«Во что верили тунгусы и какие обязанности были у сибирских шаманов (редкие фото начала 20 века)

scale_1200.webp
0 рейтинг
0 голосов

С приходом в Сибирь русских тунгусы были крещены в православие, получили новые христианские имена, но ни тому, ни другому особого значения не придавали, сохраняя и шаманскую веру предков, и прежние двойные имена.

Первое из них давалось при рождении, второе было прозвищем, которое тунгус получал во взрослом возрасте за ту или иную черту характера или проявленный талант.

Религия тунгусов, как и других сибирских народов, была основана на веровании в злых и добрых духов. Они были повсюду – населяли тайгу, горы, реки, камни, носили разные имена, обладали разной степенью влияния, по-разному вели себя по отношению к человеку.

Общим качеством было лишь одно: духи всегда были сильнее людей, определяя весь ход их жизни – рождение, болезни, смepть, охотничью удачу, урожай.

Все духи жили в трех мирах, из которых состояла вселенная: небесном, земном и подземном.

В верхнем ярусе располагались солнце, луна и звезды. Солнце представлялось в образе пожилой женщины, и его называли Энекан-сигун – бабушка-солнце. От этого духа зависела смена времен года. Считалось, что зимой она сидит в своём чуме и копит тепло. А весной отпускает его на волю, отчего начинает таять снег и наступают тёплые дни.

Реклама Во что верили тунгусы и какие обязанности были у сибирских шаманов (редкие фото начала 20 века) 20 июля 5,9 тыс. прочитали  С приходом в Сибирь русских тунгусы были крещены в православие, получили новые христианские имена, но ни тому, ни другому особого значения не придавали, сохраняя и шаманскую веру предков, и прежние двойные имена.      Первое из них давалось при рождении, второе было прозвищем, которое тунгус получал во взрослом возрасте за ту или иную черту характера или проявленный талант.  Тунгусы. Фото: Фритьоф Нансена, 1913 г. | Национальная библиотека Норвегии  Религия тунгусов, как и других сибирских народов, была основана на веровании в злых и добрых духов. Они были повсюду – населяли тайгу, горы, реки, камни, носили разные имена, обладали разной степенью влияния, по-разному вели себя по отношению к человеку.  Общим качеством было лишь одно: духи всегда были сильнее людей, определяя весь ход их жизни – рождение, болезни, смepть, охотничью удачу, урожай.  Все духи жили в трех мирах, из которых состояла вселенная: небесном, земном и подземном.  В верхнем ярусе располагались солнце, луна и звезды. Солнце представлялось в образе пожилой женщины, и его называли Энекан-сигун – бабушка-солнце. От этого духа зависела смена времен года. Считалось, что зимой она сидит в своём чуме и копит тепло. А весной отпускает его на волю, отчего начинает таять снег и наступают тёплые дни. Тунгусы у своего чума. Фото: Л.В. Гиршфельдом, 1926 – 1927 гг

Тунгусы у своего чума. Фото: Л.В. Гиршфельдом, 1926 – 1927 гг

Луну тунгусы представляли в образе зеркала Энекан-буга – хозяйки вселенной и всего человеческого рода. Она представлялась очень старой женщиной с добрым лицом, одетой в длинное платье. У неё был мешок, полный душ разных животных, и когда она решала подарить одну или несколько из них человеку, в его стаде рождался олененок.

Наиболее почитаемой помощницей Энекан-буга была Энекан-того – бабушка-огонь, хозяйка мешочка с углями. По верованиям тунгусов, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов. Огню приносили жертвы, бросая первый лакомый кусочек еды, к нему обращались с просьбами: послать охотнику зверя, благополучие семье и т.д.

Столь же уважаемым тунгусами был и добрый дух Сэвэки, заботившийся о человеке и оберегавший его от болезней и неприятностей. В разных местах и у разных родов его представляли по-своему. Одни видели в нем старую женщину, другие – старика, третьи – лося или лосиху, у четвертых Сэвэки связывался с образом молодой и красивой девушки.

Другой характерной чертой религиозных воззрений тунгусов было поклонение животным. Культ был основан на тотемическом представлениях о родстве с тем или иным из животных, поэтому к нему обращались как к родственнику: «дедушка», «отец», «мать», «дядя». Тотемного животного своего рода нельзя было убuвaть.

Тунгусы. Автор фото неизвестен

Тунгусы. Автор фото неизвестен

Большое значение имела и промысловая обрядность, сформировавшаяся представлениями тунгусов о том, что звери понимают человеческую речь, и если о них плохо говорят, могут отомстить.

Поэтому тунгусы во время охоты старались лишний раз не шуметь, прибегали к иносказаниям, названия животных, которых промышляли, заменяли подставными именами, а вину за их cмepть перекладывали на другого. Так, собираясь забить медведя, говорили: «Дедушка, тебя убuвaeт ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т.е. чужой). А yбuв зверя, обязательно просили у него прощения.

Посредниками между духами и людьми у тунгусов выступали шаманы, обладающие, как считалось, особыми качествами и знаниями дарованными свыше.

Заклинание происходило через камлание. Пением и ударами в бубен шаман призывал предков, которые жили несколько сот лет назад, постоянно помогали своим сородичам и делали для них добро.

Важную роль при камлании играли шаманские принадлежности: железная корона с рогами оленя, разнообразные по формам и размерам бубны, колотушки, посохи, медные зеркала и, конечно, шаманский костюм, которые у различных тунгусских народностей были различны. Особенности одеяния каждого шамана зависели, как правило, от того, какие именно духи были ему подчинены.

Реклама Во что верили тунгусы и какие обязанности были у сибирских шаманов (редкие фото начала 20 века) 20 июля 5,9 тыс. прочитали  С приходом в Сибирь русских тунгусы были крещены в православие, получили новые христианские имена, но ни тому, ни другому особого значения не придавали, сохраняя и шаманскую веру предков, и прежние двойные имена.      Первое из них давалось при рождении, второе было прозвищем, которое тунгус получал во взрослом возрасте за ту или иную черту характера или проявленный талант.  Тунгусы. Фото: Фритьоф Нансена, 1913 г. | Национальная библиотека Норвегии  Религия тунгусов, как и других сибирских народов, была основана на веровании в злых и добрых духов. Они были повсюду – населяли тайгу, горы, реки, камни, носили разные имена, обладали разной степенью влияния, по-разному вели себя по отношению к человеку.  Общим качеством было лишь одно: духи всегда были сильнее людей, определяя весь ход их жизни – рождение, болезни, смepть, охотничью удачу, урожай.  Все духи жили в трех мирах, из которых состояла вселенная: небесном, земном и подземном.  В верхнем ярусе располагались солнце, луна и звезды. Солнце представлялось в образе пожилой женщины, и его называли Энекан-сигун – бабушка-солнце. От этого духа зависела смена времен года. Считалось, что зимой она сидит в своём чуме и копит тепло. А весной отпускает его на волю, отчего начинает таять снег и наступают тёплые дни. Тунгусы у своего чума. Фото: Л.В. Гиршфельдом, 1926 – 1927 гг.  Луну тунгусы представляли в образе зеркала Энекан-буга – хозяйки вселенной и всего человеческого рода. Она представлялась очень старой женщиной с добрым лицом, одетой в длинное платье. У неё был мешок, полный душ разных животных, и когда она решала подарить одну или несколько из них человеку, в его стаде рождался олененок.  Наиболее почитаемой помощницей Энекан-буга была Энекан-того – бабушка-огонь, хозяйка мешочка с углями. По верованиям тунгусов, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов. Огню приносили жертвы, бросая первый лакомый кусочек еды, к нему обращались с просьбами: послать охотнику зверя, благополучие семье и т.д. Тунгус из племени орочей. Фото XIX в. | Дальневосточная государственная научная библиотека  Столь же уважаемым тунгусами был и добрый дух Сэвэки, заботившийся о человеке и оберегавший его от болезней и неприятностей. В разных местах и у разных родов его представляли по-своему. Одни видели в нем старую женщину, другие – старика, третьи – лося или лосиху, у четвертых Сэвэки связывался с образом молодой и красивой девушки.  Другой характерной чертой религиозных воззрений тунгусов было поклонение животным. Культ был основан на тотемическом представлениях о родстве с тем или иным из животных, поэтому к нему обращались как к родственнику: «дедушка», «отец», «мать», «дядя». Тотемного животного своего рода нельзя было убuвaть. Тунгусы. Автор фото неизвестен  Большое значение имела и промысловая обрядность, сформировавшаяся представлениями тунгусов о том, что звери понимают человеческую речь, и если о них плохо говорят, могут отомстить.  Поэтому тунгусы во время охоты старались лишний раз не шуметь, прибегали к иносказаниям, названия животных, которых промышляли, заменяли подставными именами, а вину за их cмepть перекладывали на другого. Так, собираясь забить медведя, говорили: «Дедушка, тебя убuвaeт ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т.е. чужой). А yбuв зверя, обязательно просили у него прощения. Тунгусская кулёмка (ловушка) на зайца. Фото Н.П. Наумов,1926 – 1927 гг. | Красноярский краевой музей  Посредниками между духами и людьми у тунгусов выступали шаманы, обладающие, как считалось, особыми качествами и знаниями дарованными свыше.  Заклинание происходило через камлание. Пением и ударами в бубен шаман призывал предков, которые жили несколько сот лет назад, постоянно помогали своим сородичам и делали для них добро.  Важную роль при камлании играли шаманские принадлежности: железная корона с рогами оленя, разнообразные по формам и размерам бубны, колотушки, посохи, медные зеркала и, конечно, шаманский костюм, которые у различных тунгусских народностей были различны. Особенности одеяния каждого шамана зависели, как правило, от того, какие именно духи были ему подчинены. Изгнание злых духов из больной женщины. Фото начала XX в.

Изгнание злых духов из больной женщины. Фото начала XX в.

Стоило шаманское одеяние недешево и изготавливалось на средства всего рода. Костюм бережно хранился и передавался шаману-преемнику вместе с подчиненными духами, остававшимися при нём после cмepти хозяина.

При всех обрядах и камланиях присутствовали по два помощника шамана – обычно его ученики или члены рода, хорошо знавшие обряды. В их функции входило: разогревать на костре бубен, очищать и раздевать шамана до и после камлания, успокаивать, а когда тот входил в экстаз, поддерживать, чтобы он не упал (случаи, когда шаман входил в экстаз, и не мог удержаться на ногах, были не так уж редки).

Помимо общения с миром духов, шаманы выполняли целый ряд социальных функций. В их обязанности входила забота о материальном благополучии рода и душах живых, а также проводы душ покойных в мир мёртвых. Они же гадали, обеспечивали удачу в охоте и оленеводстве, и, конечно, лечили захворавших.

Занимавшие некогда на востоке Сибири обширные территории, тунгусы в итоге оказались стеснены с юга бурятами и русскими, с севера – якутами, по нижнему течению Енисея – остяками.

Но удивительный этот народ не исчез с исторической сцены бесследно, сохранившись под новым именем – эвенки.

Оригинал