Национальный костюм коми ижемцев. Женский, детский комплект одежды входит – сарафан, рубаха, подьюбник, возрастные головные уборы, обувь.
Особенности костюма: дети сарафан носили без передника, а для замужних женщин он был обязательной частью костюма.
Для описания комплекта костюма я, бы хотела подчеркнуть порядок ношения костюма:
- Нижняя нательная одежда –« улыс юбка» их шьют с хлопчатобумажной ткани с оборками по низу подола.
Для поддерживания трапецивидной формы костюма под сарафан надевались две – три юбки с множеством оборок.
- Рубашка «сос» - размером доходящая до талии сшита из шелковой ткани с прямыми плечевыми ставками «ластавич». Верхнюю часть рубахи шили из дорогой ткани – шелка, атласа. На нижнюю часть же рубахи , которая закрывалась сарафаном, употребляется ткань более низкого качества.
Для болеенарядного вида изделия необходимо украсить воротник стойку и полики – « ластавич» контрастными цветами, вставками. Данном случае рубашка сшита из зеленого шелка, а полики выбраны из розового шолка.
«Сарафан» – сшит в традиционном крое « косоклинка» из шелковой ткани. . Пошив сарафана состоит из 3 сшитых широких полотнищ, двух косых клиньев с боку, заложенную в мелкую складку. Основа собирается в односторонние складки направленные от центра к спинке, по центру спинки закладывается одна двойная глубокая встречная складка. Передняя часть сарафана под грудью остается свободной.
Сарафан имеет твердый кушак отстроченной декоративной строчкой в виде зигзага. Подол украшается тесьмой «тас», вместе с горизонтальной линией складок кружево выступает в роли декоративного элемента.
Акцентом к костюму служит вязаный «пояс» (оберег), головной убор «лента» , на ногах вязаные носки с тапочками «чурк» сшитые из натуральной мягкой кожи.
«Лента»- головной убор для девочек называлась прямо разрезанный кусок парчи который нашивались на кусок сукна и снизу подвязывались тканью. Украшением для всего костюма служат яркие бусы подчеркивающие красоту ижемки.
Целью предлагаемого изделия является сохранения и материализации костюма у подрастающего поколения. И дальнейшее сохранение культуры коми ижемцев и продолжение традиций.