению с густонаселенным Кавказом. Да и использование земли разное — регион сельскохозяйственный. Там только об охотничьих угодьях, местах ловли рыб или паса оленей может быть речь, то есть о биоресурсах. На Кавказе сама земля — биоресурс. На юге метр влево–вправо может вызывать серьезную реакцию, тут нужно еще ментальные особенности учитывать. К тому же, границы на Кавказе, они ведь были проведены достаточно искусственно во время ленинской национальной политики. Раньше люди жили больше вперемешку. Акцентирование внимания на этих границах, определения — вот это наше, вот это не ваше, вот и вообще, проведение этих границ по национальному признаку могут, наоборот, испортить отношения. На Кавказе веками люди жили и нормально взаимодействовали, не беря во внимание национальные границы.

 

Природа этих проблем в доверии. Когда есть ощущение, что власть и система построена так, что приоритет отдается своим, когда одни этносы не верят в то, что представители другой национальности будут к ним справедливы, тогда возникают сложности, нужно бороться с этим. К тому же и наши религии не делят людей по национальному признаку или происхождению. Чем меньше взаимного доверия власти и общества, тем выше риск сделать ошибку. Власть должна взаимодействовать и поддерживать тех, кто выступает за общие интересы, а не за клановые интересы. К тому же, если в какие-либо процессы активнее подключать представителей джамаатов, общественных и религиозных деятелей, они не будут себя чувствовать ненужными, безучастными, и возьмут часть ответственности на себя. Мы должны понимать, что один конфликт порождает другой конфликт. Если на каком-то этапе кто-то решит, что мы сегодня сильнее и мы отожмем, то на этом вопрос не закроется. Остается обида, и она может выстрелить даже через поколения. Получается, создавая своей неосторожностью или самоуверенностью конфликтные ситуации, мы передаем этот конфликт нашим детям.

 

Известный общественный деятель, публицист, лидер фракции КПРФ во Владимирской областной Думе Максим Шевченко не считает возможным развитие событий в Дагестане по аналогичному с Ингушетией сценарию:

 

«Та напряженность, которая имела место в Магасе и Назрани, была вызвана в первую очередь жестким клинчем Евкурова с лидерами местной фронды, в том числе персонами, которые ранее занимали весьма высокие посты в руководстве республики, а сейчас чувствуют себя обделенными. За ними тейпы, тарикатские вирды и веское мнение отдельных старейшин, которое беспрекословно исполняется младшими. Передел земли или передача каких-то лесных угодий в Сунженском районе были лишь поводом, который использовался для раскрутки оппозиционных настроений и полной дискредитации главы региона», — заявил Шевченко.

 

«Я верю, что основной целью создания согласительной комиссии действительно является закрепление уже существующих исторических границ и оценка земли. Просто теперь будут использоваться новые технологии, учитываться данные со спутников и т. д. Я категорически против каких-либо новых переделов, переселений и приграничных конфликтов. Надо работать над восстановлением исторической справедливости, но без сецессий и поглощений. Не надо разделять народы. Надо бороться за принципы гражданственности, равенства и братства», — поясняет политик.

 

Постановление Правительства РД «Об утверждении Положения об Управлении Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения, реабилитации репрессированных народов и строящихся объектов» принято почти два десятилетия назад. Оно было принято на основе консенсуса народов Дагестана и с определенными огрехами, но реализуется. Любые непродуманные решения могут привести к срыву реализации этой программы и накалить межэтнические отношения. Могут быть определенные картографические нюансы по Казеной-Ам или прибрежным районам Терека, но не стоит придавать им национальный окрас. Я думаю, что Матовников и Васильев это прекрасно понимают. Дагестан по своей организации отличается от других республик региона и имеет более высокий модернизационный потенциал. Однако даже молодой дагестанец чувствует боль при виде пустующих горных аулов, население которых покинуло родные места из-за непродуманной и губительной политики прежних властей. В случае же, если будет иметь место какая-то нечестная сделка по вопросу границ и исконная земля будет утеряна, настроения молодежи к руководству будут как минимум неодобрительными, если не враждебными».

 

Председатель «Лакского национального Совета», бывший руководитель Отделения Пенсионного Фонда России по РД Амучи Амутинов прямо заявил, что «дагестанский парламент сам виноват в той реакции, которую вызвали последние новости о создании рабочей группы по разграничению». «Ведь они (НС РД) никак не прореагировали на размещение на сайте чеченского Народного Собрания карты Андийского озера в административных границах Чечни. До сих пор не дали внятный комментарий о целях создания комиссии. Если будет проводиться обычная работа кадастровиков, если нет никаких разногласий, как нам объясняют, то зачем вообще нужны переговоры? И почему их проводят на таком высоком уровне?» — недоумевает Амутинов.

 

«Реакция на возможное изменение границ будет скорее негативная. Почему горцы должны уступать родную землю?! Но если говорить о масштабах и интенсивности, то вынужден констатировать, что такого единения, как в Ингушетии, нам, увы, вряд ли удастся достичь. Дагестан переживает не самые лучшие времена. И дать какие-то рекомендации о способах выхода из кризиса сейчас довольно сложно. Настолько все запущено».

 

 

Авторы Аида Гаджиханова, Гаджимурад Сагитов, Шахрудин Халидов 

Рейтинг: 990