Как сегодня протекает жизнь в Белой мечети

m1.jpg
200 рейтинг
20 голосов

В конце декабря 2020 года на «Арбузе» вышел большой фоторепортаж про пастора Веру, которая уже много лет следит за порядком в кирхе и общается с прихожанами. Тогда в комментариях наши читатели просили в таком же формате рассказывать и о других священных местах города. Мы подумали, согласились и отправились в одну из старейших мечетей Астрахани — Белую мечеть или Ак-мечеть.

Такое название она получила не из-за своего цвета, как многие могли бы подумать. Имам-хатыб мечети Измайлов Ильгам хазрат, который и провел нам экскурсию по памятнику архитектуры, пояснил, что все дело в ее расположении. Мечеть, расположенную на северной стороне, называют «черной», а это здание построено на южной стороне, поэтому и носит название – «белая». Кроме того, любую главную мечеть города называют именно «белой».

В святилище находятся молельный зал; михраб — ниша в стене мечети с украшенной аркой; минарет – башня, с которой верующих призывают к молитве; мембар – трибуна, с которой имам читает проповедь; кабинет имам-хатыба и кабинет муфтия Астраханской области.

При входе в мечеть посетителям обязательно нужно снять обувь. Ее можно поставить в шкафчик. Тут же стоит и скамейка. Практически в каждом уголке храма лежат ковры.

m2.jpg

Внутри здания царит спокойная атмосфера. Все в молельном зале обволакивает запах благовоний. Потолок и стены расписаны теплыми, не раздражающими глаз оттенками. На полу расстелен огромный приятного зеленого цвета ковер, на котором, для удобства верующих изображены секции. Человек встает на свой «прямоугольник» для совершения молитвы и не мешает другим. Имам-хатыб читает проповедь с мембара.

Впервые эту мечеть упоминает академик Самуил Гмелин в сочинении «Путешествие по России для исследования трех царств природы» 1777 года.

В 1810 году на месте деревянного сооружения было решено построить первую в Астрахани каменную мечеть. Она расположилась за каналом в Татарской слободе. Храм был построен на пересечении трех улиц: Беломечетной, 2-й Мечетной и Адмиралтейской. Сейчас эти улицы носят названия Зои Космодемьянской, Бэра и Казанская.

От мечети до фанерной фабрики

В 1930-е годы здание использовала для своих целей советская власть. Стены служили и детским садом, и пекарней и пошивочным комбинатом и даже фанерной фабрикой.

Во времена перестройки муфтият вернул себе храм. А в 1997 году на базе мечети открывается высшее мусульманское медресе «Хаджи-Тархан».

В 2000 году в здании начинается реконструкция. Денежные средства удалось собрать благодаря пожертвованиям и татарскому обществу. Но помимо татар свой вклад также внесли казахи и дагестанцы.

Жизненные вопросы, по которым в мечеть обращаются люди, неизменны: рождение, никах – свадебный обряд, лечение, смерть. Кроме того, людей часто выручают в сложных жизненных ситуациях.

«Например, какой-то человек лишился имущества и жилья и просит помощи на пятничной проповеди. Другие предлагают пожить в их квартирах или домах, приносят вещи. Никого в беде не бросают», — рассказывает нам Ильгам хазрат.

Совет да любовь по-мусульмански

Отдельного внимания заслуживает никах – мусульманский обряд бракосочетания. Брак может быть заключен только по обоюдному согласию жениха и невесты. Кроме того, по шариату есть четыре условия. Первое – у пары должно быть два свидетеля. Второе — мужчина должен быть мусульманином (невеста может быть мусульманкой, иудейкой или христианкой). Третье — жених должен передать своей возлюбленной махр – подарок, который она выбрала сама. И четвертое — должно быть согласие отца невесты и благословение матери. Последний пункт очень важный в современных реалиях. Разрешение родителей – это доказательство, что девушку не привели силой или обманом.

После регистрации молодоженам выдают свидетельство, написанное на русском и на арабском языках. Документ обязательно заверяется печатью. В нем содержится информация о мечети, о месте бракосочетания, о женихе, невесте и свидетелях, а также записывается махр. К слову, астраханки выбирают в качестве подарка достаточно самые разные вещи: коньки, велосипед, квартиру, сережки или, например, швейную машинку.

Дружба одна, а вера — разная

На наш вопрос, взаимодействуют ли имамы с богослужителями других вероисповеданий, Ильгам хазрат признался, что со всеми они поддерживают хорошие отношения: общаются и с батюшками, и с представителями других конфессий.

Однажды имам-хатыб был в Сургуте. На улице он спросил человека, как ему добраться до мечети. Не доехав одну остановку, мужчина вышел около церкви и зашел внутрь. Только когда он разглядел на стенах ангелов и увидел сиденья, то сообразил, что перепутал. Разговорился с батюшкой, который по итогу спонтанной встречи, сказал, что основная заповедь для них – это любовь.

Также приходили и люди, которые сообщали о том, что собираются принять христианство.

Кроме того, Ильгам хазрат поделился с нами интересной историей об имаме другой мечети, который зашел в церковь, и с удивлением понял, что батюшка – татарин. Получается, что закрываться ото всех нет смысла, ведь мы похожи. Наоборот, нужно больше узнавать мир и стараться понять каждого.

978788.jpg

Праздники здесь проходят с размахом. Приглашают весь город. Причем, вне зависимости от того, мусульманин ты или нет, двери всегда открыты. Раньше сюда частенько заглядывал и бывший губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Женщины тоже могут прийти, но им нужно подняться на второй этаж. Сделать это можно с улицы. Быть вместе с мужчинами здесь нельзя.

«Если человек пришел, если хочет со Всевышним пообщаться – у нас всегда все открыто», – говорит Ильгам хазрат.

Тут каждая пятница – это всегда большой праздник. У мусульман считается, что именно в этот день недели Аллах создал Адама. И в пятницу же наступит Судный день. Если человека хоронят в это время, то, скорее всего, он попадет в рай.

Уберечь от радикального ислама

Священнослужители не только следят за порядком и встречают прихожан, но и проводят просветительскую работу с молодежью. Для этих целей имамы посещают школы и высшие учебные заведения. Новому поколению они рассказывают о том, как устроен мир и за что благодарят Всевышнего: мы можем спокойно кушать, гулять, и смотреть на небо.

Причиной ухода в радикализм имам-хатыб называет кипящую кровь и недостаток информации о добре и зле. Также он говорит о том, что у хороших родителей плохих детей не бывает.

«Чья-то душа увидела свет, когда творец создал души, а чья-то — тьму. Если у тебя в сердце свет, ты, как бы ни боролся, как бы ни пытался соскочить и куда бы ни шел, сохранишь его».

Оригинал статьи