Из оазиса – в Пензу

пропо.jpg
10 рейтинг
1 голосов

Окружённый волнами барханов, Хорезмский регион Узбекистана отрезан от всего мира бесконечными пустынями. Выросший в настоящем оазисе Батыр Мадримов перевернул всю общественную жизнь в Медицинском институте Пензенского госуниверситета, превратив её в свой оазис смеха и фокусов.

Русские друзья

– Батыр, у тебя идеальный русский! Это удивительно. В Пензе так хорошо выучил? Интересно, а думаешь ты на каком языке? На узбекском?

– Русский я знаю с самого раннего детства – ходил в русский детский сад, а потом и в русскую школу. Мама с папой немного спорили по этому поводу, но мама настояла – теперь очевидно, что она была права (улыбается). Ещё у нас были русские соседи, я очень любил забегать к ним в гости. Так что с детства у меня было русскоязычное окружение. А думаю я (сейчас вас удивлю) на хорезмском языке! Так что в Ташкенте меня не поймут (смеётся). Хорезм тысячу лет был самостоятельным государством, через него проходил Великий шёлковый путь, поэтому упоминание о нём встречается во всех средневековых документах. По национальности я хорезмиец, это ираноязычный народ, у нас свой особый диалект, более близкий к туркменскому языку, нежели к ташкентскому говору.

– Про Хорезм есть интересная история, связанная с походами Александра Македонского – у региона, правда, древняя и интересная история! А как ты оказался в Пензе? «Дело- вой» регулярно рассказывает о студентах из стран СНГ. Про Туркменистан, Армению, Кыргызстан, Таджикистан писали, а Узбекистан забыли! Решили исправиться – обратились в Институт международного сотрудничество, чтобы самого активного узбека порекомендовали. Там говорят: «А он у нас один, но как раз самый-самый!». Как же так вышло?

– Да, действительно, из Узбекистана в Россию учиться почти не приезжают. Дело в том, что у других стран есть договорённости на правительственном уровне: и бюджетные места выделяются, и есть скидки на оплату учёбы. Для узбеков ничего такого нет. А учёба в России дорогая. Я приехал в Пензу вместе с семьёй, мама решила, что для меня лучше будет получить образование в России, в Узбекистане российский диплом очень ценится! А возможностью осуществить этот план было найти работу в России. Маме предложили место в Пензе, так я и оказался в Медицинском институте ПГУ.

В ПГУ мечты сбываются

– В меде так сложно учиться, а ты ещё во всевозможные активности «ударился», да ещё как! Несколько раз становился лучшим актёром «Студвесны»! Что на сцену привело, признавайся. – Мечта! В детстве мечтал стать актёром, а ПГУ помог мне её реализовать! На «Первокурснике» я сыграл Джека Воробья, медицинский впервые занял второе место – и понеслось! «Студвёсны», КВНы, даже в «Мистере ПГУ» засветился – показывал фокусы, получил номинацию за оригинальность жанра. Словом, полностью отдавался сцене, а так как нравилось – отдавался ещё больше!

– Пользуясь публичностью, приобщал к узбекской культуре?

– В полной мере! Как-то приготовил узбекский плов для жюри «Первокурсника». Им так понравилось, что сказали: «Будешь теперь всех кормить!». И так я готовил плов на фестивалях «Диалог культур» и «Ласточка» – кстати, там, с моим появлением, впервые флаг Узбекистана нёс узбек на открытии (улыбается)! Мама – моя главная помощница и болельщица, ни одно моё выступление не пропускала, весь институт её знает (смеётся). Актёрский талант у меня от неё, вы не представляете, как она может спародировать кого угодно! А самое главное погружение в культуру Узбекистана я устроил для своего однокурсника! Он приехал в Пензу из Нигерии, мы подружились, и я повёз его на свадьбу к сестре. Из этого получилось целое приключение! Мы купили билеты на самолёт, а про визу забыли, в итоге я улетел, а он остался и отправился в Посольство Узбекистана в Москве делать документы. На свадьбу не успел. Как оказалось, к лучшему (смеётся). Я повёз его в жемчужину нашего региона – Хиву, всемирно известный город-музей, бывшую столицу Хивинского ханства, сохранившуюся до наших дней почти в первозданном виде. Попали на праздник дынь и арбузов. Таких, как мой друг, в наших местах никогда не видели – люди выстраивались в очередь сфотографироваться, местное ТВ снимало с ним интервью – словом, звезда! Да и на свадьбу мы всё же попали. Было 700 гостей, это ещё мало, мы и по тысяче приглашаем! Только вот всё внимание с молодожёнов быстро переключилось на моего друга! Пока гостили в моём родном городе, заходили на плов к совершенно незнакомым людям: вечером в каждом доме готовят это блюдо, именно из хорезмского риса, и при виде нас многие приглашали зайти. У нас очень гостеприимный народ!

Дружба улиц

– Ты уже долго живёшь в России, какие отличия нашей молодёжи от узбекской заметил? – Я всегда уступаю место старшим, а у вас это большая редкость. Это странно. Ещё в кафе, когда захожу с друзьями, вижу, что парни и девушки чаще платят по отдельности, даже в парах каждый за себя платит. Для меня это дико – у нас всегда мужчина платит. Ещё одну особенность на себе ощутил, но это уже не только молодёжи касается. Сколько в Пензе живу, а соседей не знаю. А у нас даже на соседних улицах все друг друга знают! Причём я не про частный сектор, тоже квартиры в многоэтажках. Это связано с двумя причинами. Мы очень общительные (смеётся). И 90 процентов женщин у нас не работают. Врачи и учителя только обычно женщины. Даже в магазинах и парикмахерских одни мужчины! А женщины все дела домашние переделают и выходят на улицу, рассказывают друг другу про детей, семьи – дружат.

– Назови пять слов, с которыми у тебя ассоциируется твой родной город.

– Во-первых, Навруз. С ним связано главное блюдо праздника – сумаляк. Такой природный энергетик, помогающий организму встрепенуться после зимней спячки. Приготовление – процесс долгий. Варят его из чуть-чуть пророщенных зёрен пшеницы с добавлением хлопкового масла, воды и муки. Всё это в течение суток превращается в сладкую массу. Готовят сумаляк в огромных чанах на 600 литров – собираются женщины со всей округи! Если уж заговорили о еде, то надо сказать про тухум барак – это что-то вроде больших вареников с залитым внутрь яйцом, молоком и маслом. А какие у нас фрукты! Дыни, абрикосы, персики – вы таких точно не пробовали! До России спелые не довезут, срывают зелёными. И пятая ассоциация – пески и соль. Земля солёная, даже вода в кране! Потому что рядом бывшее Аральское море. Помидор можно сорвать и кушать – не солить! Мой город со всех сторон пустыни окружают, до Ташкента тысяча километров – дальше, чем до Туркменистана! Кстати, у столицы разительный контраст с моим городом в плане развития. Очень много вкладывается в Ташкент. В туризм идут значительные средства. В прошлом году Узбекистан за скачок в развитии даже был признан страной года по версии британского журнала «The Economist».