Обряд "Похороны кукушки" - как это было

scale_1200.webp
0 рейтинг
0 голосов

Что, если дети играют в похороны? Нормально ли это? Большинство современных людей сочтёт такую забаву странной и, даже, вредной.

А ещё лет 70 назад в некоторых деревнях Центральной России встречалась старинная обрядовая игра под названием «Похороны кукушки». Участницами игры были девочки- подростки от 12 до 15 лет.

Вот как вспоминал о старинной этой забаве пожилой житель деревни Княжево Калужской области.

- По вясне, помница, Федюха – дружок мой, подговорил меня за девками подглядывать. Как они кукушку свою хоронить будуть. Я поначалу не хотел.

- Не нать, говорю, Федюха, не связывайси с ими (с девками). Они вой подымуть, так тётка Матрёна нам с тобой уши то выдерет.

Федюха, говорит:

- Не баись. Мы с тобой в овине схоронимси - в яме. Девки туды придуть, а мы ка-аак ухнем. Они-то и заверешат. Подумають, шо овинник. Во ржач будить! А на нас они и не подумають.

- Ну, ладно, - говорю, - пойдём.

Овин у нас старый в деревне был, заброшенный. Ещё до революции строили. Но крепкий. Снопы там ужо давно не сушили. Схоронилися мы с Федюхой в ентом овиннике. Сидим в яме. Девок ждём. А их всё никак нету. Федюха от скуки стал истории страшные сказывать. Тут вдруг слышим - девки идуть. По голосам их узнали. Слышу Веркин голос. А Веруха мне, навроде как, нравилась, тады.

Ну, значица, девки своё дело делають - кукушку в гроб кладуть, и сговариваются, как завтра по рассвету хоронить её пойдуть. И тута одна девка – Машка возьми и скажи:

- Ой, девоньки, - говорит, - слышите хтой- то дышит!

Мы с Федюхой и дышать перестали, замерли. И девки затаилися. Прислушиваются. Тута Федеха не выдержал, да как закашлялся. Девки завизжали. Сначала, хотели было драпать. А Машки им кричить.

- Стойтя! Ни бигитя, - это пацаны здеся спрятались! Они за нами подгладывали. Давайтя их искать!

В овине тёмно, окон то нету почти. Только одно махонькое окошко вверху самом. А мы то с Федюхой в яме сидим, и нам ничего не видать. Слыхать тока, как девки шушукаются. Федюха мене в плечо пхаеть и шипить в ухо:

- Хватай их, хватай!

И сам полез вверх. И я полез за ним. Руку протянул. Шарю и попалася мне в руку чья-то нога девчачья.

Я и схватил эту ногу. А самого вдруг такой стыд взял. Даже пот прошиб. Показалося шо я Верухину ногу схватил. Нежная такая ножка, тёплая. Я ведь совсем зелёный был тогда. На Верку и глядеть то боялси, а тут аж за ногу взялся.

Шо дальше? Девки подняли вой. Побегли вон из овина. Мы с Федюхой тоже убегли, схоронилися за дровником и видали, как тётка Матрёна – здоровенная баба была – Веркина матерь (в войну она потом погибла, на мине подорвалась) выскочила с кочергой из своей хаты, и ну орать благим матом .

Как наши девки кукушку хоронили мы глядеть не пошли. Федюха звал, я не пошёл. Кукушка – это кукла такая. Девки в нашей деревне каждую вясну устраивали ей похороны. Поверье такое было: как девка кукушку схоронить – невестой станить. То просто девка- пацанка бегаить себе, а то, вишь, всё – в невесты записывается сразу. На беседы ходить, как взрослая. И уж с парнями можно ей заигрывать.

А кукушку хоронили они – девки тайком, шоб робяты не видали. Боже упаси, коли увидають. Всё тишком, и кукушку делали тайно и гроб ей делали, и обряжали, и оплакивали. Потом сговариваются и могилку ей в тайном месте сделають. Бывала, робяты подглядять, и зорят кукушкину могилку. Вынут кукушку из гробика, и к столбу прибъють на посмех. Девки, тада, плачуть,-убиваюца больно. Считалося, ежели могилку кукушкину разорят, то беде быть с одной из девок. Или помрёть, или хворь приключица, или муж будить пьяница и драчун. Во как.

Похороны кукушки – очень древний обряд. В 20 веке, как и многие обряды десакрализовался. Обряд этот чисто женский. Представляет собой в усечённом виде женскую инициацию.

В народной культуре любые изменения преобразования личности, переходы на новую социальную ступень мыслятся через умирание и перерождение. На том построен в русской культуре, например, свадебный обряд, в котором как бы "умирает" девушка и появляется женщина. При этом невесту не зря в русской традиции обряжают в белые одежды.

Между прочим, и саван белого цвета. И обувь покойного – белые тапочки. Белый цвет не только ассоциация с невинностью, но и с умиранием.

Кукушка – обрядовая кукла, как и все традиционные куклы она безлика. Изготавливали кукушку из раздвоенной веточки.

Конечно, девочки в деревне прекрасно знали друг друга, так как вместе росли. Но во время обряда девочки кумились. Это означало скрепление дружбы особым ритуалом. В народной культуре кума понималась, как лучшая, особенно близкая подруга. Такой подруге доверяли самые сердечные тайны. И это очень важная возрастная потребность молоденьких женщин.

Потребность в такой подруженьке есть и у современных девочек. Но в отличии от своих сверстниц прошлых веков, современные девочки часто лишены возможности свободного общения в дворовых кампаниях, где отношения не регламентируются взрослыми.

Кукушка олицетворяла девочку-ребёнка. Ребёнком остаться на всю жизнь никак нельзя. Пришло время – и станешь взрослой девушкой. Поведение меняется. Отношения с окружающими меняются. Физиология становится другой. Обряд помогает принять все эти изменения. Похороны кукушки – это прощание с девичьим детством.

По рассказам, будто бы начинался обряд со смехом. Наряжали кукушку. Кумились. А потом кукушку клали в гробик, и полагалось оплакать её, а вместе с ней проводить и своё детство. Какая-нибудь особливо искусная в этом деле девчоночка начинала причитать. Ей вторили подружки, и вскоре девчонки проливали слёзы взаправду.

Рано – на рассвете подружки тайком уходили за околицу хоронить кукушку. Потом поминали её, как положено на следующий день, а на 9-тый день, что интересно, во многих районах (но не везде) выкапывали. И снова поминали. Поминальная трапеза самая простая была – варёные яйца, да кусочек хлеба с солью.

Любой обряд призван помочь принять некие обновления в жизни, но не только в том «его соль». Похороны кукушки, и подобные обряды, где обыгрывается тема смерти готовила психику к принятию неизбежности завершения всякого жизненного процесса.

За окончанием всегда следует начало, но, чтобы начать новое нужно отпустить старое. Такова глубокая мудрость народной культуры.

Кстати, о кукушках! Когда-то давно я прочла в журнале «Юный натуралист» о том, что кукушку зря считают плохой матерью. Подбрасывает яйца в чужие гнёзда кукушка не от хорошей жизни. Дело в том, что взрослые особи кукушки питаются личинками непарного шелкопряда. Для птенцов такая пища непригодна. Подложив яйцо в чужое гнездо, родители вовсе не бросают его на произвол судьбы. Держатся рядом, наблюдая за своим птенцом. Если возникает опасность, то родители-кукушки защищают своё чадо.

Оригинал