В большой семье. Рыбацкое подворье и мечта Ирины Водовозовой об устойчивом развитии астраханского села

78d13e936df2ab0527b8076f1fe695eb.jpg
1278 рейтинг
129 голосов

Почему сельский туризм развивается так слабо? Потому что местных, кто взялся бы за это дело, почти нет, а приезжих встречают с недоверием. «Никакой сельский музей или подворье не будут жить, если в это не вовлечены местные жители», - уверена Ирина Водовозова.

Ирину Водовозову в Астрахани знают. Впрочем, не только в Астрахани. Она шьет русские костюмы, занимается этнографическими исследованиями, участвует в выставках, проводит лекции и мастер-классы. Благодаря ей в Астраханской области возрождены многие старинные ремесла. Много писали о ней, как о мастерице по изделиям из рыбьей кожи.

Но главное её детище на сегодняшний день – рыбацкое подворье и этнокультурный центр в селе Сергиевка Икрянинского района. Его она создает с 2015 года

h-2079.jpg

Все произошло как будто бы случайно. Хотя ничего случайного не бывает, уверена Ирина Водовозова. Несколько лет назад ее накрыла творческая депрессия. Казалось, что ничего не получается, были мысли уехать в Краснодар. Но тут заболела мама. Пришлось отказаться от идеи переезда. Тем временем пришлось съезжать из арендованного помещения – не первый раз, впрочем. В очередной раз подумала: может, хоть домик какой-нибудь купить? «И натыкаюсь на объявление: дешевый домик, написано – Астрахань, - рассказывает Ирина. - Звоню, а там такой веселый дядька: это Сергиевка, Икрянинский район, для рыбалки, для отдыха! Я ему: какая рыбалка, у меня аренда! А он: приезжайте, посмотрите! Кое-как отговорилась: мол, как-нибудь буду ехать мимо, заеду».

Это было в начале марта 2015-го. А 1 мая Ирина с дочкой поехали в Краснодар. Решив-таки перебираться туда вместе с мамой, присмотрели станицу, нашли домик на продажу, списались, отправились смотреть. «И я стою в этом доме и понимаю: я не хочу. Я хочу в Астрахани, мое место там. И все что я знаю, что я хочу делать – это все там, - вспоминает Ирина Водовозова. - Буквально выхожу, сажусь за руль, завожу машину – и тут звонит этот дядька. «Ну что, - говорит, - будешь дом смотреть?» А я что, я остаюсь».

Вернувшись в Астрахань, на следующий день махнула в Сергиевку. Увидела – и поняла: вот он, дом рыбака! Собрала деньги, вырученные на выставках, вторую половину заняла. Хозяин скинул еще немного от первоначальной цены, а узнав, что она собирается делать музей, потащил к главе сельсовета. Так вот и начиналась эта эпопея.

h-2078.jpg

«Такие чудесные истории, они время от времени происходят, - говорит Ирина. – Сейчас, анализируя, я понимаю, что это место идеальное. Икряное –районный центр, атмосфера сельской жизни там утрачена. Где-то через паромы – туда никто не поедет. Здесь есть дорога, от города недалеко».

*****

Сейчас в «доме рыбака» идет ремонт, пахнет свежей древесиной. За счет средств Фонда президентских грантов поменяли забор, сделали пристрой, постелили полы. Долго думали, что делать со стенами – очень были страшные. В итоге решили сделать нейтральное пространство, которое можно трансформировать. «Сегодня, например, говорим о лодках – у нас лодка, фрагменты, какие-то лекции тематические, мастер-классы. Я делаю медленно, но хочу, чтобы люди приехали часа на три и захотели еще вернуться, - делится Ирина Водовозова. - Просто приехать за 70 км и увидеть прялку – это неинтересно».

h-2086.jpg

После мастер-классов дети с удовольствием бегут в "дом рыбака" - посмотреть, пообщаться и помочь: покрасить, например

Встал вопрос – как совместить дорогие ее сердцу костюмы с рыбацкой темой и где вообще все это разместить на 30 квадратных метрах. Пока в 2019 году, приехав в село, не увидела еще на одном дома объявление: «Продается». Сейчас Ирина Водовозова выкупает в рассрочку «женский дом». Здесь уже есть небольшой музей. Не просто «сундук, кровать, икона», а музей истории заселения Астраханской губернии. Русские переселенцы ехали сюда из 17 регионов России, есть архивный список. Экспозиция показывает культуру, быт, рукоделие этих мест. Половики сотканы Ириной Водовозовой, но эту традицию привезли в наши края из Нижегородской губернии, уже потом местные мастерицы переняли эту технику. Костюм из Воронежской губернии, из Курской, понева из Рязанской. Им больше ста лет.

h-2081.jpg

Костюмы она покупает, но не у нас, а в других регионах. «Здесь ничего не сохранилось. Если городская мода проникла в русскую деревню в конце 19 века, то в Астрахани уже в начале 19 века, - рассказывает Ирина Водовозова. - Тканей море, здесь торговали индусы, персы, немцы, англичане. Ткани были доступны. Если в средней полосе парочки шились из ситца как дорогой нарядный костюм, у нас ситец за наряд не считался, из него шили повседневную одежду. Одевались в шелка, парчи, бархат. Например, есть дореволюционная фотография – три девочки-подружки 16 лет, крестьяне Черноярского района, они все в городских бархатных платьях. Каждый отец-крестьянин считал своим долгом на 16-летие нарядить дочь в бархатное платье. В Енотаевском селе Пришиб была самая большая ярмарка – там местные женщины ходили в перчатках, шляпках и с кружевным зонтиком».

*****

За эти годы Ирина Водовозова совместно с районом и сельсоветом и с помощью нескольких выигранных грантов (Фонд В. Потанина, ПАО «ЛУКОЙЛ», Фонд президентских грантов, субсидии СОНКО из областного бюджета) провела районный фестиваль «Рыбацкая осень», праздник День села, устраивает мастер-классы для местных ребятишек. Но большая ее мечта – привлечь в село туристов. Не тех, что приезжают на рыбалку или большими группами на экскурсию – в селе это не работает. «И, может быть, пандемия это и показала. Что туризм может быть индивидуальный, малоформатный и тем самым душевный, домашний – когда люди приезжают по 4 – 5 человек, их встречают – здесь даже слово меняется: не турист, а гость».

А самое главное – чтобы это работало на развитие села. «Не музей или подворье самоцель, а чтобы в селе что-то начало меняться. Кто-то делает сувениры, кто-то будет варить, кормить гостей чем-то местным и уникальным, кто-то повезет на лодке смотреть окрестные красоты». + Но для этого необходимо привлечь местных жителей. А это не так просто. «Прежний хозяин был москвич и приезжал только воблу заготавливать, - рассказывает она. – Когда я купила дом, подумали: будет то же самое. Потом говорили: продаст».

h-2082.jpg

В этих ямах солили рыбу, а потом сушили ее на вешалах

Когда меняли упавший забор, пришли местные жители. Стоят, смотрят, говорят: «Давайте нам работу». «Вот работа, давайте забор ставить». Постояли, ушли. Когда она решила провести мастер-класс по плетению из чакана, то поняла: сельчане отличаются от городских, они не будут заниматься тем, в чем не видят практического интереса.

А когда стала проводить мастер-классы для детей, привозить мастеров – оказалось, что ребятишек не оторвать. Потом стали приходить и взрослые: «Мои у вас были, им очень понравилось, а вы когда будете с ними резьбой заниматься?» Тогда она поняла, что путь к сердцу сельчан лежит через детей.

Как-то проводили мастер-класс по вокалу, привезли пианино и настройщика. Папы помогли занести инструмент в сельсовет. «Я у них спрашиваю: «А где ваши жены гуляют?» Отвечают: «Возле школы, но там так страшненько, а власти ничего не хотят». Я им говорю: «А вы знаете, что у сельсовета есть песок и цемент, но некому работать? Будете?» - «Конечно, будем», - рассказывает Ирина. Сейчас на площадке за школой, где любят гулять и взрослые, и дети, провели субботник, убрали весь мусор, старые обломки плит. Потом всем селом будут облагораживать территорию. Ирина Водовозова привезла в Сергиевку студенток АГАСУ, которые разработают проект зоны отдыха: где будут стоять лавочки, где расти деревья и т.д.

Процесс пошел. А Ирина Водовозова думает дальше. «Мечта сделать такие объекты в разных селах, разной направленности: здесь рыбаки, здесь судостроители, здесь старообрядцы, здесь сарматы. Чтобы появились точки притяжения, и село ожило, стало интересным, чтобы сюда хотелось приезжать еще и еще».

Оригинал статьи